«Развитие профессиональной мотивации педагогов в процессе организации совместной творческой деятельности, ориентированной на успешную самореализацию в профессии»
учебно-методический материал на тему

Филина Марина Ивановна

Используемые современные механизмы развития профессиональной мотивации, такие как деловая игра "мозговой штурм", "калейдоскоп идей", самодиагности "круг, треугольник, квадраты", экспресс-опрос "мотивация успешности" способны сориентировать педагогов на творческий поиск прогрессивных путей развития личности, способсвовать целевой установке на совместную творческую деятельность и готовность к самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие проф мотивации59.01 КБ

Предварительный просмотр:

Филина Марина Ивановна,  старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Семинар  для педагогов «Развитие профессиональной мотивации педагогов в процессе организации совместной творческой деятельности, ориентированной на успешную самореализацию в профессии» - 2 семинарское занятие на тему: «Ключевые  компетентности  в  проектировании  нового  качества  образования»

Форма проведения семинара: «калейдоскоп идей», деловая игра «мозговой штурм».

Цель:  Подвести к обсуждению структуры личностно-ориентированного и деятельностного подхода при организации непосредственно-образовательной деятельности по реализации содержания образовательной программы дошкольного образования в ДОУ используя современные технологии и приемы творческого решения и мозгового штурма.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие адаптивности с позиции самооценки личностной мотивации на успешность посредством предложенной экспресс диагностики и подвести к ориентации на достижение цели и успешности в педагогической деятельности.
  2. Путём обострения противоречий, ведущих к дезадаптации  вывести на творческий поиск прогрессивных путей развития личности, способом моделирования и составления алгоритмов и схем от потенциала личностного роста к ценностно-ориентированной деятельности.
  3. Способствовать целевой установки  на совместную творческую деятельность в процессе определения проблем, которые необходимо решать в организации образовательного  процесса через применение теста «Круг, треугольники, квадраты» на определение собственной  готовности  к совершенствованию.

Наше второе семинарское занятие продолжает раскрывать тему: «Ключевые  компетентности  в  проектировании  нового  качества  образования». На прошлом семинарском занятии я предложила вам подумать над моим утверждением, «устойчивость компетенции  проявляется  в  способности  ребенка  (человека)  применять  знания и опыт  для  самореализации,  саморазвития,  самосохранения,  самоотверждения,  социализации,  адаптации».

В данном  утверждении устойчивость компетенции зависит от: всех перечисленных «самостей», включая способность к социализации и адаптации. Что же означает адаптивность по отношению к компетентности?

Адаптивность  -  это способность  адекватно  реагировать  на  изменяющиеся  ситуации.   Психологи  условно  подразделяют  людей  на  две  категории  по  степени  адаптации:

Как вы думаете, кто  быстрее  адаптируется?        

Предлагаю экспресс опрос, перед вами лежат листы экспресс опроса, который предполагает быстроту реакции. Вам необходимо быстро обвести кружочком свойственную вам позицию, по моей команде начинаем, время ограничено.

  1. Начиная  работу,  я  надеюсь  на  успех.
  2. Если  работа  сложная,  я  постараюсь  избежать  её.
  3. Если  что-либо  непонятно  мне,  я  стараюсь  обязательно  разобраться  самостоятельно.
  4. Если  мне  хотят  поручить  дополнительную  работу,  я  стараюсь  найти  уважительную  причину,  чтобы  отказаться.
  5. Даже  если  работа  не  нравится  мне,  я  всё  равно  стараюсь  сделать  её  качественно.
  6. Я  часто  испытываю  сомнения  в  успешности  начинаемого  дела.
  7. Трудности  мобилизуют  мои  силы  и  способности.
  8. Если  я  не  выполнил  какого  то  задания,  то  не  переживаю  из-за  того  что  меня  могут  осуждать.
  9. Если  у  меня  возникает  идея,  я  стараюсь  воплотить  задуманное.
  10. У  меня  нет  больших  планов,  я  просто  стараюсь  не  попадаться  особо  часто  на  глаза  начальства.
  11. Я  обязательно  добьюсь  успеха  в  достижении  собственных  усилий.
  12. Мне  нравится  быть  в  рядах  успешных  педагогов,   выполнять  несложные  поручения  и  слышать  похвалу  в  свой  адрес.
  13. Мой  успех  зависит  только  от  моей  организованности  и  целеустремленности.

