Памятка воспитателю
консультация на тему

Пичкурова Наталья Александровна

                  Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

       Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_vospitatelyu.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка воспитателю

                  Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

       Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут  

работу по выбранной теме:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • изучают необходимую литературу;
  • посещают РМО;
  • выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер - классы;
  • ведут дополнительную работу с детьми:  непосредственно образовательную деятельность, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д.
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница –

титульный лист.

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница -

формы работы с детьми ( непосредственно образовательная деятельность,  выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)

с педагогами (организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу, изучение литературы,  беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);

с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

Форма отчёта:

1. Выступление на педсовете; презентация

2. Подбор и оформление методических материалов;

3. Подборка и оформление конспектов непосредственно образовательной деятельности;

4. Открытый показ (просмотр);

5. Подбор материала из опыта работы;

6. Проведение тренингов;

7. Отчет по теме.

Памятка для анализа процесса самообразования:

1Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа;

2.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;

3.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);

4.Творческое сотрудничество (с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ);

5.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;

6. Постановка новых задач.

Памятка для осуществления самоанализа

  1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной  темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для  изучения  в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной   темой самообразования?  Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая , научная и др.
  3. Практические выводы после проработки каждой темы.
  4. Творческое сотрудничество (с методистом,  узкими специалистами. Другими педагогами).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Информация для отслеживания результативности работы педагога:

  • Сведения о самообразовании – индивидуальные планы  педагогов с указанием темы,  проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
  • Информация об участии педагога в методической работе.
  • Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
  • Сведения о повышении квалификации сотрудников.
  • Сведения об аттестации сотрудников.
  • Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  

 

Оценить  потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет.

Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  проблемами решаемыми  в ДОУ,  с приоритетным направлением  его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • Деятельность педагогов в процессе самообразования будет  способствовать решению  задач ДОУ;
  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только  в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может  самостоятельно сформулировать проблему,  или тему самообразования,  необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.  В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. Предполагаемый результат и формы его представления.  Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.  Сроки реализации плана, педагог определяет сам,  но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.  Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа  проводиться рефлексия (самоанализ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка воспитателям для работы с родителями.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости....

Памятка воспитателю: "Чтобы занятие было интересным!"

В этом учебном году, в наш детский сад пришло очень много молодых педагогов. И сталкиваясь с вопросами: "Как начать занятие", "Как подготовиться к занятию?" и многими другими, появилась необходимость ...

Памятка воспитателю

Памятка воспитателю...

Памятка воспитателю

Виды занятий по развитию речи...

Памятка воспитателю

Роль воспитателя на музыкальном занятии; взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя....

Памятка воспитателю детского сада

Памятка воспитателю детского сада, посещающему семью своего воспитанника....

Памятка воспитателям: «Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми»

Цель - чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходиморазнообразить формы его проведения....