САМОРАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ И ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Орлова Лилия Федоровна

В 2013 году педагогический коллектив МБДОУ впервые познакомился с теорией ноосферного образования, нацеленной на открытие новых горизонтов системы обучения и воспитания. Особенно ценно, что все элементы ноосферного образования ориентированы на соблюдение принципа «Не навреди», «Твори добро, созидай». Данная технология собирает воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей. Участвуя в семинарах академика РАЕН Н.Г. Куликовой,  педагогический коллектив ДОО познакомился с универсальной системой (природосообразными средствами, методами и приёмами) ноосферного образования, оценив всю необычность и неординарность ноосферного подхода к непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками и ощутил необходимость в продолжении педагогического поиска. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОРАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ И ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Марина Геннадьевна Грушина, заведующий

Лилия Федоровна Орлова, заместитель заведующего

Соколова Наталья Васильевна, педагог

МБДОУ МО «Центр развития ребенка – детский сад «Малыш»,

г. Саяногорск

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять воспитательно-образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в познавательной неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОО.

В МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш» успешно внедрены и реализуются современные образовательные технологии, адаптированные к специфике детского возраста: теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), технологии компьютерной среды, эвристического обучения, математического моделирования, музыкального воспитания, сюжетного обучения, сказкотерапии, проектного метода обучения и т.д.

В 2013 году педагогический коллектив МБДОУ впервые познакомился с теорией ноосферного образования, нацеленной на открытие новых горизонтов системы обучения и воспитания. Особенно ценно, что все элементы ноосферного образования ориентированы на соблюдение принципа «Не навреди», «Твори добро, созидай». Данная технология собирает воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей. Участвуя в семинарах академика РАЕН Н.Г. Куликовой,  педагогический коллектив ДОО познакомился с универсальной системой (природосообразными средствами, методами и приёмами) ноосферного образования, оценив всю необычность и неординарность ноосферного подхода к непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками и ощутил необходимость в продолжении педагогического поиска.  

В 2014 году нами был разработан Управленческий проект «Биоадекватный подход в управлении качеством дошкольного образования» (далее – Проект).

Работа по внедрению и реализации Проекта осуществляется в рамках договора о сотрудничестве (от 21 января 2014 года) по опытно-экспериментальной деятельности с региональным отделением «Ноосферное образование» ООО «Российская Академия естественных наук» под научным руководством доктора психологических наук Натальи Геннадьевны Куликовой.

Период реализации: с 21.01.2014 г. по 21.01.2017 г.  

Практическая реализация Проекта в старших и подготовительных к школе группах ДОО. Охват воспитанников: 79 человек (2014/15 учебный год). Охват педагогов: 10 человек (2014/15 учебный год).

Цель Проекта: практическое изучение возможностей биоадекватной методики преподавания, оценка перспективы её продуктивного использования в практике дошкольной образовательной организации.

Задачи:

  1. Освоить биоадекватную методику преподавания в практическом режиме работы ДОО.
  2. Исследовать эффективность ноосферного инновирования через комплексный психолого-педагогический мониторинг творческого развития личности ребёнка-дошкольника.
  3. Осмыслить и обобщить свой педагогический опыт с позиций ноосферной науки и образования.

Методы мониторинговых исследований.

Нами использовались следующие методы мониторинга в дошкольном образовании:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Беседа, экспертная оценка, критериально – ориентированные методики тестового типа.

Проект реализуется в четырех направлениях:

  1. Проведение теоретических и проблемных семинаров, посвящённых изучению теоретических основ биоадекватной методики преподавания и её практическому приложению в деятельности конкретного педагогического работника.
  2. Организация и проведение открытых мероприятий для педагогов ДОО, демонстрация возможностей биоадекватной методики в практике преподавания разных дисциплин дошкольного образования.
  3. Разработка памятки для педагога с показанием особенностей непосредственно образовательной деятельности ноосферной направленности и функцией адаптации идей ноосферного обучения к дошкольной практике.
  4. Мотивация личности ребёнка-дошкольника к творческой самоорганизации в рамках образовательного процесса; развитие здорового и творческого мышления, воображения у детей старшего дошкольного возраста.

За период  2014/15 учебного года была проведена следующая работа.

В рамках межрегиональной программы «Школа ноосферного развития» (рук. Н.Г. Куликова) и в действие настоящего Проекта в ноябре, марте были организованы и проведены научно-методические семинары на региональном уровне для педагогов образовательных учреждений муниципального образования г. Саяногорск:  «Ноосферное образование», «Биоадекватный подход в управлении качеством начального общего образования». Совместно с МБОУ «Лицей «Эврика» проведены открытые занятия (уроки) на основе биоадекватного способа преподавания.