(Экспресс опрос «Мотивация  успешности»)

Проанализируйте самостоятельно свою мотивацию успешности. К какой степени адаптации относится ваша позиция к № 1 или к № 2?

Обратите внимание, что степень адаптации, приближенная ко 2-й категории может со временем привести человека к дезадаптации. Дезадаптацию признано считать признаком аномии от французского слова,  АНОМИЯ -  это  нравственно-психологическое  состояние  индивидуального  или  общественного  сознания,  которое  характеризуется  разложением  системы  ценностей  противоречиями  между  провозглашаемыми  ценностями  и  невозможностью  их  реализовать  для  большинства  (отсутствие  закона,  организации).  Выражается  в  отчуждении  человека  от  общества,  апатии,  разочарованности  в  жизни.  Индивид  словно  заперт  в  обществе.  Если  изменения  не  наступают  естественным  образом,  то  ждите  революций, утверждают, Э.Дюркгитм, и Р. Мертон.

Какие  пути  развития  личности  существуют?

Какие качества успешной социально-адаптивной личности вы можете назвать?

(поясните эти качества)

  1. Самообладание  или самоуправление -  это  владение  собой,  управление  своими  эмоциями,  действиями.
  2. Уверенность  в  себе -  адекватная  оценка  собственных  сил  и  способностей,  вера  в  возможность  преодоления  препятствий.
  3. Гибкость или самоконтроль -  умение  строить  отношения  на  основе  толерантности, эмпатии,  умение  применять  и  умножать  знания  в  измененных  проблемных  условиях.
  4. Ответственность,  организованность,  оперативность,  осмысление действий или саморегуляция  -  стремление  принести  пользу,  не  навредить,  качественно  выполняя  принятое  решение.
  5. Коммуникативность  -  способность  аргументировано  убеждать,  проявляя  уважение  к  чужому  мнению,  способствовать эмоциональному  открытому  позитивному  общению.
  6. Любознательность  или самообучение -  познание,  активность,  информационность,  пытливость,  исследовательский  интерес.

Итак, попробуем схематично выразить составляющие личностного потенциала, используя приставку «само» в траектории личностного роста:

Вернемся к началу нашего обсуждения, а именно к категориям степеней адаптации.  Таким образом, ориентация на достижение цели и успешность, является ценностной ориентацией. Чем отличается социально-личностная компетенция от знаньевой?

Ценностная  ориентация  -  стремление  к  миру,  добрым  отношениям,  справедливости.  Совесть  высшая  нравственная   ценность    ориентации.  Ценностная  ориентация  возникает  в  ходе  действия  субъекта  по  отношению  к  объекту,   является  побудительным  мотивом  ценностно-ориентированной  деятельности.  Этим  и  отличается социально-личностная    компетенция  от  знаньевой.

Предлагаю вам выполнить упражнение по моделированию ценностно-ориентированной деятельности направленной на дело, на общение, на себя. Перед вами лежат пока еще пустые кружочки, составляющие модели. Вам необходимо вписать содержание  всех составляющих, создать модель ценностно-ориентированной деятельности и презентовать её.

Модель ценностно-ориентированной деятельности составили, каждый модуль обосновали, а теперь попробуем создать алгоритм этой деятельности от позиции: выбираю разумом, выбираю чувством: 

Алгоритм ценностно-ориентированной  деятельности

Предлагаю вам определить свою готовность к совершенствованию через  тестирование (тест «Круг, треугольники, квадраты»):

Задание: На листе бумаги изобразите круг, используя любое количество треугольников и квадратов, нарисуйте некий рисунок, затем оцените результат.

Ключ:

  1. Очень большой круг, мелкие треугольники и квадраты говорят о том, что такому сотруднику следует совершенствовать своё умение выступать на публике, оттачивать ораторское искусство.
  2. Много треугольников свидетельствуют о готовности сотрудника обучаться, изучать новаторские разработки и внедрять навыки в свою педагогическую практику.
  3. Большое количество квадратов помогает сделать вывод, что этот педагог готов обучаться межличностным отношениям с коллегами и родителями. Посещать семинары, и тренинги, быть сторонником и активным участником внешней и внутренней политики ДОУ.

        

Какие  проблемы  необходимо  решать  в  организации  образовательного  процесса?

