Организация работы по самообразованию педагогов
учебно-методический материал по теме
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него невозможно. Здесь уместно вспомнить слова Ч. Дарвина «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
Работа по самообразованию – одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагога. И очень важно, чтобы эта работа была выстроена правильно. Предлагаю ознакомиться с опытом моей работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_samoobrazovaniyu_pedagogov_dou.docx | 74.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него невозможно. Здесь уместно вспомнить слова Ч. Дарвина «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
Работа по самообразованию – одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагога.
Этапы работы по самообразованию
1-й этап – подготовительный (выявление).
- Осознание необходимости в более глубоких знаниях - самооценка подготовленности. Если вы не можете самостоятельно сформулировать проблему или тему, я предлагаю вам заполнить анкету (Приложение 1), которая возможно поможет вам определиться с выбором;
- Определение темы самообразования.
Выбранная тема должна быть вам близка и понятна, вы должны продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т.е. создать некий продукт. Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ. На этот учебный год перед нами стоит цель внедрение ФГОС в наш воспитательно-образовательный процесс. И следующие задачи:
- разработка плана по внедрению федерального государственного образовательного стандарта в систему воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
- создание эмоциональной стабильности детей, в каждой возрастной группе, через организацию атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
- создание условий для игры в группе как формы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
- внедрить современные формы взаимодействия с родителями, обеспечивающие их активное участие в жизнедеятельности и управлении ДОУ.
Если вы выберете тему, связанную с задачами ДОУ, это позволяет решить две задачи:
- ваша деятельность в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
- вам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития.
- Далее вам необходимо поставить и сформулировать цель и задачи;
- Выдвижение гипотезы. То есть вы четко должны представлять чего вы хотите добиться в итоге и что у вас получится.
2-й этап – аналитический (изучение).
- составление плана работы по самообразованию;
- проведение обследования детей по теме самообразования.
Предлагаю вам подробнее разобрать вопрос по составлению плана работы по самообразованию.
Составление плана работы.
После определения проблемы, темы самообразования составляется план работы на каждом этапе. Предлагаю вашему вниманию примерный план работы.
В нем указываются проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом этапе, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания и вашего опыта. Сроки реализации плана вы определяете сами, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Год | Проблема | Тема | Этап | Содержание работы | Результат/ форма отчетности |
2014 - 2015 | Повы-шение уровня право-вой культуры родите-лей как услвие правов-ого воспита-ния дошк-в | Совместная работа ДОУ и семьи по формированию основ правового сознания дошк-в | 1 | Изучение науч-метод. лит.: Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. И др. | Составление перспективного плана работа с родителями. Изучение уровня правовой и педагогической компетентности родителей. Оформление информационных материалов по проблеме: консультации д/родителей, педагогов, доклад на семинаре |
2015 - 2016 | 2 | Проведение мероприятий для родителей по плану. Организация работы с детьми по правовому воспитанию | Показ открытых мероприятий. Разработка материалов для организации «Правовой школы» | ||
2017 - 2018 | 3 | Изучение правовой компетентности родителей; определение роли семьи в формировании правового сознания дошк-в | Обобщение опыта работы, оценка эффективности |
3-й этап – организационный (обобщение).
Теоретическая часть - изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.д.
Практическая часть (применение полученных знаний, умений и навыков на практике):
- разработка конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация;
- изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности;
- проведение открытых мероприятий;
- выступление на пед.совете;
- участие в творческих группах и т.д.
4-й этап – завершающий (внедрение). Оформление результатов обследования детей по теме самообразования. Подведение итогов самообразования, оформление опыта работы:
- осмысление теории вопроса, систематизация и оформление теоретической части работы;
- систематизация практического материала;
- подборка и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности, фотоматериалов и т.д.
5-й этап – презентационный (распространение). Обмен опытом работы и его распространение:
- выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» (рассказ, организация выставки продуктивной деятельности детей), совещаниях, конференциях и т.д.;
- предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»;
- подготовка материала к публикации в печатных изданиях;
- открытый показ деятельности;
- участие в педагогических конкурсах и т.д.
Далее вы планируете свою работу на каждом этапе.
В этом плане необходимо отразить направление, по которому вы углубленно работаете с детьми, педагогами и родителями, и осуществление накопления материала. Такой план составляется на учебный год (квартал или месяц).
