Проектирование системы методической работы на тему: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
проект на тему
В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование системы методической работы
на тему:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовный человек мыслит своими мыслями,
а чувствует чужими чувствами…
(Л. Н. Толстой)
Актуальность.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно –
нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.02.12.), федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.13.) определяют не только общие требования к содержанию образования в образовательных дошкольных учреждениях, но и подчеркивают, что содержание образования должно обеспечить формирование духовно-нравственной личности.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении.
В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям.
Задачи реализации проекта:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Формирование духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника в процессе интеграции образовательных областей посредством основных видов детской деятельности.
- Способствовать формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Обогатить предметное развивающее пространство по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
- Расширить социокультурное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Вид проекта:
- По составу – коллективный.
- По целевой установке – практико-ориентировочный.
- По срокам реализации – долгосрочный.
Участники проекта: педагогический коллектив, воспитанники детского сада, родители (законные представители).
Принципы:
Предлагаемая технология работы является частью общей системы нравственного воспитания, разработанной педагогами и психологами (А.В. Запорожец, В.И.Логинова, Т.А.Ильин и другие) на основе современных дидактических принципов.
- Принцип интегративности – реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
- Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса, формирование основ научного мировоззрения.
- Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
- Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
- Принцип проблематизации – заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем активности, инициативы детей в их решении.
- Принцип народности – воспитание на традициях народной культуры.
- Принцип краеведения – максимальное включение в образовательный процесс культуры Нижегородской области.
- Принцип опоры на ведущую деятельность – связь игры с другими специфическими детскими видами деятельности.
- Принцип сотрудничества и сотворчества – взрослый и ребенок - равноправные партнеры, преобладание эмпатии в межличностных отношениях.
Основные направления в работе:
- Создание материально-технических условий.
- Формирование и развитие кадрового потенциала.
- Формирование у детей дошкольного возраста духовно–нравственных ценностей.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями).
- Взаимодействие с социумом.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Расширены знания детей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
- У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
- Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.
Для педагогов:
- Повышен уровень квалификации педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
- Мобильны, умеют работать с новым учебным материалом, творчески подходят к работе.
- Развиты коммуникативные умения.
Для родителей:
- Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
- Создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций и зарождение новых.
- Активное участие в мероприятиях ДОУ.
Для дошкольного образовательного учреждения:
- Расширено развивающее предметное пространство материалами по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, созданы мини музеи.
- Разработано методическое сопровождение проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
- Повысился статус дошкольного учреждения.
Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный (организационно-аналитический):
август – сентябрь.
Задачи:
- изучить имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме;
- разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей;
- определить основные направления деятельности;
- познакомить педагогический персонал с основными направлениями научно-исследовательской деятельности.
№ | Содержание | Цель | Сроки | Ответственный |
1 | Разработка и утверждение положений, приказов, договоров с социумом (музей, школа). | Обеспечить правовую поддержку проекта. | август | Заведующий, ст. воспитатель |
2 | Изучение научно-методической литературы в рамках проблематики. | Повысить педагогическую компетентность педагогов. | сентябрь | педагоги |
3 | Разработка перспективного планирования по духовно – нравственному воспитанию. | Выстроить систему работы по проблеме. | сентябрь | Творческая группа |
4 | Подбор и разработка диагностического инструментария (анкеты, карты наблюдения, анализа деятельности, методики выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактические игры и пр.). | Обеспечить диагностическую поддержку педагогов. | август | Ст. воспитатель |
5 | Развивающая предметно-пространственная среда. | Выявить условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников. | сентябрь | Ст. воспитатель |
6 | Педагогическая диагностика воспитанников. | Выявить сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков поведения, духовно-нравственных ориентиров. | сентябрь | Воспитатели |
7 | Анкетирование родителей (законных представителей) | Выявить отношение родителей к проблеме духовно-нравственного воспитания детей, семейных традиций и ценностей. | сентябрь | Воспитатели |
II этап – основной (практический):
октябрь – апрель.
