Статья на тему: «Особенности Копинг - стратегий воспитателей дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем эмоционального выгорания»
статья на тему

Федорова Наталия Валерьевна

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в дошкольном образовательном учреждении обострилась. Повысились требования со стороны общества к личности воспитателя, его роли в воспитательно-образовательном процессе. Именно от личности воспитателя и эффективности его профессиональной деятельности зависит не только становление основ характера ребенка, но и будущее общества в целом. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к эмоциональным срывам, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают эмоциональное выгорание. 

Термин «выгорание» впервые появился в 1974 году в статье американского психолога Дж. Фреденбергера  работавшего в альтернативной службе медицинской помощи и наблюдавшего его проявления у себя самого и у своих коллег. Он изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. (Н. Е Водопьянова, 2009)

 

Впервые понятие копингов было введено Р.Лазарусом и С.Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Относительный смысл эмоции (угроза, потеря, брошенный вызов, выгода) зависит как от контекста, так и от оценки ситуации человеком и взаимодействия этих двух факторов, так называемого «потока действий и реакций» (Р. Лазарус, 1986)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_koping_strategiy_vospitateley.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Особенности Копинг - стратегий воспитателей дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем эмоционального выгорания»

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в дошкольном образовательном учреждении обострилась. Повысились требования со стороны общества к личности воспитателя, его роли в воспитательно-образовательном процессе. Именно от личности воспитателя и эффективности его профессиональной деятельности зависит не только становление основ характера ребенка, но и будущее общества в целом. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к эмоциональным срывам, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают эмоциональное выгорание.

Термин «выгорание» впервые появился в 1974 году в статье американского психолога Дж. Фреденбергера  работавшего в альтернативной службе медицинской помощи и наблюдавшего его проявления у себя самого и у своих коллег. Он изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. (Н. Е Водопьянова, 2009) 

Отечественные учёные Старченкова Е.С и Водопьянова Н.Е. определяют синдром выгорания - как неблагоприятную реакцию на профессиональные стрессы, которые включают в себя психофизиологические, психологические и поведенческие составляющие

В.В. Бойко описывает выгорание как динамический процесс, возникающий поэтапно согласно механизмам формирования стресса в качестве психологической защиты, которая в ответ на отдельные травмирующие воздействия выступает в форме частичного либо абсолютного выключения эмоций (В.В Бойко, 2004) 

По утверждению Т.В. Форманюк эмоциональное выгорание является  долговременной  стрессовой реакцией или синдром, возникающим вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. По своей сути данный феномен, проявляется  в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. В процессе эмоционального выгорания личность утрачивает не только эмоциональную и когнитивную, но и физическую энергию. Это, в свою очередь, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Однако с другой стороны этот процесс представляет собой некий защитный психологический механизм, позволяющий оградиться эмоционально от психотравмирующего фактора. Являясь функциональным стереотипом, эмоциональное выгорание позволяет дозировать и экономно расходовать доступные энергетические ресурсы. (Т.В Форманюк, 1994)

На сегодняшний день многие ученые ведут дискуссии  о проблеме соотношения таких понятий как выгорание и профессиональный стресс.

Так, эмоциональное выгорание часто рассматривается через призму таких понятий как профессиональная деформация сопровождающаяся неадекватным эмоциональным реагирования в ответ на психотравмирующие воздействия в профессиональной деятельности, состояние и стресс.

Тем не менее, выгорание является  самостоятельным феноменом, который не сводится  к другим состояниям, которые встречаются  в профессиональной деятельности воспитателя (стресс, утомление, депрессия). Однако некоторые исследователи склонны рассматривать психическое выгорание как длительный рабочий стресс, все же большинство исследователей сходится во мнении, что стресс и выгорание - хотя и родственные феномены, но относительно самостоятельные.

В свою очередь многие ученые рассматривают,  соотношение между выгоранием и стрессом с позиций временного фактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгоранием по их мнению кроется, прежде всего, в длительности процесса. Выгорание представляет собой модификацию длительного, «растянутого» во времени рабочего стресса от коммуникативной пресыщенности.

По мнению Г. Селье, стресс представляет собой адаптивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другим различием между стрессом и выгоранием является степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений. (Г. Селье , 1982) 

Также Г. Селье утверждал, что  в отличие от стресса, который  возникает во множестве ситуаций, например, различные ситуации на работе, болезнь, смерть, безработица, выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Тем не менее , хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, все же выгорание следует считать более самостоятельным понятием.

