Выступление на педагогическом совете ДОУ. Тема: «Познавая мир - развиваем речь дошкольника»
статья на тему
Речевое развитие дошкольников происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_igry.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете ДОУ
Тема: «Познавая мир - развиваем речь дошкольника»
Воспитатель Бочковая А.А..
МБДОУ ДСКВ №29 «Ёлочка» Нижневартовск ХМАО
Речевое развитие дошкольников происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей ребенка.
Известно, что чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структура, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет прямо пропорционально получаемой информации. Стараясь давать детям больше сведений о предметах, явлениях окружающих их, мы ставим цель: ускорить развитие их речи и интеллекта. При ознакомлении с окружающим учим детей познавать, чувствовать, действовать. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии детей и обучения их родному языку. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением представлений дошкольника об окружающих их предметах и явлениях быта в повседневной жизни, в природе. Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают те или иные действия предметов, их качества.
При решении этих задач значительное место должны занять дидактические игры и упражнения, словесные игры. Упражнения дают возможность пополнят и активизировать словарь ребенка, формируют у ребенка практические навыки: умение быстро выбрать из словарного запаса наиболее точное подходящее слово.
Например, в игре «Скажи точнее, ребенок учится умению точности словоупотребления. «Жили - были три брата: Ветер, Ветерок и Ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!»
-Какой может быть ветер? (сильный, резкий, порывистый). Ветрище не согласился с братом. «Нет, это я самый главный, меня и зовут Ветрище. Какой Ветрище? (могучий, злой, суровый, ледяной). Ветерок слушал и думал: «А какой же я?» (легкий, нежный, приятный, ласковый). Спорили братья и решили силой померяться. Подул Ветер. Что произошло (деревья закачались, травка пригнулась к земле). Что делал ветер? (дул, мчался, гудел, ворчал). Подул Ветрище. Что он делал? (сильно дул, выл, завывал, стремительно несся) Что после этого случилось? (ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали и звери попрятались). И вот подул Ветерок. Что он делал? (дул ласково, нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал ветки). Что произошло в природе? (листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно). Эти упражнения дают возможность понять, что слова имеют разное значение, они по разному звучат. Если в возрасте от 6 до 7 лет ребенок выполнит правильно это упражнение, значит у него высокий уровень речевого развития. Подобные упражнения проводятся без игр, игрушек, иллюстраций, место отводится такому приему, как вопрос, от речевой постановки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности. Дети учатся обобщать, сравнивать, рассуждать.
Можно ли так сказать «полное дерево». Как сказать лучше? Почему ты так думаешь, что так можно сказать?
Важнейшим видом деятельности детей является игра – самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять, то или иное место исключительно, как партнер. В творческой игре бурно развивается речь ребенка. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, на ознакомление с окружающими предметами и явлениями должны быть увлекательными и интересными.
Большое внимание для решения данных задач отводится дидактическим играм, в которых ребенок учится называть предмет, его свойства и действия, умение видеть особенности предмета, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает?), что с ним можно делать? С детьми от 3 до 4 лет это будут игры: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков предмета ребенок переходит к перечислению свойств внутренних качеств предмета «Кто больше скажет слов про яблоко, какое оно?» В играх дети учатся называть слова с противоположным значением. Например в игре «Сравни мышку и мишку» ( мишка - большой, толстопятый, косолапый, толстый; мышка - маленькая, серенькая, быстрая, ловкая). Мишка любит мед, малину, а мышка сыр, сухарики. Лапки у мишки толстые, а у мышки тонкие. А у кого хвост длиннее? У детей формируются обобщающие понятия. Проследим это в игре «Назови одним словом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Выступление на педагогическом совете "Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников ".
Выступление на педагогическом совете...
Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие просодической стороны речи. Игры и упражнения»
Данный доклад представляет собой различные игры и упражнения для развития просодической стороны речи, которые могут использовать педагоги в работе с детьми разных возрастных групп...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Технология портфолио педагога и дошкольника"
laquo;Технология портфолио дошкольника и педагога»В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особен...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль и влияние речи педагога на речевое развитие детей в детском саду»
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий". Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, б...