Модель взаимодействия МКДОУ «Детский сад №1» с социальными партнерами
материал по теме
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.
На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель взаимодействия МКДОУ «Детский сад №1» с социальными партнерами.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.
На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Решение проблемы воспитания и развития ребенка в современном мире одна из актуальных на сегодняшний день. Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.
И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными партнерами. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:
- Осуществляет взаимодействие со средой,
- Гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
- Предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
При этом задействованы два направления:
- Использование средств и взаимодействие детского сада;
- Возможностей педагогического коллектива с различными социальными институтами.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- Учета запросов общественности,
- Принятия политики детского сада социумом,
- Формирование содержания обязанностей детского сада и социума.
- Сохранение имиджа учреждения в обществе.
- Установление коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимодействия в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей.
Система организации совместной деятельности МКДОУ с социальными институтами:
- Заключение договора о совместной деятельности.
- Составление плана совместной работы
- Информирование родителей о проводимых мероприятиях,
- Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,
- Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных нам выявление проблем в совместной деятельности учреждений.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу МКДОУ с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.
Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Можно выделить два направления социального партнерства: использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении; активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников. Оптимальным путем является разработка внедрение программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Процесс взаимодействий проходит несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания, дальше - это выяснение ожиданий от сотрудничества: обсуждение и предъявление своей роли и роли другого в решении задач воспитания. Интересным и важным является этап проектирования взаимодействия – создание плана, программы взаимодействия семьи, общественности и дошкольного учреждения. Обязательно присутствует мониторинг, то есть постоянное наблюдение за развитием взаимодействия, анализ, оценка результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.
Привлечение родителей к планированию работы, выработке стратегии развития учреждения вызвано:
- необходимостью повышения ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание детей;
- осознанием родителями и общественностью самооценки дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;
- поиском эффективных методов включения родителей и социального окружения к решению проблем в развитии детей;
- проявлением интереса родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов.
Деятельность дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы дать возможность каждому успешно реализовывать свои творческие способности.
Широкое участие родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определение приоритетов развития и распределения ресурсов, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка, с этой целью мы привлекаем их в органы самоуправления. Они являются участниками управляющей структуры дошкольного учреждения. При правильно организованной работе педагогов и родителей в управлении повышается качество решений, развивается творческое отношение к работе. Участие родителей и педагогов в управлении открывает коммуникативную систему снизу. У родителей и педагогов появляется чувство «собственной организации», повышается уровень самооценки, мотивация деятельности, лучше исполняются принимаемые ими же решения, проявляется инициатива, формируется чувство ответственности. Совет ДОУ, как форма общественного соуправления, в который входят родители, члены трудового коллектива, профсоюзной организации учреждения, руководители детского сада, способен решать различные задачи не только по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития, но и повышению активности родителей. Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители Совета ДОУ участвуют в работе педагогического совета. Исходя из основных направлений, а также плана работы детского сада осуществляется вся деятельность Совета ДОУ.
Детский сад работает в тесном контакте с родительским комитетом, задачами которого являются:
- Изучение социума;
- Выявление неблагополучных семей;
- Посещение семей на дому;
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга, должны взаимодействовать и в процессе такого взаимодействия, сложилась система сотрудничества педагогов и родителей (приложение 1):
- Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье,
- Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций,
- Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей,
- Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы воздействия,
- Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей,
- Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи,
- Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.
Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители родительского комитета ДОУ участвуют в работе педагогического совета.
Обязательное условие успешности социального партнерства – информировать родителей о результатах деятельности (перед каждым утренником стараюсь докладывать, советоваться, просить разрешения и т. д.) открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение. Формы отчетности различны – на современном этапе можно использовать информационные технологии и проводить публичные отчеты. Практика показывает, что конечный результат любого мероприятия будет высока и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с педагогическим коллективом, включая каждого педагога в активную работу.
Особое внимание уделяется работе по социальной защите поддержке семьи (имеются социальные паспорта, проводятся обследования материально – бытовых условий семьи, оформляются документы на предоставление компенсации по родительской плате, на оформление льгот за содержание ребенка в ДОУ). Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» осуществляется в разнообразных формах: родительские собрания, клуб для родителей, дни открытых дверей.
Удачной находкой для согласования работы педагогов и родителей стали «информационные копилки», в которые каждые родитель внести свои предложения, замечания.
В результате родители по отношению к дошкольному учреждению выступают не только как потребители и заказчики, но и в роли партнеров: участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках, выставках, оказывают помощь в благоустройстве детского сада (ремонт, обновление развивающей среды).
Изучение запросов родителей позволяет определить перспективу развития ДОУ, организовать работу в рамках дополнительного образования (в детском саду работают кружки физкультурно-оздоровительной направленности, театрализованной деятельности).
В сотрудничестве с образовательными учреждениями сложились определённые традиции преемственных связей. За год до поступления детей в школу администрация определяет учителя, к которому выпускники детского сада придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. При этом воспитатели старшей группы помогают детям установить контакт с их будущим учителем. Особенно радостные впечатления у детей оставляют экскурсии в школу. Организация интегрированных уроков дошкольников и первоклассников даёт возможность детям участвовать на равных в диалоге учителя и учеников. Первоклассники во внеурочное время приходят в детский сад, чтобы встретиться с воспитателем, поиграть в своей группе, обменяться впечатлениями о школе с детьми старшей группы. А главное, почувствовать, что их помнят и любят, интересуются их успехами и затруднениями. Совместное участие первоклассников и детей старшей группы в праздниках и развлечениях, играх и эстафетах – эффективное средство преодоления трудностей школьной адаптации.
