Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет
консультация (младшая группа) на тему
Доклад музыкального руководителя по теме «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti_na_muzyku_u_detey_2_-_3_let.doc | 72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Д/С № 173 «Василек»
г.о. Тольятти
Выступление
на консультпункте
для музыкальных руководителей по теме
«Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»
Составитель:
Музыкальный руководитель высшей квалификации
Лютова Е.К.
Научный руководитель:
к.п.н. Груздова И.В.
2011
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я познакомлю вас с опытом нашей работы с детьми от 2 до 3 лет по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера.
У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.
Детям характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в развитии движений, сознательно воспроизводимые певческие интонации.
Дети с удовольствием участвуют в музыкальных играх, передавая образы (львов, рыбок, птичек и др.), различают тембровую окраску: колокольчики, погремушки, ритмические палочки, шуршалки.
У детей накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям.
На музыкальных занятиях мы создаем атмосферу радостного оживления, стремления вовлечь детей в ситуацию музыкальной игры, завоевать доверие детей, а также привлечь родителей для участия в музыкальном занятии и обучить их методам и приемам музыкального развития детей в домашних условиях.
Для того чтобы восприятие музыки состоялось как эмоциональное переживание, на занятиях мы используем игры - уподобления, разработанные нашим научным руководителем, к.п.н. Груздовой И.В.
И.В. Груздова рассматривает игры-уподобления — как творческую деятельность по ориентировке в способах выражения музыкальной мысли, свидетельствующую об активной позиции участников музыкальной игры.
По мнению Груздовой И.В., игровая деятельность требует внутренней и внешней эмоциональной активности, сосредоточенности внимания на звучании музыкального произведения, она сопровождается «подлаживанием» и подбором игровых действий, соответствующих характеру и содержанию музыки. Вслушиваясь в музыкальные интонации, ребенок отражает характер музыкального образа в форме эмоционально-двигательной активности, следуя при этом логике развития музыкального произведения.
Побуждая детей к эмоциональному отклику посредством игровых действий-уподоблений, мы не только углубляем процесс музыкального восприятия, но и формируем музыкальные интересы детей.
В своей работе с детьми мы используем игры-уподобления:
1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений. С помощью этих прикосновений дети могут показать, как звучит музыка. А чтобы дети самостоятельно моделировали характер произведения, создаются простейшие сюжетные ситуации типа «покажи кукле, Петрушке и т. п., как звучит музыка; а теперь — папе, бабушке, сестре и т.д.»
Этот тип игр мы применяем к музыкальным произведениям, выражающим самый широкий спектр эмоциональных переживаний: нежность, ласку, грусть, спокойствие, игривость, волнение, тревогу, таинственность, загадочность. При слушании произведений, выражающих нежность, спокойствие (А. Гречанинов «Материнские ласки», Г. Свиридов «Ласковая просьба», X. Глюк «Мелодия», Р. Шуман «Май, милый май!» и др.), мы используем мягкие поглаживания по ладони; тревожные интонации (С. Майкапар «Тревожная минута», А. Гречанинов «Необычайное происшествие» и др.) мы передаем с помощью более коротких, отрывистых движений рукой по ладони;
радостные, игривые, танцевальные интонации (JI. Боккерини «Менуэт», Ф. Лист «Кампанелла», Л. Бетховен «Экосез» и др.) - мягкими, легкими касаниями пальцем по ладони; волшебные, загадочные интонации (П.И. Чайковский - Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик», Э. Григ «Ручеек», К. Сен-Санс «Кукушка в чаще леса» и др.) - осторожными, более или менее интенсивными касаниями.
2) Двигательные игры-уподобления, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов.
Они передают настроение и характер музыкального произведения, а также изменения, которые происходят в процессе развития музыкального образа, с помощью движений рук.
Движения рук, моделирующие особенности музыкальной ткани произведения (интонации, ритм, динамику и т. п,), способствуют повышению эмоциональной активности и влияют на развитие музыкального мышления. С помощью разнообразных движений возможно передать: общее настроение музыкального произведения, его изменения, характер мелодической линии (восходящие — нисходящие, движения на одном звуке), качество звуковедения (отрывистое, скачкообразное, плавное), выразительность интонаций (ласковых, шутливых, строгих, торжественных, спокойных, тревожных и т. п.), средства музыкальной выразительности (темп, тембр, динамику, регистр, ритм, метр, акценты).
Игры-уподобления включают следующие игровые действия:
- мягкие, плавные покачивания руками в стороны, вверх, вниз, круговые движения кистями рук;
- легкие, беззвучные удары ладонью по ладони, пальцами рук по ладони (мелкая моторика);
- удары кулачком о кулачок;
- удары кулачками по коленям;
- хлопки по коленям;
- плавные, скачкообразные (отрывистые) движения ладонями рук (восходящие и нисходящие);
- плавные восходящие и нисходящие движения рук.
Плавные, мягкие движения соответствуют нежному, спокойному, сдержанному, напевному, печальному настроению музыки (X. Глюк «Мелодия»).