Однако, с другой стороны, многочисленные исследования указывают на тесную связь между стрессом и выгоранием. Лица, подвергшиеся выгоранию, отмечают более высокий уровень психологического стресса и меньшую к нему устойчивость. (Г. Селье , 1982) 

Факторы синдрома эмоционального выгорания воспитателей

 

К основным факторам оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений можно отнести: высокую рабочую нагрузку; частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством; низкая оплата труда; напряженный характер работы; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации; (С. Маслач, В. Спиридонова, Т. В. Форманюк В. В. Бойко) В. В. Бойко рассматривает развитие синдрома выгорания в соответствии с механизмом развития стресса. Он выделил три фазы развития эмоционального выгорания, в которые включил 12 симптомов

1. Фаза напряжения - является предвестником и пусковым механизмом начала эмоционального выгорания. Носит динамический характер, обусловленный постоянным воздействием постепенно усиливающейся психотравмирующей обстановки. Тревожно-нервное напряжение проявляется:

- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» (проявляется постепенно усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности и сопровождается нарастанием раздражительности, отчаяния). Если психотравмирующая ситуация не разрешается состояние человека ухудшается и возникают следующие проявления эмоционального выгорания;

- симптом «неудовлетворенности собой» (возникает в результате постоянных неудач и невозможности повлиять на ситуации и проявляется недовольством самим собой, профессией). Симптом развивается в результате действия закона эмоционального переноса, согласно которому негативная энергетика сконцентрирована внутри и направлена на себя. В результате все получаемые впечатления оказывают травматическое воздействие на психику человека. Эмоциональное выгорание в этой стадии возникает в результате интенсивной интериоризации обязанностей, роли, обстоятельств деятельности, повышенной совестливости и чувства ответственности. В начале, их действие проявляется в нагнетании напряжения, а затем в провоцировании психологической защиты;

- симптом «загнанности в клетку» (является продолжением воздействия стресса, в результате которого развивается чувство безысходности). Этот симптом характеризуется значительным усилением психической энергии. Если она не находит путей для реализации и не срабатывают механизмы психологической защиты, то возникает ощущение загнанности в угол, проявляющиеся интеллектуально-эмоциональным тупиком;

- симптом «тревоги и депрессии», развивающейся, когда профессиональная деятельность осуществляется в особо тяжелых условиях. В этом случае эмоциональное выгорание возникает как средство психологической защиты. Человек начинает переживать трудность сложившейся обстановки, его начинают посещать тревоги, чувство разочарованности. Этот симптом является крайним проявлением тревожной напряженности.

2. Фаза резистенции, реализует себя в виде формирования сопротивления нарастающему стрессу. Однако выделение этой фазы достаточно условно, т.к. защитные механизмы в процессе эмоционального выгорания начинают срабатывать еще с фазы тревожного напряжения. Формирование защиты проявляется следующими симптомами:

- симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», когда человек перестает различать два принципиально разных явления: экономическое проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Это проявляется ограничением эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в процессе профессионального взаимодействия. Это происходит по принципу «хочу или нет». Внешне это проявляется грубостью, безразличием, неучтивостью;

- симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» - является следующей ступенью углубления неадекватного взаимоотношения с коллегами. Человек начинает испытывать постоянную потребность в самооправдании. Это возникает из-за недостаточного стимулирования нравственных чувств;

- симптом «расширения сферы экономии эмоций», проявляющийся выносом формы защиты за пределы профессиональной области на близких, друзей и знакомых;

- симптом «редукции профессиональных обязанностей», проявляющийся в попытках сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

3. Фаза истощения - выражается падением эмоционального тонуса и ослаблением нервной системы. В этой фазе эмоциональное выгорание уже выражено в полной мере:

- симптом «эмоционального дефицита», проявляющийся осознанием того, что человек ощущает, что он уже не может эмоционально реагировать на других людей. Состояние постепенно прогрессирует, в результате чего происходит регресс положительных эмоций и развитие отрицательных;

- симптом «эмоциональной отстраненности», когда фактически все эмоции исключаются из профессиональной деятельности;

- симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации», проявляющийся в полной утрате интереса к человеку. Субъекты профессиональной деятельности начинают восприниматься как неодушевленные предметы, требующие выполнения какой-либо манипуляции;

- симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений», проявляющийся на уровне психического и физического самочувствия.

