Здоровьесберегающие технологии.
консультация на тему

Пугачёва Кира Павловна

В копилку воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  В копилку воспитателя.

       

       «Здоровьесберегающие педагогические    

       технологии, используемые в дошкольных

              образовательных учреждениях»

Перед современным образованием встала необходимость постановки проблемы по комплексной организации здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательных учреждениях. Главная цель возникшей проблемы: формирование всесторонне развитой личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Комплекс мер направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название – «здоровьесберегающие технологии», включающие систему мер по взаимосвязи и взаимодействию всех факторов  образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать, как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья.

Система мер включает в себя:

*здоровьесберегающую структуру ДОУ;

*оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

*формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

    Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах:

 - медико-гигиенической;

 - медико-профилактической;

 - физкультурно-оздоровительной;

 - информационно-просветительской;

 - образовательной;

 - коррекционной;

 - спортивно-досуговой;

 - экологической и др.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и в частности готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Виды здор.сбер-их пед.техноло-й.

Время проведения в режиме дня.

Особенности методики проведения.

Ответственный.

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5мин., по мере утомления детей.

Рекомендуется для всех детей для профилактики утомления (использовать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др.)

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используем лишь элементы спортивных игр.

Воспитатели, воспитатели по физо.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Воспитатели, воспитатель по физо, психолог.

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, всеми возрастными группами.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Все педагоги ДОУ.

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста. Индивидуально либо с подгруппой детей.

Рекомендуется всем детям особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.

Воспитатели, логопед.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время, с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Все педагоги.

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Все педагоги.

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Воспитатели

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, контрастный бег из спальни в группу с разницей температуры.

Воспитатели.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах, ранний возраст в группе 10 минут, мл.-15-20 мин., средний- 20-25 мин., старший- 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием обязательное проветривание помещения.

Воспитатели, воспитатель по физо.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, во второй половине дня. Время сирого не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста.

Могут быть включены в расписание занятий в качестве познавательного развития.

Воспитатель.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом  целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему здоровью.

Воспитатели, ст. медсестра.

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин., со средней группы.

Занятия проводятся по подгруппам по 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.

Воспитатели, психолог.

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо отдельные занятия 2-4 занятия в месяц в зависимости от поставленных целей.

Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр.

Все педагоги.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, может быть групповое рассказывание, где рассказчик не один человек, а группа детей.

Воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Воспитатели, психолог.

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со ст. возраста.

Проводятся по специальным методикам в подгруппах 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку-дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Воспитатели, психолог.

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со ст. возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам.

Воспитатели, психолог.

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с мл. возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст – 15 мин., ст. возраст – 30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха, либо в профилактических целях. Цель занятия: фонетическая грамотная речь без движений.

Воспитатели, логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...