Задачи:
- внедрить систему работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в практику ДОУ;
№ | Содержание | Цель | Сроки | Ответственный |
1 | Новые подходы к организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Выставка. | Информировать педагогов о формах взаимодействия с дошкольниками. | сентябрь | Ст. воспитатель |
2 | Я люблю свой город. Интегрированное НОД | Поддерживать интерес к истории родного города, воспитывать чувство гордости за свою малую родину. | сентябрь | М.руководитель, воспитатели |
3 | Фотовыставка «Город славный, город дивный». | Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, способствовать сплочению внутрисемейных отношений. | сентябрь | Воспитатели, родители (законные представители) |
4 | Роль художественного искусства в нравственном воспитании дошкольников. Консультирование педагогов | Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей при помощи средств изобразительного искусства. | октябрь | воспитатель |
5 | Формирование у дошкольников навыков культуры поведения. Консультация АПН. | Способствовать профессиональному росту начинающих педагогов. | октябрь | воспитатель |
6 | Посещение городецкого краеведческого музея. | Укреплять социокультурные связи. Познакомить детей с историей города. | октябрь | Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 4, 5, 6. |
7 | Музыка нравственности. Папка взаимодействия. | Способствовать повышению внутренней культуры родителей (законных представителей). | октябрь | М.руководитель |
8 | Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Тренинг. | Активизировать деятельность воспитателей в ходе организационно-методической работы. | ноябрь | воспитатель |
9 | Правила поведения для воспитанных детей. Картотека памяток. | Конкретизировать теоретические знания педагогов о нравственном воспитании детей. | ноябрь | Ст. воспитатель |
10 | «Семья – основа нравственности». Общее родительское собрание. | Повысить компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в условиях семьи. | ноябрь | заведующий |
11 | Маму милую люблю. Концерт. | Способствовать укреплению внутрисемейных связей. | ноябрь | М.руководитель, воспитатели |
12 | День примирения и согласия. НОД. | Способствовать приобщению воспитанников к истории страны, формированию патриотических чувств. | ноябрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
13 | Экскурсия в библиотеку. | Взаимодействие с социумом. Формирование навыков культуры поведения. | ноябрь | Ст. воспитатель, воспитатели гр № 6 |
14 | Воспитание у дошкольников социальных форм общения: вербальных и не вербальных. Выставка методического материала. | Информационно-методическое сопровождение в-о процесса. | декабрь | Ст. воспитатель |
15 | Рождественская открытка. Конкурс Федоровского монастыря. | Способствовать развитию творческого потенциала, укреплению внутрисемейных отношений. | декабрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
16 | Экскурсия в Детский музей. | Укреплять социокультурные связи. Познакомить с историей городецкой росписи. | декабрь | Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 6, 4, 5. |
17 | «Семейные традиции». Публикация в газете ДОУ «Кораблик детства». | Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, информировать о ходе в-о процесса. | январь | Редколлегия |
18 | Колядки. Тематическое развлечение. | Приобщать к народным традициям. Информировать родителей о содержании в-о процесса. | январь | М.руководитель, воспитатели |
19 | Экскурсия в библиотеку. | Расширять социокультурные связи. Познакомить с культурой славян. | январь | Ст. воспитатель, воспитатели |
20 | Городецкие посиделки. Совместный досуг с родителями. | Укреплять внутрисемейные отношения. Приобщать к русской народной культуре. | январь | М.руководитель, воспитатели |
21 | Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Консультация. | Повысить уровень компетентности педагогов. | февраль | воспитатель |
22 | Организуем мини-музей. Памятка. | Дать рекомендации по организации средового пространства. | февраль | Ст. воспитатель |
23 | 23 февраля – День защитника отечества. Тематические утренники. | Способствовать развитию патриотических чувств у дошкольников. Информировать родителей о содержании в-о процесса. | февраль | М.руководитель, воспитатели |
24 | Что за прелесть эти сказки… Викторина. | Привлечь родителей к совместной досуговой деятельности. | февраль | Ст. воспитатель, воспитатели |
25 | Экскурсия в Детский музей. | Укреплять социокультурные связи. Познакомить с историей глиняной игрушки. | февраль | Ст. воспитатель, воспитатели гр. № 4, 5, 6. |
26 | Масленица. Фольклорный праздник. | Продолжать знакомить с народными традициями. | февраль | М.руководитель, воспитатели |