Удары пальцев, ладоней, кулачков передают шутливые, резвые, строгие, четкие, бодрые интонации (И. Гайдн - соната ре мажор 1-я и 3-я части, В.-А. Моцарт — фрагмент Менуэта из симфонии № 40, Л. Бетховен «Экосез» и др.). Удары кулачков мы используем при восприятии произведений таинственных, суровых по характеру (Г. Свиридов «Зима», Р.Шуман «Дед Мороз»). Восходящими и нисходящими движениями рук мы моделируем мелодическую линию произведения, круговыми движениями передаем плавные, вальсовые, просящие, жалобные или встревоженные, беспокойные, стремительные интонации. Легкость, воздушность звучания произведения моделируется с помощью мягких ударов пальцев о ладонь, легких встряхиваний кистью или движениями пальцев руки. (М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» и т. п.).
3) Интонационные игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки. Их мы используем для побуждения детей к кратким высказываниям о характере звучащей музыки. Интонационные игры-уподобления могут сочетаться с тактильными и двигательными играми. Тактильные ощущения и соответствующие движения рук, сопровождающиеся интонационно-выразительными пояснениями характера произведения, помогают детям осознать не только выразительность музыкальных интонаций, но и значение новых слов-образов.
4) Вокальные игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз. Они предполагают выразительную вокализацию фрагментов мелодии детьми. Эту игру мы используем в том случае, когда мелодия (или её фрагменты) по своим тесситурным характеристикам доступна возможностям вокального интонирования детьми. Вокализации при выполнении задания носят кратковременный, фрагментарный характер. Основная задача — передать характер произведения с помощью интонационно выразительных вокализаций.
Данный тип игр-уподоблений мы применяем при слушании музыкальных произведений с ярко выраженной мелодической линией, передающих нежность, задушевность (П.И. Чайковский — 1-я симфония, вторая часть «Зимние грезы», фрагмент), настойчивость, важность (Й. Гайдн — фрагмент третьей части симфонии № 101 «Часы») и др.
При моделировании характера мелодии и отдельных средств музыкальной выразительности с помощью вокализаций мы используем такие игровые сюжеты: имитацию игры на музыкальном инструменте (дудочка на слог «ду», барабан на слог «бум»), предлагая детям во время звучания музыки показать, как «исполнит» мелодию тот или иной инструмент (например: «спой, как поют часики на слоги «тик-так» - при слушании пьесы С. Вольфензона «Часики», фрагмента симфонии № 101 «Часы» Й. Гайдна; «спой, как поет таинственно кукушка» — при слушании произведения К. Сен- Санса «Кукушка в чаще леса», или веселую песенку птички «Птичник» К. Сен- Санса и др.). Сюжетные игры-уподобления способствуют не только активизации вокальных проявлений, но и развитию слухового внимания, музыкальных способностей.
5) Инструментальные игры-уподобления, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания. Они предполагают во время слушания музыкального произведения оркестровку его звучания. Этот тип игр мы применяем с целью осознания детьми общего настроения музыки, смены интонаций, особенностей звуковедения мелодии и выразительности ритмического рисунка произведения.
На начальном этапе включения таких игр в педагогический процесс музыкально-эстетического воспитания мы используем шумовые инструменты: колокольчики, погремушки, ритмические палочки, коробочки и т. п.
Например, легкое, игривое звучание передается с помощью колокольчиков, ритмических коробочек; бодрое, четкое - ритмическими палочками и погремушками. Различный характер звуковедения передается разнообразными приемами: отрывистое звучание — встряхиванием колокольчиков, погремушек, легкими ударами палочек; плавное - мягким, разливистым звучанием колокольчика.
При оркестровке произведения выразительность игры соотносится с характером интонаций музыки и их изменений (например, при оркестровке пьесы К. Сен- Санса «Королеский марш льва» дети чередуют звучание ритмических палочек и погремушек).
6) Цветомузыкальные игры-уподобления, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков. Они используются нами для моделирования эмоционально-образного содержания музыкального произведения с помощью цвета. Это игры на установление взаимосвязи между выразительным значением музыкальных интонаций, настроением музыки с экспрессивным (выразительным) значением цвета, передающим определенные чувства и вызывающим соответствующие эмоции.
Сочетание различных игр-уподоблений на музыкальных занятиях направлено на то, чтобы дети могли прочувствовать, осознать и проявить в определенной форме свое отношение к музыке. Объединение игр-уподоблений в музыкально-игровые комплексы создает благоприятные условия для многократного прослушивания ребёнком музыкальных произведений. При этом эмоциональная и двигательная активность детей при повторных восприятиях музыки не снижается, так как разнообразные игровые действия ориентировочного характера поддерживают заинтересованное отношение ребёнка к звучащей музыке.
