Оценка качества образования в ДОО
статья ( группа) на тему
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_kachestva_obrazovaniya_v_doo.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка качества образования в ДОО
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей управления качеством образования в ДОО – социально значимая проблема, стоящая перед каждым руководителем.
Впервые принципы повышения качества дошкольного образования были определены в Концепции дошкольного воспитания (1989):
- Гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе, уважения к правам и свободам человека;
- Развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
- Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
- Деидеологизация – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ.
Эти принципы являются основополагающими для оценки современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество:
- Финансирование ДОО;
- Содержание дошкольного образования (особенно подчёркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования на двух ступенях: в дошкольном и начальном общем образовании; актуальность коррекционного специального образования);
- Кадровое обеспечение;
- Формирование предметно-развивающей среды;
- Педагогическая культура коллектива;
- Нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели;
- Положительная мотивация детей и их родителей;
- Методическое и материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Качество в сфере образования рассматривается учёными и практиками как соотношение цели и результата. По мнению отечественных исследователей, в содержательном плане можно зафиксировать такие положительные эффекты образования, как знания, умения, навыки, особенности психического и личностного развития ребёнка, изменения профессиональной компетентности педагогов, а также рост или падение престижа (имиджа) учреждения.
Деятельность ДОО оценивается с учётом мнения всех заинтересованных субъектов: государства, детей, родителей, педагогов, окружающего социума. Оценить ДОО – значит установить степень достижения поставленных учреждением целей, реализации индивидуальных возможностей детей, а также удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.
Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности в ДОО – главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности ДОО. Под внутренним мониторингом качества образовательной деятельности в ДОО понимается проведение администрацией ДОО и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и мониторинга в пределах своей компетенции за соблюдением работниками ДОО законодательных и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредителя ДОО и т.д.
Ценностные ориентиры, характеризующие качество дошкольного образования, следующие:
- Возможность удовлетворения потребности семьи и ребёнка в услугах дошкольных организаций;
- Сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребёнка, его комфортного пребывания в детском саду;
- Ориентированность дошкольной организации на сохранение здоровья ребёнка, необходимую коррекцию недостатков развития;
- Направленность на достижение успешности ребёнка на следующей ступени образования;
- Выбор образовательных программ и их научно-методическое сопровождение;
- Рост профессионального мастерства педагогических кадров.
С учётом указанных ориентиров можно предложить следующие базовые направления оценки деятельности ДОО:
- Качество предоставляемых образовательных услуг;
- Результаты работы образовательной системы;
- Качество ресурсообеспечения;
- Соответствие образовательных услуг социальному заказу.
Учитывая основные приоритеты государственной политики в сфере образования, введение новой системы оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование образовательных организаций, государство не в состоянии финансировать дошкольное образование в полном объёме с оплатой всех услуг по уходу, оздоровлению, воспитанию, развитию, коррекции и обучению детей.
Таким образом, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл, который отражается в изменениях организационно-структурного, нормативно-правового и педагогического характера. Особую актуальность приобретает разработка измерительных процедур, операциональной оценки качества дошкольного образования на уровне учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Оценка качества образования"
некоторые аспекты оценки качества образования в дошкольном учреждении...
Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования
Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования в МБДОУ «ДСКВ № 68» г.Братска...
Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ
Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...
Внутренняя система оценки качества образования
План организации работы...
К вопросу об оценке качества образования в дошкольном образовании.
Статья посвящена проблеме оценки качества дошкольного образования на современном этапе. Выявлены подходы к оценке качества в дошкольном образовании. Показаны цели, критерии, методы оценки. Представлен...
Независимая оценка качества образования.Экспертиза программы дополнительного образования "Домисолька" от 21.05. 2021 в системе "Навигатор"
Независимая оценка качества образования.Экспертиза программы дополнительного образования "Домисолька" от 21.05. 2021 в системе "Навигатор"...