27 | Экскурсия в музей добра. | Укреплять социокультурные связи. Познакомить с предметами утвари, укладом жизни предков. | февраль | Ст. воспитатель, воспитатели гр. № 4, 5, 6 |
28 | Тематическая проверка «Состояние работы по нравственному воспитанию дошкольников». | Выявить состояние работы ДОУ по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников. | февраль | С. воспитатель |
29 | Лучший мини-музей ДОУ. Смотр-конкурс. | Насыщение развивающего предметного пространства. Развивать творческий и познавательный потенциал педагогов. | март | воспитатели |
30 | Мамин день. Тематические утренники. | Информировать родителей о состоянии в-о процесса. Способствовать укреплению внутрисемейных связей. | март | М.руководитель, воспитатели |
31 | Просмотры:
| Повысить практическую компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. | март | Ст. воспитатель, воспитатели |
32 | «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Педагогический совет. | Повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. | март | Заведующий, ст. воспитатель |
33 | Экскурсия в школу. | Расширение социокультурных взаимосвязей. | март | Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 6 |
34 | Экскурсия в библиотеку. | Расширение социокультурных взаимосвязей. Ознакомление с русским фольклором. | март | Ст. воспитатель, воспитатели гр. № 4, 5. |
35 | Формирование у дошкольников толерантности. Консультация. | Систематизировать теоретические знания педагогов в вопросах формирования толерантности дошкольников. | апрель | воспитатель |
36 | Родной край: любимые места. Информационный материал. | Воспитывать любовь к малой родине. | апрель | воспитатели |
37 | Умные книжки умным детишкам. Выставка. | Информировать родителей о новинках художественной и познавательной литературы по теме. | апрель | Ст. воспитатель |
38 | Экскурсия в музей самоваров. | Расширять социокультурные взаимосвязи. Познакомить с историей самовара. | апрель | Ст. воспитатель, воспитатели гр.№ 4, 5, 6. |
39 | Пасхальный перезвон. Тематическое НОД. | Приобщать к народным традициям. Информировать родителей о содержании в-о процесса. | апрель | М.руководитель, воспитатели |
40 | Пасхальная открытка. Пасхальный перезвон. Конкурс Федоровского монастыря. | Способствовать развитию творческого потенциала, укреплению внутрисемейных отношений, приобщению к духовным традициям. | апрель | Ст.воспитатель, м.руководитель, воспитатели |
41 | 9 мая. Тематические утренники | Воспитывать патриотические чувства. Информировать родителей о содержании в-о процесса. | май | М.руководитель, воспитатели |
42 | Герб моей семьи. Выставка работ. | Способствовать укреплению внутрисемейных отношений, знаний о родословной семьи. | май | воспитатели |
43 | Я поведу тебя в музей. Семейное посещение музеев. | Способствовать укреплению внутрисемейных отношений, повышение внутренней культуры родителей. | май | воспитатели |
III этап – заключительный (итогово-аналитический):
май-июнь.
Задачи:
- изучить практический опыт по данной проблеме;
- выявить результативность.
№ | Содержание | Цель | Сроки | Ответственный |
1 | Мониторинг воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников:
| Анализ результативности экспериментальной деятельности. | май | Ст. воспитатель, воспитатели |
2 | Оформление итогового отчета по экспериментальной работе. Оформление методического сопровождения по данной теме; | Анализ и обобщение результатов проекта. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников. | май | Ст. воспитатель |
3 | Обобщение и распространение положительного педагогического опыта в СМИ. | Распространение положительного педагогического опыта. | май | Ст. воспитатель, педагоги |
Библиография
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988.
- Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп.- 2001.-10.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1984.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987.
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
- Счастная A.M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник). -Минск, 1990.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.02.12.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.13.)
- Штольц К., Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. - М.: Просвещение, 1986.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
методическая разработка на тему: " Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью сказкотерапии"
Игра, рисование, сказки -это те средства , через которое воспитатель влияет на ребенка....
Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...
Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"
Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...