МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
статья на тему

Галимова Фидалия Федаилевна

Информационно -коммуникативные технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galimova_f.f._statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ  ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Галимова Ф.Ф.

  Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №332     комбинированного вида» Советского района г.Казани.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых возможностей для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-комуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

  1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и  хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры - «игрушки»: познавательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги часто используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить такие игры, как на развитие математических представлений: «Баба яга учиться считать», «Остров Арифметики» и т.д.; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба яга учиться читать» и многие другие.

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игр программных средств для дошкольников достаточно разнообразен и широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач и могут быть использованы лишь для развития мышления, памяти и внимания.

2.ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о создании педагогами играх, которые будут соответствовать программным требованиям. Такие игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяют создавать программа Power Point. Также наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации (созданные в программе Power Point). Презентация – удобный и эффективный способ представить всем участникам образовательного процесса любую информацию.

3.ИКТ как средство АСУ (автоматизации системы управления). Данная технология реализуется в учреждениях с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса. Для  педагогов это оформление документации в электронном формате: перспективные планы работы, диагностические карты развития детей, сведения о родителей, знакомство со сценариями праздников, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов РФ и зарубежья. Оформление групповой документации и отчетов. Компьютер позволяет не писать отчет и анализы каждый раз, а  достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.  Кроме того неотъемлемой частью работы педагогов является саморазвитие и здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио. Информационно-коммуникативные технологии в работе с родителями тоже одна из направленностей. В группах, где имеется телевизор, DVD с помощью которых на родительских собраниях можно приоткрыть занавес и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время пока находится в детском саду (видеозапись занятий, режимных моментов, прогулки).

Педагоги изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А.Репина, Л.А.Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных   умений; организация благоприятной для развития  предметной и социальной среды.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несет в себе образный тип  информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;  

- компьютер является отличным средством  для решения задач обучения;

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

-компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при  правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании.

Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов "Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании". Компьютерные технологии - особое направление в работе с детьми, кот...

Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

" Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовании"

Формирование здорового образа жизни – это побуждение к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных д...

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании...

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"...

Материалы семинара «Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования «Речевое развитие»

Материалы семинара "Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования "Речевое развитие"...