Программа работы консультационного пункта
рабочая программа на тему

Гаркуша Татьяна Васильевна

Данная программа предусматривает консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_raboty_konsultatsionnogo_punkta.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

 протокол № 4 от «19» февраля 2016 г.

Заведующий МБДОУ №4

______________Ю.С.Лукьянова

 

 

Программа работы консультационного пункта психолого – педагогической помощи МБДОУ № 4 по работе с семьями, воспитывающими детей на дому, а также посещающих образовательные организации и  нуждающиеся в квалифицированной помощи специалистов.

Ст.Крыловская

Тема: Консультативная психолого-педагогическая  помощь семьям, воспитывающим детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Актуальность программы  и  методологическое обоснование:

   Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это  во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.  Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.  Актуальным остаётся вопрос  консультирования детей школьного возраста, нуждающихся в коррекции речевого развития, так как не все школы имеют штатных учителей-логопедов.  Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов.

В МБДОУ № 4 созданы условия и возможность для реализации программы вследствие увеличения численности штатных специалистов после фактического слияния  с реконструируемым детским садом МБДОУ № 30.  Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий.  В образовательной организации имеются условия для работы с гражданами с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 8 лет, посещающими образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов.  Таким образом,  это направление для детского сада является принципиально инновационным. Авторский коллектив программы активно использует опыт коллег и надеется в ходе реализации обобщить опыт работы консультационного пункта.

Значимость программы   для развития системы образования:

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ , ФГОС ДО .  В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и , в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка  на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для жителей края, достижения современного качества образования,  задачи  являющейся одной из основных в направлении развития образования в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ.  Инновации в отрасли образования должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений. 

Открытие консультационного пункта на базе МБДОУ № 4  является одним из способов реализации поставленных задач в Муниципальной программе Крыловского района "Развитие образования" на 2015-2020 год, Постановление администрации МО Крыловский район от 30.12.2014 № 677,

 обеспечивающим доступное бесплатное консультирование семей, воспитывающих детей и нуждающихся в помощи специалистов дошкольного образования.

Нормативно-правовое обеспечение:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ

 -Письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»

Направление программы:

«Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования».

Цель программы:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи консультационного  пункта:

-    оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям(законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего  образования; 

- повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 8 лет,  в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

- обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

-  проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

-  обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

-  Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

Механизм реализации программы:

1 этап: Подготовительный  (01.01.2016-30.01.2016)

Задачи и содержание работы:

1.Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультационного  пункта).

2.Изучение Положения о работе консультационного  пункта.

3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МБДОУ № 4, в соцсети,  изучение спроса родителей на организацию консультационного  пункта.

4.Выбор творческой группы.

             Результат:  

Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет  документов:

Положение о Консультативном пункте;

Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;

Анкеты для родителей;

Годовой план работы консультативного пункта на 2016 год;

Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

Журнал учёта работы Консультативного пункта помощи семьям;

График работы специалистов.

2. этап: Основной (01.02.2016-31.05.2018)  - этап практический.

Содержание работы:

1. Для работы консультационного пункта был подобран  штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в образовательной организации на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой.

2. Определены помещения, подобран дидактический  и наглядный материал.

3. Провели   первое установочное собрание "Будем знакомы”.

4. Сформированные списки желающих посещать КП  позволили определить возрастной диапазон детей – 2-х мес. - 7 лет, а также школьники до 8 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития,  и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

5. Разработаны  анкеты и диагностики, которые позволили выявить характер запросов родителей.

6. Выявили основные блоки консультационного  пункта:

- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей ;

- консультативная помощь родителям;

- помощь семьям в вопросах социализации детей;

- профилактика различных отклонений;

- помощь родителям по подготовке детей к школе;

- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными  возможностями здоровья.

    Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

   Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

    Педагог-психолог помогает выявить  эмоционально-личностные проблемы,

определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения,

проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей   в адаптационный период.

   Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку избавиться   от речевых недостатков, учит родителя  и  ребенка интересным речевым  играм и упражнениям.

    Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка,

проконсультирует  по вопросам воспитания, обучения и   развития детей.

   

    Заведующий  оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

      Кроме этого специалистами ведется работа:

-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;

-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;

-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения  семинаров-практикумов.

     На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

организация “Дней открытых дверей” для родителей;

проведение  семинаров-практикумов, тренингов специалистами;

проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

формирование библиотеки  для семейного самообразования;

организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;

организация "телефона доверия”.

        Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

      В консультационном  пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие , тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.

3 этап: Аналитический.   (31.05.2018-31.08.2018)

   На заключительном этапе реализации предполагается  мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе,  мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы  в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.    

Планируется:

- разработка  рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.