(В.В Бойко, 1999)

Синдром выгорания наносит ущерб здоровью воспитателю, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.

Копинг-стратегии как один из способов профилактики выгорания воспитателей

Впервые понятие копингов было введено Р.Лазарусом и С.Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Относительный смысл эмоции (угроза, потеря, брошенный вызов, выгода) зависит как от контекста, так и от оценки ситуации человеком и взаимодействия этих двух факторов, так называемого «потока действий и реакций» (Р. Лазарус, 1986) 

 По их мнению копингом понимаются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности». (Р. Лазарус, 1986) 

 Авторы подчеркивают, что копинг - это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние

Д. Амирхан считал, что выбор индивидом тех или иных копинг-стратегий является достаточно стабильной характеристикой на протяжении всей жизни, мало зависящей от типа стрессора. Он обозначил их как базисные стратегии поведения человека и объединил в три группы:

1) Стратегия решение проблемы (адаптивная) при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;

2) Стратегия поиск социальной поддержки (адаптивная) при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3) Стратегия избегание проблемы (неадаптивная) при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. (Д. Амирхан, 1990)

Л. А. Александрова рассматривает в качестве стратегий совладания с жизненными трудностями преобразующие стратегии и стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуации). К вспомогательным приемам сохранения равновесия в сложных ситуациях можно отнести «техники борьбы» с эмоциональными нарушениями, которые вызваны неустранимыми, с точки зрения субъекта, событиями носящими негативный характер. Уход и бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической деятельности, но и в психологической форме - путем внутреннего отчуждения или подавления мыслей о ней. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют трудную проблему, но позволяют на некоторое время облегчить психическое состояние. (Л.А. Александрова, 2004)

Л. Пирлинг и С. Скулер в своих исследованиях, измеряли  копинг-поведение здоровых взрослых людей в стрессовых ситуациях. С помощью метода  интервью, они выделили три основных копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию; ответы, изменяющие значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений. (Л. Пирлинг, 1978)

В процессе исследования было замечено, что большинство людей склонны применять различные стратегии, переходя от когнитивных стратегий к эмоционально-сфокусированным, и наоборот. При этом для успешного выхода из стрессовой ситуации необходимо пропорциональное представительство каждого из указанных видов копинга. Таким образом, какая из стратегий «хороша или плоха», зависит от ситуации и может изменяться по ходу развития ситуации. (Л. Пирлинг, 1978)

А. Либина утверждает, что одной из важных проблем исследования преодоления является изучение последствий различных стратегий преодоления для уровня саморегуляции человека, а также их эффективности. Она предпологает что проблемно-ориентированные стратегии эффективны и имеют положительные взаимосвязи с измерениями психологического здоровья. Опора на эмоционально-ориентированные стратегии, с другой стороны, связывается с плохим психическим здоровьем. (А. Либина, 1998)

Также она отмечает, что проблемно-ориентированные стратегии преодоления будут более эффективными, если событие потенциально можно взять под контроль, в то время как эмоционально-ориентированный копинг будет более адаптивным в случае низкого контроля над ситуацией.

Другая группа исследователей, которые занимающихся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства. Более подробно ресурсную концепцию рассмотрел С. Хобфолл, в своей теории по сохранению ресурсов. В психологической литературе ее называют СОR -теория, или теория психологического стресса и «консервации» ресурсов .

Хобфолл называет ресурсами то, что ценно для человека и помогает ему сохранять психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях. Ресурсы включают в себя объекты (цели), состояния, личные и энергетические характеристики, которые либо сами по себе необходимы для выживания (прямо или косвенно), либо служат средствами достижения лично значимых целей. Ресурсы включают в себя объекты (цели), состояния, личные и энергетические характеристики, которые либо сами по себе необходимы для выживания (прямо или косвенно), либо служат средствами достижения лично значимых целей. (Б.Г Ананьев, 2001)

В своей теории «консервации» ресурсов С. Хобфолл.  выделил два принципа. В первом принципе он говорил о  том, что люди стремятся получить, сохранить и приумножить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. (Б.Г Ананьев, 2001)

А во втором принципе люди инвестируют (вкладывают) ресурсы для защиты от их потери, люди стремятся восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы.

