Использование педагогами современных образовательных технологий.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Использование педагогами современных образовательных технологий.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Перечислю современные образовательные технологии, которые используют почти все воспитатели нашего детского сада (72%), которые можно назвать интересными и эффективными:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ».
Здоровьесберегающие технологии – это обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Мы используем физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.).
Методическое пособие «Если ребенок часто болеет» автор Козырева О.Б. В нем представлена технология применения лечебной физической культуры для часто болеющих детей в условиях ДОУ. В технологии представлены последние достижения в сфере восстановительного лечения детей группы риска с применением разнообразных средств и форм физической реабилитации (сюда входят рекомендации по закаливанию Ю.Ф. Змановского; по массажу А.А. Уманской; лечебная гимнастика В.И. Марушкова; дыхательные упражнения на примере гимнастики по А.Н. Стрельниковой.
Используем Образовательную программу по плаванию «Морская звезда» (из опыта работы МДОУ детский сад «Машенька» г. Ноябрьск.). В Программе заложена технология обучения дошкольников плаванию (это комплексы упражнений, подвижные игры, дыхательная и релаксационная гимнастика, образно-игровая форма упражнений в стихах и загадках, игры на воде с традиционным и нестандартным оборудованием.
Технологии проектной деятельности- через них осуществляется развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников. Все участники данной деятельности единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, сплотить семьи через общее занимательное дело.
Технология исследовательской деятельности: включает в себя задачи по сформированию у дошкольников основных ключевых компетенций, а также способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности, используемое воспитателями у нас в ДОУ:
- Опыты-экспериментирование (o состояние и превращении веществ, o движении воздуха, воды, o свойства почвы и минералов, o условия жизни растений).
- Коллекционирование (классификационная работа).
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
Информационно-коммуникационные технологии – помогают педагогам идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Для того что бы использовать компьютерные технологии воспитатели познакомились с требования к компьютерным программам ДОУ, и сейчас знают, что они должны нести:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Для организации и проведения занятий с детьми в ДОУ созданы отличные условия: это наличие компьютерного класса (12 компьютеров) на подгруппу детей и наличие детских компьютерных программ.
Медиатека
Развивающий видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста | |
Двенадцать месяцев. Зима | 1 |
Двенадцать месяцев. Весна | 1 |
Двенадцать месяцев. Лето | 1 |
Двенадцать месяцев. Осень | 1 |
DVD – диски для детей | |
Оседлые и перелётные птицы | 1 |
Знакомство с профессиями | 1 |
Школа дошкольника. Комплексные занятия для детей 6-7 лет | 1 |
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Программы, рекомендации, слайд – презентации | 1 |
Творческая мастерская для детей «Фантазёры. Талантливый дизайнер» 5+ | 1 |
Волшебный конструктор «Фантазеры» (для использования с интерактивной доской. +5 | 1 |
«Мир природы» Познавательные материалы об окружающем мире для детей 6 – 12 лет | 1 |
«Академия Светофорчика» (соблюдайте правила дорожного движения) | 1 |
Социально-личностное развитие «Диагностическое лото» | 1 |
Обучение чтению «Буквария» | 1 |
С детьми занимается преподаватель дополнительного образования по информатике Маркова Н.А. по рабочей программе.
Личностно - ориентированная технология- она ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. С принятием ФГОС ДО данная технология стала самой востребованной и эффективной. Основное направление деятельности данной технологии- это индивидуализация ребенка в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ и группы. Проанализировав сегодняшнюю ситуацию в нашем дошкольном учреждении можно говорить говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, предоставление возможности детям для самореализации в игре и других детских видах деятельности.
