Памятка воспитателю
методическая разработка по развитию речи по теме

Виды занятий по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

   Памятка воспитателю на тему: Виды занятий по развитию речи
Занятия  по развитию речи могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи и основного программного содержания занятия:
· занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
· занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множ. числа род. падежа);
· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),
· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
· занятия по ознакомлению с художественной литературой.
В зависимости от применения наглядного материала:
- занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
- занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
- занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Памятка – схема планирования занятий по развитию речи

Ознакомление с окружающим (предметное окружение и окружающий мир, ЗОЖ, ОБЖ, экология) и формирование словаря (2 раза в месяц).

Ознакомление с явлениями общественной жизни (государственные и народные праздники) (1 раз в месяц).

Звуковая культура речи (1 раз в месяц + 2раза в месяц, как часть занятия).

Обучение рассказыванию (3 раза в месяц):

Рассматривание и рассказывание по сюжетной или  предметной картине;

Рассматривание и рассказывание по игрушке или серии игрушек;

Пересказ художественного произведения;

Составление рассказа из личного опыта (старший возраст).

Схема содержания ЗКР                                                 

Фонетическая правильность речи - звуковая правильность речи

Орфоэпическая правильность речи - соблюдение правил произношения и ударения, интонационных норм

Орфоэпия - правильное произношение

Орфография – правильное написание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка воспитателям для работы с родителями.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости....

Памятка воспитателю: "Чтобы занятие было интересным!"

В этом учебном году, в наш детский сад пришло очень много молодых педагогов. И сталкиваясь с вопросами: "Как начать занятие", "Как подготовиться к занятию?" и многими другими, появилась необходимость ...

Памятка воспитателю

Памятка воспитателю...

Памятка воспитателю

Роль воспитателя на музыкальном занятии; взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя....

Памятка воспитателю детского сада

Памятка воспитателю детского сада, посещающему семью своего воспитанника....

Памятка воспитателям: «Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми»

Цель - чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходиморазнообразить формы его проведения....