Организация работы с детьми в группах кратковременного пребывания нами строится на следующих положениях:
1) цели и задачи музыкального развития ребёнка хорошо понятны родителям, когда родители знакомы с методами и приёмами работы музыкального руководителя, а музыкант использует лучший опыт семейного воспитания;
2) систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
3) индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей;
4) взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей на основе доброжелательной критике и самокритики;
5) досуговые мероприятия для родителей и детей;
6) укрепление авторитета музыкального руководителя в семье, а родителей в детском саду.
Уважаемые коллеги, мы познакомили вас с методикой развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Вне зависимости от формы работы с детьми и родителями главной нашей целью является воспитание любви и интереса детей к музыке, а также формирование коллектива родителей – единомышленников, которые доверяют педагогу, его профессионализму, личной культуре.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Д/С № 173 «Василек»
г.о. Тольятти
Конспект
занятия «На музыкальной полянке»
для музыкальных руководителей по теме
«Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»
Составитель:
Музыкальный руководитель высшей квалификации
Лютова Е.К.
Научный руководитель:
к.п.н. Груздова И.В.
2011
Цель - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку у детей 2 – 3 лет;
- прививать любовь и интерес детей к музыке.
Задачи:
1. Знакомить детей с произведениями, передающими оттенки веселого, радостного настроения.
2. Знакомить детей с музыкальными произведениями сдержанного, несколько сурового характера.
3. Передавать характер музыки через тактильные, образные и ритмо - пластические движения, через шумовые инструменты, песенные импровизации.
Ход
Дети и родители заходят в зал с воспитателем, здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание на приглашение, читает: «Дорогие друзья! Я, Фея Музыки, приглашаю вас в гости! Музыкальные лошадки покажут вам дорогу! Жду вас с нетерпением!»
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки».
Воспитатель: А вот и лошадки, сядем на них! А теперь в путь!
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки», дети и родители едут к Фее Музыки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, лошадки привезли нас на цветочную полянку. Здесь живет Фея Музыки!
Звучит музыка А.Вивальди «Весна» 3 часть , выходит Фея Музыки.
Фея Музыки: Здравствуйте ребята! Здравствуйте мамы! Очень рада вас видеть! Присаживайтесь. Я пригласила вас в гости, чтобы познакомить с моими друзьями.
Звучит музыка К.Сен – Санса «Птичник».
Ребятки, смотрите, прилетела моя подружка Птичка! Она хочет подарить вам свою музыку. Послушаем ее.
Звучит музыка К.Сен – Санса «Птичник».
Воспитатель: Ребята, какое радостное настроение у птичек! Они поют такие веселые песенки!
Фея: Давайте и мы поиграем в птичек. Эти разноцветные ленточки помогут, они будут вашими крылышками. Возьмите ленточки. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!
Звучит «Птичник» К.Сен – Санса, дети и родители превращаются в птичек и передают характер музыки через образные и ритмо - пластические движения.
А теперь радостное настроение птичек передадим своими песенками.
Родители и дети исполняют песенные импровизации на слоги фи – фи, чив – чив, фью – фью.
Воспитатель: Ребятки, у нас получился целый птичий хор! Спасибо тебе, Птичка за музыку!
Фея: А еще на моей полянке живет лев. Это царь зверей. Он грозен и умен. Все звери его уважают. А вот и он.
Звучит музыка К.Сен - Санса «Королевский марш льва».
Музыка грозная, суровая. Царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени пугает всех своим рычанием. Передадим грозный характер музыки движениями рук.
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса, дети и родители передают характер музыки ударами кулачков, ударами кулачков по коленям, отрывистыми восходящими и нисходящими движениями, ладонями рук.
Пусть каждый из вас расскажет о музыке.
Дети и родители высказываются о музыке словами – эпитетами.
А теперь превратимся в грозных львов. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса, дети передают характер музыки образными и ритмо – пластическими движениями.
Замечательные получились львы! Левушка принес для нас ритмические палочки и погремушки. С их помощью мы передадим характер музыки. Когда звучит музыка грозная, суровая – мы будем играть на ритмических палочках. А рычание льва изобразим погремушками.
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса, дети и родители передают характер музыки через шумовые инструменты.
Воспитатель: Спасибо, милая Фея, за приглашение. Мы в группе будем слушать музыку, и вспоминать твоих замечательных друзей. А теперь нам пора возвращаться!
Фея: Спасибо и вам, что приняли мое приглашение! Счастливого вам пути, до новых встреч!
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки».
Воспитатель: А вот и лошадки, все сели? Поехали домой!
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки», дети и родители возвращаются.
Вот мы и вернулись! Закончилось наше путешествие, попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...
Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста
Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...
Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей"
Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей"...
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей
С самого рождения дети начинают познавать окружающий мир с помощью звуков. Знакомство с музыкальными произведениями дошкольников формируют и обогащают эмоциональный опыт детей....
Консультация "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста
Данный материал может быть полезным в работе музыкального руководителя ДОУ с педагогами и родителями...
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей»
Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определенном смысле, можно считать, что каждое музыкальное п...