Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Система работы педагога по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.
2. Система работы педагога по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.
Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 – 3 лет. Именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Первоисточники и первооткрыватели.
Философ, писатель и педагог Жак Жак Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал «процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, чёткости и связности речи».
В 19 в. интерес к детской речи усиливается – её исследуют, изучают, описывают не только учёные, но и известные писатели.
Создатель методики начального обучения родному языку Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта». И по его утверждению «родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».
Одно из необходимых профессиональных качеств воспитателя - умение контролировать речь ребёнка.
Я как воспитатель ранней группы нашего детского сада, сталкиваюсь с серьёзными отклонениями в развитии детской речи и осознаю, что они не в состоянии педагогическими методами и приёмами, рассчитанными на обучение здорового ребёнка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.
Я лишь имею возможность откорректировать то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании. Например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать сказки, рассказы и др.
Тем не менее, мне и родителю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к специалисту.
Поэтому появилась необходимость раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии детей.
В нашем детском саду работают на 2 логопедические группы. С опытными учителями-логопедами: Изотова Софья Альбертовна и Орлова Галина Юрьевна, которые помогают мне повысить качество воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей раннего возраста, и являются для меня учителем – наставником.
Старший воспитатель детского сада старается обеспечить группу методическими материалами.
Перед собой я ставлю главные педагогические задачи: (система)
- Организация совместной работы педагогов МАДОУ (воспитатель, старший воспитатель, учителя-логопеды, семья)
- Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
- Контролировать свою речь и речь детей.
- Обогатить словарный запас детей глагольной лексикой, расширение словаря прилагательными и существительными.
Работа с родителями.
Я стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в вопросе развития речи ребенка значима: часто все усилия педагогов без их помощи безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям предложено обратить внимание на такие моменты:
- состояние здоровья ребёнка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь;
- если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалисту
Таким образом, правильно организованное педагогическое обследование помогло созданию дружного сообщества «детский сад – семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте
Описание нарушений речи, и причин и способов прфилактики. Практические упражнения....
"Профилактика речевого нарушения в раннем возрасте"
В настоящее время особенно актуальным становится вопрос форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, потому что в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся ...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте.
В данной статье рассмотрено проименение современных образовательных технологий с целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста....
Рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей, поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в своем окружении. ...
Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте
Выступление к презентации на семинар или педсовет...
Консультация «Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Консультация«Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста»...