Здоровьесберегающие технологии.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
В копилку воспитателя.
«Здоровьесберегающие педагогические
технологии, используемые в дошкольных
образовательных учреждениях»
Перед современным образованием встала необходимость постановки проблемы по комплексной организации здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательных учреждениях. Главная цель возникшей проблемы: формирование всесторонне развитой личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Комплекс мер направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название – «здоровьесберегающие технологии», включающие систему мер по взаимосвязи и взаимодействию всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать, как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья.
Система мер включает в себя:
*здоровьесберегающую структуру ДОУ;
*оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
*формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах:
- медико-гигиенической;
- медико-профилактической;
- физкультурно-оздоровительной;
- информационно-просветительской;
- образовательной;
- коррекционной;
- спортивно-досуговой;
- экологической и др.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и в частности готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Виды здор.сбер-их пед.техноло-й. | Время проведения в режиме дня. | Особенности методики проведения. | Ответственный. | ||||||||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5мин., по мере утомления детей. | Рекомендуется для всех детей для профилактики утомления (использовать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др.) | Воспитатели | ||||||||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используем лишь элементы спортивных игр. | Воспитатели, воспитатели по физо. | ||||||||
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. | Воспитатели, воспитатель по физо, психолог. | ||||||||
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, всеми возрастными группами. | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. | Все педагоги ДОУ. | ||||||||
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста. Индивидуально либо с подгруппой детей. | Рекомендуется всем детям особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время. | Воспитатели, логопед. | ||||||||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время, с младшего возраста. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. | Все педагоги. | ||||||||
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. | Все педагоги. | ||||||||
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. | Воспитатели | ||||||||
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, контрастный бег из спальни в группу с разницей температуры. | Воспитатели. | ||||||||
Технологии обучения здоровому образу жизни. | |||||||||||
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах, ранний возраст в группе 10 минут, мл.-15-20 мин., средний- 20-25 мин., старший- 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием обязательное проветривание помещения. | Воспитатели, воспитатель по физо. | ||||||||
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, во второй половине дня. Время сирого не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста. | Могут быть включены в расписание занятий в качестве познавательного развития. | Воспитатель. | ||||||||
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему здоровью. | Воспитатели, ст. медсестра. | ||||||||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин., со средней группы. | Занятия проводятся по подгруппам по 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо отдельные занятия 2-4 занятия в месяц в зависимости от поставленных целей. | Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр. | Все педагоги. | ||||||||
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. | Занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, может быть групповое рассказывание, где рассказчик не один человек, а группа детей. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со ст. возраста. | Проводятся по специальным методикам в подгруппах 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку-дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со ст. возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам. | Воспитатели, психолог. | ||||||||
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с мл. возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст – 15 мин., ст. возраст – 30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха, либо в профилактических целях. Цель занятия: фонетическая грамотная речь без движений. | Воспитатели, логопед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...