По вопросу развития выгорания, автор утверждал, что на ранних его стадиях люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжающимися) рабочими стрессорами путем высокого уровня вложения личных ресурсов, направленных на преодоление. Тем неменее люди на этой стадии перевозбуждены, тревожны, если у них недостаточно ресурсов, по решению  проблемы, следовательно нехватка ресурсов может привести к применению защитного поведения для сохранения или восполнения своих ресурсов.

В своей теории по сохранению ресурсов Хобфол рассматривает два типа ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями.» Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость». (Б.Г Ананьев, 2001)

А. Либина основываясь на информационной модели стрессоустойчивости, выделяет следующие  ресурсы преодоления стресса:  

- когнитивное преодоление - понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки. (А. Либина, 1998)

- эмоциональное преодоление - осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного отреагирования и др.

- поведенческое (деятельностное) преодоление - перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивация поведения или деятельности.

- социально-психологическое преодоление - изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений.

Многие зарубежные исследователи, отмечали что, важнейшим ресурсом устойчивости от выгорания является социальная поддержка и стремление полагаться на нее. Социальные ресурсы связаны с устойчивостью к выгоранию, поскольку тем, кто обладает большей социальной поддержкой, помогает как осознание того, что они не окажутся одни в трудную минуту, так и фактическая инструментальная помощь, к которой они могут обратиться в стрессовой ситуации. В этом случае сама по себе вера в то, что всегда можно положиться на социальную поддержку, помогает конструктивно перерабатывать жизненные и рабочие стрессы.

Многие исследователи отмечают две группы ресурсов: личностные и средовые, их еще называют психологическими и социальными ресурсами. Личностные ресурсы включают навыки и способности индивида, активную жизненную установку: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях, позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества, физические ресурсы, состояние здоровья и отношение к нему как к ценности самоуважение, самооценку, собственная значимость, самодостаточность;   Средовые - отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сети. Известно, что моральное состояние (например, оптимизм) и энергичность (запас жизненных сил) влияют на стойкость, а вера в свою результативность - на настойчивость при решении трудных жизненных проблем. Наличие же материальных средств открывает доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи. Доступность ресурсов в социальной структуре различна так как в обществе неравномерно распределяются не только материальные блага, но и уважение, престиж, власть. Вследствие этого люди с низким экономическим статусом чаще чувствуют бессилие перед лицом стрессовых обстоятельств, нежели представители обеспеченных слоев общества. (Б.Г Ананьев, 2001)

Многие авторы выделяют, что еще одним мощным ресурсам является социально-психологическая поддержка. Она выступает в качестве некоторого буфера между стрессом и его негативными последствиями, смягчает патогенное действие стресса, оказывающего влияние на здоровье.

Социально- психологическая поддержка - это внешний ресурс, который зависит от готовности личности обратиться за помощью.

Социально- психологическая поддержка - важный ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности.

Таким Образом для того чтобы справляться со стрессовыми ситуациями в профессиональной деятельности воспитатель использует не только собственные ресурсы, но и стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг - стратегии.

Для изучения данного феномена мною была поставлена цель, определен объект, предмет исследования и выдвинута гипотеза.

Цель исследования: изучения копинг - стратегий воспитателей с разным уровнем эмоционального выгорания.

Объект исследования:  воспитатели, отработавшие от 10 лет в детском саду.

Предмет исследования:копинг стратегии воспитателей.

Гипотеза исследование основано на предположении о том, что существуют различия в использовании копинг- стратегий воспитателей ДОУ, с разным уровнем эмоционального выгорания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были использованы следующие методы:

  1. Эмпирические методы: психодиагностика, которая осуществлялась с помощью следующих методик:

      1 Методика В.В.Бойко, позволяющая выявить уровень эмоционального выгорания у воспитателей.

      2 Методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий»;

      3 Тест С. Нормана, , для диагностики преобладающих копинг- стратегий  в стрессовых ситуациях. 

  1. Методы математической статистики критерий Крускала-Уоллиса и коэффициент корреляции Пирсона.

Настоящее исследование проводилось в 2014 году на базе ряда Муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие 50 сотрудников ДОУ, работающих в должности «воспитатель». Средний стаж работы испытуемых в данной должности составляет около 10 лет. Возраст испытуемых - от 30 до 55 лет.