Можно выделить организационно-содержательные аспекты взаимодействия детского сада со школой и семьёй:
- педагогические советы, методические объединения, семинары, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
- совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников МКДОУ и проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
- встречи родителей с будущими учителями;
- анкетирование, интервьюирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и период адаптации к школе.
Взаимодействие с районным отделом образования позволяет:
- прохождению аттестации, лицензирования и аккредитации;
- повышению квалификации педагогических кадров;
- получению нормативно - правовой документации;
- участвовать в совещаниях, семинарах, конференциях, круглых столах;
- обмениваться опытом.
Одна из первостепенных задач ДОУ – здоровьесбережение и здоровьеукрепление воспитанников детского сада, в связи с этим в нашем коллективе налажено тесное сотрудничество с Ольговским медицинским пунктом. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на образовательной деятельности, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.
Ежемесячно, библиотекарь сельской библиотеки, проводит заседания клуба, созданного с целью духовного, творческого и познавательного развития детей, возрождения традиций семейного чтения в различных формах: беседа-диалог, литературная игра, обзор периодики для малышей, час истории. Дети проявляют интерес к чтению сказок, книг, детских журналов, приобщаются к историческому прошлому нашей Родины, учатся видеть и понимать прекрасное, проявлять творчество и фантазию.
В целях знакомства детей с профессиями и их особенностями проводятся экскурсии в библиотеку и медицинский пункт.
В ДОУ проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа. Ежегодно накануне Дня Победы ходим на экскурсию к Памятнику погибшим воинам, возлагаем цветы. Во время митинга посвященного Дню Победы в ВОВ 9 мая участвуем в концертах для ветеранов.
Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.
Приложение 1
Создание системы работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
Система работы с семьей | |||||||
Принципы работы | Методы работы | Формы работы | |||||
Целенаправленность | Беседа | Родительские собрания | |||||
Систематичность | Консультирование | Наглядные агитации | |||||
Дифференцированность | Анкетирование | Совместные праздники | |||||
Доброжелательность | Наблюдение | Совместные выставки | |||||
Открытость | Посещения семей | Открытые нод |
Приложение 2
План работы с сельской библиотекой.
Наименование деятельности | Срок реализации |
Составление плана работы на уч. год | сентябрь |
Организация выставок новинок детской художественной литературы. | в течение года |
Обзорная экскурсия в библиотеку детей старшей группы « Моя профессия библиотекарь» | май |
Создание условий для возникновения и развития сюжетно - ролевой игры «Библиотека» | в течение года |
Организация работы с детьми в уголке книги | в течение года |
Тематические встречи в библиотеке | через месяц |
Организация библиотеки в детском саду | 1 раз в год |
Приложение 3
План работы МКДОУ «Детский сад №1» с Кореневской СОШ№2.
Цель: формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе.
№ п. п. | Тема | Дата проведения |
1. | Составление плана совместной работы | Сентябрь |
2. | Определение преемственности образовательных программ детского сада и школы | октябрь |
3. | Экскурсии в школу: на праздничную линейку, на урок в 1 классе, обзорная экскурсия. | Сентябрь, октябрь, ноябрь |
4. | Посещение занятия по обучению грамоте в старшей группе | Декабрь |
5. | Участие обучающихся начальных классов в новогодних и рождественских мероприятиях. | Январь |
6. | Экскурсия в школьную библиотеку. | Март |
7. | Участие воспитанников в праздничных школьных концертах, митинга посвященного Дню Победы | Октябрь-май |
Приложение 4
План совместной работы с Кореневским ФАП.
Работа с детьми:
- проведение профилактических прививок согласно плану;
- совместный учет и наблюдение инфекционных заболеваний;
- профилактические осмотры;
- туберкулин диагностика для раннего выявления туберкулеза;
- наблюдения за детьми в период адаптации.
Работа с родителями:
Лекция на родительском собрании «Адаптация детей к режиму дошкольного учреждения. Трудности адаптации, Анализ адаптации».
Беседы: «Острые инфекции у детей, их профилактика. Профилактические прививки», «Профилактика туберкулеза у детей», « Гельминтозы у детей, их профилактика».
Работа с персоналом:
- вакцинопрофилактика персонала детского сада;
- беседы по тематике санминимума;
- контроль за качеством и выборкой продукции, анализ калорийности;
- оформление школьных карт на детей детского сада, идущих в школу;
- составление годового плана прививок;
- отчет по заболеваемости, прививкам и туберкулин диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
"Мастерская для родителей" - как инновационная модель взаимодействия специалистов детского сада с семьей.
В статье представлен опыт проведения мастерской для родителей детей с особенностями в познавательном развитии, как возможность получить практическую консультацию у нескольких специалистов детско...
Взаимодействие образовательной организации и семьи как социальных партнеров.
Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи.«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей). Каждая, отдельно взята...
Презентация «Модель взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 63» и семьи в процессе физического развития и воспитания дошкольников с ФГОС ДО»
Презентация содержит цель, задачи, принципы и формы работы с родителями по вопросам физического развития и воспитания дошкольников....
Взаимодействие детского сада, семьи и социальных партнеров в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы научить детей безопасности-надо знать самим!...
Проект " Мы вместе" по сетевому взаимодействию детей старшего дошкольного возраста с социальными партнерами
Цель: Развитие партнерства и взаимодействия с социумом детей старшего дошкольного возраста для создания единой воспитательной системы.Задачи:- установить партнерские отношения между участниками проект...
Опыт работы "Эффективные пути взаимодействия с социальными партнерами в процессе физкультурно-оздоровительной работы, направленного на построение современной модели непрерывного казачьего образования "
Возрождение интереса к малой Родине связано с гражданско-патриотическим воспитанием молодого поколения, духовностью, укреплением семейных казачьих традиций, повышением роли семьи в современном обществ...