- Определение  рейтинга ДОУ по качеству подготовки детей к школе. 

Функциональные обязанности специалиста КП

 

Цель деятельности специалиста КП: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Задачи деятельности специалиста КП:

Обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения семей;

Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;

Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;

Функции деятельности КП:

аналитическая

консультативная

диагностическая

информационная

методическая.

координационно - организационная

Формы организации деятельности КП:

Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;

Информирование об услугах ДОУ;

Индивидуальные и групповые (очные) консультации;

Дистанционное консультирование;

Совместные с родителями тренинги, дискуссии;

Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;

Совместные занятия с родителями и с детьми;

Совместные семейные досуги;

Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.

 

Критерии  оценки  эффективности  результатов  деятельности  работы КП:

Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КП ДОУ.

Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей (по микрорайону).

Обобщённый методический материал по работе с семьями.

Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.

Необходимые  ресурсы для реализации программы:

Штат сотрудников:4  учителя-логопеда, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, заведующий.

Все штатные работники имеют профессиональное образование в области дошкольного воспитания, регулярно повышают квалификацию.

В ходе реализации программы предполагается участие в краткосрочных тематических курсах, семинарах по освоению новых педтехнологий, расширение спектра услуг консультационного пункта.

В МБДОУ № 4 имеются оборудованные логопедичекие кабинеты с необходимым набором методических пособий.

Предполагается обустройство комнаты релаксации, необходимой для работы консультативного пункта.

Методический кабинет детского сада имеет в наличии перечень литературы:

  1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  2.  Зверева О. Л.  Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.

  3. Козлова А.В.  Работа ДОУ с семьёй. – методические рекомендации.
  4. В.М.Целуйко  Психология неблагополучной семьи.
  5. М.Бебчук, Е.Жуйкова. Помощь семье: психология решений и перемен

  6. Е.Заблоцкис - Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути.

  7. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.

Предполагается приобретение комплекта методической литературы по организации продуктивной деятельности, художественно-эстетической деятельности, материалов для работы с детьми.

Современную жизнь трудно представить без информационно-коммуникативных технологий. В связи с тем, что появилась возможность общения, обмена информацией посредством интернет возникла и актуальная проблема использования ИКТ в системе работы консультационного пункта.

Родители не всегда проявляют инициативу в общении, поэтому в работе консультативного пункта предусмотрен такой раздел работы, как публичная консультация с использованием сайта детского сада, страницы в соцсети, официальной группы детского сада.

Кроме этого организована постоянно действующая «горячая линия», специалисты могут давать консультации по телефону, у родителей есть возможность записаться на консультацию по электронной почте,  или лично обратившись в детский сад. Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной.

В детском саду имеется необходимы набор средств связи и электронных устройств.

Информация размещается на сайте детского сада:

 http://mbdou-4-ivushka-krylovskaya.webnode.ru/;

на страничке в соцсетях: https://ok.ru/profile/572537824133/groups;

на страницах газеты «Авангард», публикация в периодических педагогических изданиях.

Предполагается устройство электронной инфозоны в детском саду, которая будет служить для размещения

■ объявления для родителей; 
■ 
фото- и видеоотчеты о прошедших праздниках и конкурсах, анонсы мероприятий, поздравления; 
■ 
рекомендации психологов, врачей; 
■ 
актуальная новостная информация: бегущие строки, ленты новостей, информеры (время, погода, пробки), онлайн-информация с интернет-порталов - новости стницы, района, края. 

Перспективы развития инновации

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится  на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

      Посетив наш консультативный пункт, родители могут  получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь   связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

Сложившемуся в процессе работы коллективу специалистов консультационного пункта по силам решение задач исследовательской работы в области дошкольного образования. Реализованный проект может быть использован другими образовательными организациями.

Ожидаемый результат:

Мы думаем, что благодаря работе консультационного  пункта ожидается:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

4. Взаимодействие с другими образовательными организациями в  реализации  индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты работы консультационного пункта по проведению природоохранных акций за 2012 -2013учебный год.

В процессе плодотворной совместной работы в течение всего года мы обменивались опытом, делились впечатлениями по проведению мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели (корректировка мер...

План работы консультационного пункта

ПЛАН РАБОТЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА МКДОУ «МАЛИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»на 2015 -2016 учебный год  МЕСЯЦДатаТЕМА КОНСУЛЬТАЦИЙ КТО ПРОВОДИТ Декабрь  1-ая неделя 1.Как укрепить...

Консультация для родителей в рамках работы консультационного пункта "Учитесь у детей"

Консультация для родителей, чьи дети не посещают детский сад...

план работы консультационного пункта 2018-2019 учебный год

план работы консультационного пункта...

план работы консультационного пункта 2019-2020 учебный год

план работы консультативного пункта...