1)По данным методики В.В. Бойко( рисунок 1) позволило разделить основную выборку на три группы В первую группа вошли воспитатели с низким уровнем выгорания (в количестве 26 человек, что составляет 52% от общей выборки;

Во вторую группу вошли - воспитатели со средним уровнем выгорания, в количестве 17 человек, что составляет 34% от общей выборки.

В третью группу вошли воспитатели-с высоким уровнем выгорания в количестве 7 человек, что составляет 14% от общей выборки.

2)По данным методики Д.Амирхана ( таблица 1) выраженность базисных копинг-стратегий мы видим, что воспитатели с низким уровнем выгорания используют  стратегию разрешения проблем, они приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в профессиональной сфере .  Воспитатели с высоким уровнем эмоционального, выгорания используют данную стратегию сравнительно редко .

Воспитатели со средним уровнем эмоционального выгорания используют копинг-стратегию «поиск социальной поддержки», что свидетельствует о том воспитатели стремятся делиться со своими переживаниями и получить поддержку со стороны окружающих.  

Выраженность базисных копинг-стратегий поведения воспитателей ДОУ по методике Д.Амирхана (баллы, среднее значение)

Копинг

Испытуемые воспитатели с различным уровнем выгорания

Значимость различий

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Разрешение проблем

27,46

25,29

19,86

p0,05

Социальная поддержка

22,85

25,18

21,00

p0,05

Избегание

24,77

24,76

26,00

р>0,05

* - (p 0,05)

 3)По данным методики С.Нормана ( таблица 2 ) выраженность стратегий копинг-поведения в стрессовой ситуации воспитатели с высоким уровнем эмоционального выгорания ориентированы на стратегию избегания видимо они пытаются уйти от проблем в случаи затруднений с помощью быстрого снятия эмоционального напряжения путем редукции.

Воспитатели со среднем уровнем выгорания ориентированы на стратегию «социальное отвлечение», которая связана с обращением в ситуации стресса за поддержкой к близким людям.

Воспитатели с низким уровнем выгорания используют стратегию отвлечение, которая определяется тенденциями больше спать, ходить по магазинам и баловать себя любимой едой.

Проведенный корреляционный анализ , результаты которого представлены в таблице 3 позволил установить, что чем сильнее воспитатели с низким уровнем эмоционального выгорания в стрессе используют стратегию разрешения проблем, тем реже они используют стратегию избегания.

У воспитателей со среднем уровнем выгорания сильной взаимосвязи между копинг - стратегиями не выявлено.

Выраженность стратегий копинг-поведения в стрессовой ситуации по методике С.Нормана у воспитателей с различным уровнем эмоционального выгорания (среднее значение)

Стратегия копинга в стрессовой ситуации

Испытуемые воспитатели с различным уровнем выгорания

Значимость различий

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Ориентация на решение задачи

53,08

50,24

44, 58

р>0,05

Ориентация на эмоции

41,58

41,59

47,57

р>0,05

Ориентация на избегание

40, 77

51,06

59, 86

p0,05*

Отвлечение

25,31

24,76

19,29

p0,05*

Социальное отвлечение

18,54

21,47

16,29

p0,05*

* - (p 0,05)

Также по проведенному корреляционному анализу результаты которого представлены в таблице 4, установлено, что чем сильнее воспитатели с высоким уровнем  выгорания  используют стратегию поиска социальной поддержки, тем слабее становится стратегия избегания. А также при одинаковом использовании стратегии избегания и стратегией ориентации на эмоции приводит к низкому развитию личностно - средовых ресурсов.

Результаты корреляционного анализа данных воспитателей с низкой степенью выраженности эмоционального выгорания.

Стратегия разр-ие проблем

Стратегия поиска соц. поддержки

Стратегия избегания

Решение задачи

Эмоции

Избегание

-0, 53*

Отвлечение

* (p 0,05)

Таким образом цель нашего  исследования достигнута и гипотеза подтверждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования, как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательн...

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме "Роль воспитателя в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

В консультации говорится о том, что должен знать воспитатель и какую помощь оказывать инструктору по ФК в процессе НОД по физической культуре....

Статья на тему: "Стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях"

В статье описывается деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения...

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ...