Использование интерактивных форм и методов в работе с педагогическим коллективом
консультация ( группа) на тему
Использование интерактивных форм и методов в работе с педагогическим коллективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных форм и методов в работе с педагогическим коллективом.
Широкова Л.И., старший воспитатель МБДОУ д/с № 60
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно - образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.
Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).
Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
5. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОЙ РАБОТЫ?
Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.
Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно одно - образной жизни, не находят применения, развития.
В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Интерактивные формы и методы подразделяются:
- традиционные:
- проблемные семинары
- семинары-практикумы
- дни открытых дверей
- творческие микрогруппы
- наставничество
- коллективные просмотры педагогической деятельности
- педагогические советы
- инновационные:
- проектная деятельность
- Педагогический ринг
- Деловая игра
- Круглый стол
- Дискуссия
- Мозговой штурм
- СИМПОЗИУМ, ДЕБАТЫ
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, ЭКСПРОМТ
- мастер-класс
- создание банка инновационных идей
- Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
- творческие конкурсы
- творческая лаборатория молодых специалистов
- музыкально – литературная гостиная
- Новейшие интерактивные методы:
- кейс – метод;
- квик – настройка
- КРУЖКИ КАЧЕСТВА
- коучинг - сессия
1.
Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Педсоветы различают и по формам организации:
- Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и с принятием решений по ним;
- Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
- Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его подготовка требует написания сценария, разделение участников на команды и распределение ролей.
Нетрадиционные педагогические советы:
- Педсовет - деловая игра;
- Педсовет – конференция;
- Педсовет – круглый стол;
- Педсовет – дискуссия;
- Педсовет – диспут;
- Педсовет – научно-практическая конференция.
Семинары – это групповые занятия по определённому плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Руководителем семинара могут быть заведующий или старший воспитатель, приглашённые специалисты (преподаватели вуза, педколледжа, научные работники и др.). Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы.
Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения.
В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат (можно устроить выставку работ воспитателей, родителей). Итогом работы также могут быть наглядные материалы, подготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию (например, этапы обучения рисованию, использование разной техники аппликации, конструирования из бумаги и т.д.), которыми могут воспользоваться все педагоги.
Коллективный просмотр педагогического процесса – одна из самых эффективных форм методической работы. В каждом детском саду есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. Следует различать «открытые» занятия и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм проведения аттестации, а в другом – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педпроцесса для ознакомления и обучения им других воспитателей. Для просмотра выбираются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки и т.д.).
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью используется наставничество.
2.
Конкурс педагогического мастерства, который является мощным фактором, позволяющим сплотить педагогический коллектив, определить зону его ближайшего развития и создать условия для самореализации, способствует выявлению и распространению передового педагогического опыта и инновационного потенциала педагогов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:
• общая эрудиция;
• профессиональные знания, умения, навыки;
• умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
Педагогический ринг предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».
Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.
Таким образом, метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Но! Ни в коем случае не раздавайте роли тем, кто на них более всего подходит. Фишка в том, чтобы дать пессимисту побыть Жёлтой шляпой, а «зелёную шляпу» отвлечь от запускания самолётиков из бумаги и научить вести толковый протокол. Человек раскрывается тогда, когда выступает в необычном для себя амплуа. Да и к тому же, думая про человека, что он, скажем, «черная шляпа», Вы можете просто наклеивать на него несправедливый ярлык.
Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? ».
Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Ведущий задает проблемный вопрос, педагоги голосуют карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем ведущий объединяет в группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
СИМПОЗИУМ - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
ДЕБАТЫ - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений пред-ставителей двух противостоящих групп.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, ЭКСПРОМТ - метод активизации педагогиче-ского познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.
Например: ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь бу-дет новый папа. Какой может быть реакция педагога.
МАСТЕР – КЛАСС, его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер –класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Выставки – ярмарки педагогических идей: публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.
Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.
Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художествен-ной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
3.
«КОУЧИНГ– СЕССИЯ» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ).
Это сотрудничество, помогающее человеку чётко определить свои цели и задачи и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Это искусство, способствующее развитию человека. Это создание среды, облегчающей движение к заветным целям. Слово "коучинг" произошло от англ. "coach" — наставлять, тренировать, воодушевлять. Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы, приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения.
Примерные этапы работы:
Приветствие (Коуч сообщает тему, цели коучинга)
Разминка (Налаживание эмоционального настроя, знакомство)
Деление на группы
Выполнение заданий: Дать определение понятию, составить структуру, сделать выводы. Выявить разницу между понятиями, разработать критерии, выводы.
Рефлексия.
КРУЖКИ КАЧЕСТВА организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.
Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
Структура кейса
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
• Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
• Комментарий ситуации, представленный автором
• Вопросы или задания для работы с кейсом.
Этапы разработки кейса
• Определение места кейса в системе образовательных целей
• Поиск системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса
• Построение, или выбор модели ситуации
• Создание описания
• Сбор дополнительной информации
• Подготовка окончательного текста
• Презентация кейса, организация обсуждения
Требования
Хороший кейс рассказывает.
Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы педагог забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, педагоги воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие.
Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.
Хороший кейс включает цитаты из источников. Цитаты добавляют реализма и позволяют педагогу толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят.
Хороший кейс содержит проблемы, понятные педагогам. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию).
Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.
«КВИК – НАСТРОЙКА»:
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно - образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленьк...
Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"
Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...
Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское
Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...
самообразование на тему: "Внедрение и применение современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы в детском саду"
план самообразования педагога средней группы...
Интерактивные формы и методы методической работы как средство повышения уровня профессиональной компетенции педагога
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением ...
Консультация для педагогов "Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе"
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....
Консультация для воспитателей «Использование интерактивных форм и методов в речевом развитии дошкольников»
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОСогласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает вл...