Технологии поддержки детской индивидуализации в условиях дошкольного образования
презентация на тему

Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности принятия решения, стремления к созиданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon individualizatsiya.ppt1.7 МБ
Файл koment_k_individualizatsiya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технологии поддержки детской индивидуализации в условиях дошкольного образования» Выполнил: воспитатель МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное Белгородского района Белгородской области» Рыжкова Д.А.

Слайд 2

ФГОС ДО – поддержка детской инициативы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») Общие положения 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 3

I I. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 2.11.2. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Слайд 4

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Слайд 5

социализация индивидуализация успешное развитие отождествление обособление субъект реализация субъектного подхода

Слайд 6

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ИЛИ СИЛЬНЫХ СТОРОН В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ ИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ . Индивидуализация. Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

Слайд 7

Уровни индивидуализации дошкольного образования На уровне группы На уровне подгруппы На персональном уровне

Слайд 8

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ М етод реагирования !!! Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности. Тщательный отбор материалов. Стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей модель трех вопросов Что знают? Что хотят узнать? Как узнать? гибкость разноуровневость

Слайд 9

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Метод «строительных лесов». В основе этого метода – идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация»-распространение, увеличение) основан на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Презентация нового взрослым Совместная презентация с теми, кто присоединился Самостоятельная презентация нового другим детям

Слайд 10

Индивидуальный подход в Педагогические условия индивидуализации обучения и учения безопасная ППРС Поддержка и инициирование взаимодействия Готовность поступиться педагогическими интересами Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка Время для свободной игры

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! С уважением Рыжкова Д.А.



Предварительный просмотр:

Технологии поддержки детской индивидуализации

в условиях дошкольного образования

Выполнил: воспитатель

МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное

Белгородского района

Белгородской области»

Рыжкова Д.А.

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - поддержка детской инициативы. И действительно, если мы обратимся к тексту документа, то увидим, что эти слова встречаются там довольно часто. Обратите внимание на следующие слайды 2, 3, 4

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм и способов организации непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Дошкольное детство является самым благоприятным моментом для формирования таких качеств личности как фантазия, смекалка, пытливость, любознательность, изобретательность, воображение. Мы считаем, что эти качества находят яркое выражение в творчестве дошкольника.

Успешное развитие ребенка обеспечивают два равноценных процесса – социализация и индивидуализация. Социализация выступает как присвоение ребенком норм, качеств, следование определенному образцу, т.е. процесс отождествления. Индивидуализация – постоянное открытие, утверждение и обособление, формирование себя как субъекта. Нивелирование одного за счет абсолютизации другого ведет к ущербности образовательного процесса. Поэтому проектирование образовательного пространства, планирование взрослым образовательных ситуаций, отбор средств развития, принцип линейности в организованной образовательной деятельности по-прежнему важны, актуальны, но приоритетной и преобладающей должна стать ситуация, когда ребёнок – субъект деятельности, а не объект педагогического воздействия. Реализация субъектного подхода предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемных ситуаций; в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию; в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта других для себя.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности принятия решения, стремления к созиданию.

Далее разграничим понятия «индивидуализация образования» и «индивидуальный подход».

Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка.

Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. 

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка. В основе индивидуализации лежит убеждение.

Познакомимся с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образования. Выделяются несколько уровней индивидуализации: на уровне группы, подгруппы, на персональном уровне. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения).

Компетентность и увлечения взрослых (воспитателя) создают условия для индивидуализации образования. Самым поверхностным примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в содержании обучения. Даже в параллельных группах одного детского сада, укомплектованных из детей примерно одного возраст, одна и та же образовательная программа осуществляется по-разному.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к определённым видам детской деятельности. Например: конструированию ( постройка дороги), где один ребёнок может давать советы, явно или неявно руководить строительством, другой - строить. Третий – ожидать окончания работы с тем, чтобы первым провести по дороге машину. Один может сопровождать все свои действия речью, а другой - работать молча. Один проявляет творчество, другой только воспроизводит образцы.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне, когда развитие ребёнка выше или ниже типичного для его возраста, либо ребёнок имеет какие-либо ярко выраженные особенности, влияющие на качество его жизни.

Индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Одним из важнейших методов индивидуализации обучения является метод реагирования. Он включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты – условия и методы поддержки пересматриваются. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного времени.

В методе реагирования главное – стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.

Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов.

Что знают? Что хотят узнать? Как хотят узнать?

Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь. Конечно, этот метод наиболее эффективен, когда педагог работает с малой группой.

Отбор материалов. Гибкость и разноуровневость.

Метод строительных лесов. В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг.

Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение. Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новое для детей этой группы математическое действие, новое стихотворение, новый предмет, т.е. нечто, чего в опыте детей еще не было. Например: воспитатель предлагает новую настольную игру-лото «Животный и растительный мир». Это своего рода презентация нового взрослым. Затем те, кто хочет научиться в неё играть присоединяются к воспитателю. Остальные занимаются другими видами деятельности. Далее дети, которые уже умеют играть в эту игру, учат других. Таким образом они представляют продукт своей деятельности другим и самостоятельно презентуют собственный опыт.

Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок, во-первых, имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства); во-вторых, получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; в-третьих, получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; в-четвертых, имел опыт кооперации с другими людьми.

Соответственно педагогические условия индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать:

  • создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
  • поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.), включенными в образовательную деятельность ДОО, в том числе (но не исключительно) с образовательными целями;
  • знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;
  • готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
  • отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах....

Технологии поддержки детской инициативы, индивидуализации и самостоятельности в ДОУ

Презентация наглядно рассказывает о  современных активных технологиях, используемых в ДОУ...

STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM

Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в вид...

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...