24.04.2015 года в рамках городского  семинара-практикума по теме «Создание благоприятного климата на занятии в условиях реализации биоадекватной методики преподавания» проводились открытые мероприятия  на базе МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш».  Все ведущие – специалисты первой квалификационной категории: «Здоровые зубы» для детей подготовительного к школе возраста (девочки) (воспитатель Свалова Е.В.); «Звук и буква «Э»» для детей подготовительного к школе возраста (мальчики) (учитель-логопед Мельникова З.И.); «Песочные картинки» для детей старшего дошкольного возраста (педагог-психолог  Соколова Н.В.). Охват участников семинара-практикума: 20 педагогических работников МО г. Саяногорска. Мероприятие прошло на высоком уровне.

С целью расширения внедрения в воспитательно-образовательный процесс биоадекватной методики преподавания была реализована парциальная программа «Улыбка здоровья» (авторы Куликова Н.Г., Захаров А.В.).

Период реализации с 03.11.2014 г. по 03.12.2014 г.

Практическая реализация программы в старших группах ДОО. Охват воспитанников: 47 человек. Охват исполнителей реализации программы (педагогов): 4 человека.

Занятия из программы «Улыбка здоровья» были включены в изучение образовательной области «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

С родителями (законными представителями) воспитанников в декабре 2014 года на родительских собраниях была организована и проведена отчётно-разъяснительная работа о важности и эффективности внедрения программной работы. Охват слушателей составил более 85% от числа родителей.

Мониторинг результатов качества и эффективности работы показал положительную динамику уровня развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» по образовательной области «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) на 18% (на начало реализации программы – 70%, на окончание реализации программы – 88%) у 47 детей старшего дошкольного возраста. У воспитанников расширились представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни; о зависимости здоровья человек от правильного питания, о роли гигиены полости рта.

В своей педагогической практике работы с детьми дошкольного возраста мы стараемся преподносить материал посредством ярких природных образов – схем (т.н. учебных образонов), структурированных за счёт опорной информации по теме и с последующим текстовым пояснением в традиционной форме, упражнениями и творческими заданиями. 

Дети с радостью включаются в новую игру, совершенно не думая о том, что идёт обучение. Надо ли говорить, что качество усвоения нового материала, преподнесенного без насилия над психикой ребенка, без сопротивления с его стороны, значительно улучшается. 

На одном из этапов ноосферного занятия предполагается введение релаксации. Если раньше к релаксации мы относились как к приятному дополнению, то теперь она выступает ключевым звеном в процессе усвоения новых знаний (в режиме расслабления мозг воспринимает и надолго удерживает наибольшее количество информации, особенно если предложить её в виде образов). Поэтому мы стараемся с особой тщательностью разрабатывать тексты для учебной релаксации и подбирать музыкальное сопровождение. Можно сделать вывод, что, используя богатство эмоциональных состояний ребёнка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.

Для диагностики уровня творческого мышления был использован тест Торренса (завершение рисунка). Диагностика невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) известна как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса».

Мониторинг результатов качества и эффективности работы в результате  реализации Проекта «Биоадекватный подход в управлении качеством дошкольного образования» показал динамику уровня развития творческого мышления (оригинальность) у воспитанников подготовительных к школе групп в количестве 32 человек на  27% (на начало реализации Проекта – 46%, на окончание реализации Проекта – 73%). 

Таким образом, мы создаём естественные условия для раскрытия внутренних ресурсов личности ребёнка-дошкольника, выявляем уже заложенные в ней потенциальные возможности.

Исходя из самоанализа проделанной работы, педагогический коллектив ДОО подтвердил имеющиеся и предложил на 2015/16 учебный год новые целевые ориентиры:

  • Продолжать и расширять внедрение биоадекватной методики преподавания на разные возрастные группы дошкольников и разные дисциплины.
  • Продолжать проведение открытых мероприятий на базе МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш» и других образовательных учреждений с демонстрацией  биоадекватного способа работы с детьми дошкольного возраста.
  • Разработать систему индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) с целью ознакомления их с основами новейшего здоровьесберегающего, личностно ориентированного  подхода к ребёнку, а также конкретными средствами ноосферного воспитания в семье.
  • Провести серию открытых мероприятий с использованием биоадекватной методики преподавания на городском уровне.

Литература:

  1. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г.. Ноосферное образование – ключ к здоровью  – М.: Институт холодинамики, 2011.
  2. Марковская Е.А.. Образовательные технологию. – АППО, кафедра инновационных технологий, 2010.
  3. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография – М.: Институт холодинамики, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный детский сад- новая форма дошкольного образования.

Эссе о специфике работы семейного детского сада....

Статья на тему: "Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования"

Как ребенку познать закономерности и явления окружающего мира с помощью метода экспериментирования....

«Музыкально-ритмические движения в детском саду» (статья) Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец- это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точ...

Технологии поддержки детской индивидуализации в условиях дошкольного образования

Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающег...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...