Технология портфолио дошкольника - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Воспитатели нашего учреждения используют «портфолио» двух видов:
Вариант 1
Я – расту
Название страницы | Содержание и рекомендации |
Социально-коммуникативное развитие ребёнка | |
Страничка обо мне | Имя, фамилия, возраст, рост, вес, домашний адрес, № детского сада, группы. |
Кое-что из семейной истории | Фотографии или рисунки портретов членов семьи. (При нежелании ребёнка рассказать о своей семье настаивать не следует). |
Что я умею | Любимые игрушки, песни, книги, друзья, животные – их фотографии и рисунки, ноты песен или рисунки к ним, обложки книг, рассказы. Выяснить причины привязанности ребёнка к игрушке, уточнить, кто подарил или купил. Можно также предложить ребёнку вспомнить смешные, радостные случаи. Побуждать отображать свои страхи, сделав их смешными или вводя образ нейтрализующего героя (чего я боюсь). |
Речевое развитие ребёнка | |
Я учусь говорить, читать, писать и размышлять | Творческие задания по составлению сказок, странички мудрых высказываний, игры с рифмами – рисунки героев своих произведений, письма им, фотографии, видео- и аудиоматериалы. |
Познавательное развитие ребёнка | |
Занимательная математика | Составление моделей, ребусов, заданий, решение логико-математических задач – математический блокнот, аудио- и видеоматериалы. |
Юный исследователь | Планирование и результат – дневники наблюдений: опыты, зарисовки; почемучки, объяснялки. |
Художественно-эстетическое развитие ребёнка | |
Я умею рисовать, мастерить | Рисунки, фотоматериалы поделок из природного и бросового материала, конструирования из разных видов конструкторов и других материалов, совместные работы ребёнка с друзьями, родителями, педагогами, рассказы, альбомы, дипломы за участие в творческих конкурсах. |
Музыкальная страничка | Творческие задания в песнях, танцах, игре на музыкальных инструментах, любимые песни, любимый композитор – аудио и видеоматериалы, рисунки, стихи, загадки, книжки-самоделки. |
Физическое развитие и здоровье ребёнка | |
Я здоровье берегу, сам себе я помогу | Участие в соревнованиях, освоение основных движений, творческие задания по разработке вариантов подвижных игр и др. – рассказы, сказки, рисунки, фото- и видеоматериалы, эмблема здоровья. Побуждать детей рассказывать на темы: «Чтобы сильным стать, я должен…» «Чтобы стать закалённым, я должен…» |
Мои достижения (оформляется после каждого раздела) | Фотографии, рисунки. Способствовать умению анализировать, что он умеет, чему научился, планировать, чему он хотел бы научиться в дальнейшем. |
Разные разности | |
Самые интересные события | Фотографии, рисунки, запись рассказа. |
И ещё много интересного | Фотографии, рисунки, запись рассказа. |
Мысли и чувства тех, кто нас любит | Запись рассказов родителей, родственников, педагогов. |
Пожелания и мечты на будущее | Рисунки, запись рассказа. |
Мне помогли расти и развиваться | Фотографии, рисунки. |
Вариант 2
Первый шаг в познании себя
Рубрики | Содержание |
Информация родителей о ребёнке и семье | Сведения о рождении ребёнка, рассказы ребёнка о себе, о родителях, о своей семье |
Смешные истории и серьёзные рассказы (наблюдения взрослых) | Эстетические чувства (пояснения для родителей: обращает внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость изобразительных средств). Познавательная активность (способы познания, опытно-экспериментальная деятельность, представления и рассуждения об окружающем, вопросы, игры и общение с друзьями на познавательные темы). Самостоятельность (освоение разнообразных способов деятельности). Стремление к самоутверждению и самовыражению (участие в конкурсах, фестивалях, спектаклях, выставках, соревнованиях), Опыт дружеского общения им проявления внимания к окружающим: бережное отношение к вещам, игрушкам, помощь взрослым, другу, проявление сочувствия, доброжелательное отношение к другим. Интерес к поступкам сверстников, к соблюдению норм и правил поведения. Осознание некоторых своих состояний, умений и представлений о себе (кто я, что чувствую, что я умею, кем хочу стать). |
Мои первые успехи (в различных видах деятельности) | Образцы творчества, рассказы, книги-самоделки, грамоты, дипломы (не только детского сада), материалы с посещения кружков по разным видам детской деятельности. |
Советы, советы, советы… | Рекомендации родителям по поводу здоровья, физического, познавательного и нравственного развития ребёнка. Оформление библиотеки педагогической литературы для родителей. |
Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Воспитатели в работе с детьми используют игры для подготовки детей к обучению чтению (звукоподражание, скажи слово с нужным звуком, цепочки слов, на что похожа буква и другие); «Сказочные лабиринты игры» технология В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо лукошко», «Прозрачный квадрат») и другие.
Технология «ТРИЗ» - привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. На консультациях по ТРИЗ старались довести до воспитателей, что не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. На данный момент 50% педагогов применяют в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), так как еще недостаточно освоили ТРИЗ-технологию.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Современные образовательные технологии в ДОУ.
Консультация для педагогов....
Использование педагогами современных образовательных технологий
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."
Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...
Использование педагогом современных образовательных технологий и методик
3.1. Использование педагогом современных образовательных технологий и методик В свое работе использую: здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые техно...
Использование педагогами современных образовательных технологий
Консультация для педагогов...
Доклад семинара практикума для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ» Мастер-класс «Здоровьезберегающие технологии»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов п...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии реализации принципа индивидуализации образовательного процесса»
laquo;Современные образовательные технологии реализации принципа индивидуализации образовательного процесса»...
Комментарии
Использование педагогами современных образовательных технологий.
Наталья Алексеевна, молодец.Работа классная.
Интересный материал для
Интересный материал для педагогов. Мне понравился первый вариант портфолио, возьму некоторые пункты на заметку. Вы молодец!
Спасибо!
Спасибо!
Современно и познавательно!
Современно и познавательно! Интересный подход к составлению портфолио детей!