  1. Обогащение  содержания образовательными игровыми и проблемными  ситуациями.
  2. Включение  активных  формам  согласования  предстоящих мероприятий, коллективной творческой деятельности, через организацию вечеров  вопросов  и  ответов.
  3. Применение новых форм совместной деятельности воспитателей с детьми.
  4. Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, путем совместной деятельности по созданию образовательных проектов различного уровня длительности и вложения.
  5. Обновление  предметно-пространственной среды  средствами  вариативного  применения  полученных в непосредственно образовательной деятельности знаний и умений, путем экспериментирования и исследования.
  6. Организация  взаимодействия  участников образовательного процесса  на  уровне  субъективного и гуманистического подхода, используя технологию  личностно-ориентированного и деятельностного  подхода и конструктивного  диалога.  
  7. Широкое применение приемов проективной методики, гуманистической педагогики, технологий личностного роста, Я-сообщения, ТЫ-сообщения и ТРИЗа.

Предлагаю вам рассмотреть структуру личностно-ориентированного и деятельностного подхода в организации непосредственно образовательной деятельности по реализации содержания образовательной программы дошкольного образования:

Структура личностно-ориентированного и деятельностного подхода

№ п/п

Этапы

Задачи

Содержание

Педагогическая тактика

Признаки

Результат

1

Установление контакта

Создание общей эмоционально-положительной сферы

  • взаимное приветствие;
  • комплименты;
  • обмен
  • эмоциональным настроением

«Я-сообщение» о положительных переживаниях. Побуждение к эмоциональному контакту.

Эмоциональная (вербальная и невербальная) реакция принятия доверия.

Положительный настрой на предстоящую деятельность, взаимодействие.

2

Вхождение в тему

Установление связи опыта успешности в зоне актуального ближайшего развития

  • интеллектуально-творческая разминка;
  •  экспресс-опрос;
  • обмен интересным содержанием, дополняющим учебные знания.
  • Авансирование доверием.
  • Создание ситуаций успешности при опоре на опыт, знание детей (знаю, умею, хочу)

Активность представления субъективного опыта

Успешность решения тренировочных задач на материале предшествующего обучения

3

Постановка проблемы

Установление связи опыта успешности в зоне актуального ближайшего развития

Возникновение проблемной ситуации осознание ее противоречия, формулировка проблемы

  • Предложение новой учебной задачи с неизвестными способами решения;
  • Побуждение к обнаружению противоречия, постановке вопроса для исследования.

Эмоциональная реакция: удивление, затруднение

Формулировка вопроса для исследования.

4

Поиск решения

Организация активной мыслительной деятельности

Выдвижение и проверка гипотез

  • Побуждение к исследовательской деятельности;
  • Поддержка инициативы, самостоятельности, оригинальности;
  • Информационное обеспечение способов интеллектуально-творческой деятельности;
  • Организация поиска

Активный поиск вариантов решения Поисковый диалог

Продукт мысле деятельности -умозаключение

5

Выражение решения

Обобщение индивидуальных либо коллективных решение. Выражение нового знания научным языком

Фиксация предположений в вербальной и знакомой форме.

  • Фиксация предположений в знаково-символической форме
  • Систематизация, обобщение научной формулировкой.
  • Стимулирование субъективности или коллегиальности высказывания.

Мотивация презентации найденного варианта

Аргументированное обсуждение

6

Реализация

продукта

интеллектуально-творческой

деятельности

Закрепление полученных знаний через выполнение продуктивных заданий

Тренировка умений

Воспроизведение умений.

Решение стандартных (аналогичных) и творческих заданий (задачи-ловушки)

Предложение разнообразия дидактического материала для продуктивных знаний

Активность, увлеченность, азарт, удовлетворение от процесса и результатов интеллектуально-творческой деятельности.

Публичное представление продуктов

7

Рефлексия

Подведение итогов деятельности

Содержательная самооценка и взаимооценка

  • «Я, Ты-сообщения» об эмоциональных переживаниях;
  • Поощрение самостоятельности, инициативы, оригинальности;
  • Оценка умений и результатов

Удовлетворение отношениями, успешностью процессом

интеллектуальной и творческой деятельностью.

Новые знания, умения, коммуникативный и интеллектуально-творческий опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"

Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями»  ...

Организация совместной творческой деятельности ребенка и взрослого в семье

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное.Семья и детский сад-это две стороны воспитательного процесса,каждая из которых дает ребенку социальный опыт.И только в слиянии с друг д...

Педагогический проект на тему: «Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка в семье»

Педагогический проект на тему:«Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка в семье»...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"

       Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...