Поэтапно-творческий перспективный план педагога______ на 20___ уч.г. по теме «Использование народного фольклора в воспитании детей»
Мес | Дети | Педагоги | Родители | Оборудование |
IX | Диагностика определения уровня знаний и умений (отслеживание по материалам Л.М. Денякиной) | Результаты диагностики | ||
X | Значение фольклора. Знакомство с ним | - | - | Диапроектор, слайд, экран |
XI | Подбор народных пословиц и применение их в повседневной жизни | Участие в конкурсе «Воспитатель года» | Участие в подготовке устного журнала по фольклору | Художественные альбомы, ватман. краски |
XII | Подбор народных поговорок и применение их в повседневной жизни | Подготовка карты программных требований по фольклору | - | Подготовка сценария постановки сказки |
I | Подбор народных примет и применение их в повседневной жизни | Создание экспозиции «Театральный макет» | - | Выпуск журнала работ т подборка фольклорного материала детьми и родителями |
II | Театрализация народной программной сказки | Помощь в организации и проведении КВН | Участие в организации КВН | Набор CD- дисков |
III | Подготовка костюмов и «Масленница» | Разработка критериев оценки участника | КВН (дети и родители) | Видеозаписи фрагментов спектаклей и КВН |
IV | Прибаутки, пе5сенки, потешки. Выступление в музее | Выступление на педсовете о результатах работы | Помощь в проведении экскурсии, посещение музея | Тезисное выступление к педсовету |
V | Выступление фольклорного ансамбля «Веснянка» | Участие в представлении | Помощь в подготовке к представлению, участие в нем | Сценарий выступления |
VI | Диагностика определения уровня знаний и умений (отслеживание по материалам Л.М. Денякиной) | Самоанализ развития творческого потенциала |
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ деятельности)
Памятка для осуществления самоанализа
- Как он сочетается с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? - Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? - Планировалась ли исследовательская работа?
- Этапы проработки материала. - Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
|
В личном плане самообразования обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы. Это могут быть:
- подготовка статей, докладов, сценариев;
- участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.
- разработка новых организационных форм, методов работы;
- подготовка авторской парциальной программы;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
- комплекты электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
- комплекты дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
- тестовый материал в электронном виде;
- пакт стандартного календарного планирования по теме или группе тем;
- составление терминологического словаря по предметной теме;
- создание банка игр, загадок, стихов;
- разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
- проект организации и занятий кружковой работы;
- административная документация методического объединения;
- базы данных методической литературы и публикации по теме самообразования;
- проект личной методической веб-страницы;
- веб-страницы педагогического коллектива ДОУ;
- пакет психолого-педагогических материалов для педагогов;
- конспекты занятий с применением информационных технологий;
- бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы и т.д.);
- создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.
Отслеживание результативности работы педагога по самообразованию
Отслеживание результативности вашей работы по самообразованию будет происходить по следующим критериям:
- сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности;
- информация об участии педагога в методической работе (выступление на педсоветах; подготовка и проведение МО; работа в творческой группе; обобщение педагогического опыта: показ педагогической деятельности, предоставление опыта в печати и др.; участие в: конференции, семинарах, смотре-конкурсе, выставке).
- сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причины поощрения;
- сведения о повышении квалификации (курсы, семинары, МО);
- сведения об аттестации;
- результаты оценки потребности в самообразовании (анкетирование педагогов).
Приложение 1
Анкета
изучения затруднений педагога ДОУ
в организации современного качественного образования
(самодиагностика педагога ДОУ)
_______________________________________________________________________________ (Ф.И.О. педагога)
________________ ________________ ___________
(пед. стаж работы) (категория) (дата)
- Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Не владею Владею частично Владею свободно
- Умение выбрать тип занятия и темп его проведения
Не владею Владею частично Владею свободно
- Обеспечение практической направленности воспитательно-образовательного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)
Не владею Владею частично Владею свободно
- Умение планировать воспитательно-образовательный процесс
Не владею Владею частично Владею свободно
- Умение обосновать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения
Не владею Владею частично Владею свободно
- Использование методов, направленных на развитие воспитанников
Не владею Владею частично Владею свободно
- Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии дошкольников
Не владею Владею частично Владею свободно
- Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению
Не владею Владею частично Владею свободно
- Использование здоровьесберегающих технологий
Не владею Владею частично Владею свободно
- Обеспечение благоприятных условий в группе
Не владею Владею частично Владею свободно
- Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личности
Не владею Владею частично Владею свободно
- Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития
Не владею Владею частично Владею свободно
- Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом
Не владею Владею частично Владею свободно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»
Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"
Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следую...
Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»
Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следую...