«Перезагрузка» педагога ДОО для работы в современных условиях.
методическая разработка на тему
Материал предназначен для старших воспитателей, заместителей ДОУ в работе с педагогами, с целью повышения профессиональной компетенции воспитателя в условиях ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perezagruzka_pedagoga_doo_v_usloviyah_fgos.docx | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №6
станица Старощербиновская Краснодарский край
V РАЙОННЫЙ ФОРУМ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Стратегические аспекты развития муниципальной системы дошкольного образования»
«Перезагрузка» педагога ДОО для работы в современных условиях.
подготовила:
Котко Людмила Николаевна
Старший воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад №6
станица Старощербиновская
30 ноября 2015г.
Слайд
Вместе со вступлением в силу закона « Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования.
В условиях новых социальных реалий в России и появления новых «вызовов времени» определена стратегическая задача модернизации системы образования, которая направлена на обновление содержания, методов обучения и достижения на этой основе новых результатов и нового качества образования.
Слайд
В связи с этим перед НАМИ, работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала социальному заказу общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Эффективное решение такой задачи возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Слайд
С 2014г. ДОУ является пилотным учреждением Щербиновского района по внедрению ФГОС. Наш детский сад активно включился в изучение, а затем и апробацию ФГОС ДО.
Слайд
Введение предполагало корректировку всех ранее составленных документов и приведение их в соответствие с требованиями Стандарта, а так же организацию соответствующих мероприятий.
Слайд
В результате был спроектирован план действий по обеспечению введения ФГОС ДО которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям, Вы видите их на слайде одним, из которых является
- кадровое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования;
Слайд
Педагог – ключевая фигура модернизации образования. На качество образовательного процесса в детском саду, вне всякого сомнения, влияет профессиональное и личностное развитие педагогов, так что фраза «Кадры решают всё» остаётся актуальной и в наше время.
Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики успешного педагога - профессионала.
Слайд
Содержание профессионального стандарта педагога,( вступающий в силу с января 2017года ) призывает повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Следовательно, появляются проблемные вопросы.
ВОПРОС: Насколько готовы педагогические работники к реализации федерального государственного стандарта? Что можно предпринять в дошкольном образовательном учреждении для непрерывного обновления профессиональной компетентности педагогов?
Слайд
Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.
Слайд
Поэтому, целью своей деятельности, как методической службы в детском саду, я видела необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Всё это привело к проектированию и реализации модели повышения профессиональной компетентности педагогов.
Слайд
Исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов и не однородности воспитателей и специалистов по стажу, образованию и опыту работы была определена пошаговая «перезагрузка» педагогического коллектива, ориентированная на серьёзную реконструкцию системы работы с кадрами.
А именно:
На 1 Шаге «Определить готовность».
НА 2 Шаге «Найти проблему и решить её»
НА 3 Шаге «Новые формы работы»
НА 4 Шаге «Поделись опытом»
Слайд
1Шаг предполагал « Определить готовность»
Невозможно грамотно построить педагогический процесс, не имея представления о законодательной и нормативно-правовой основе дошкольного образования. Так, с целью совершенствования когнитивных компетенций педагогов организовали изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов, ознакомление с современными тенденциями развития дошкольного образования.
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Слайд
О новом документе разъясняли педагогам, что Стандарт делает выбор в пользу ребенка, главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников.
Слайд
Тщательное изучение вышеуказанных документов позволили понять и определить: «Какие же требования на современном этапе предъявляются к педагогу и учреждению в целом?» Осознанием было решение о необходимости замены слова «Должны» на слово «Важно»
Как следствие рабочей группой детского сада был разработан план-график введения ФГОС и «Дорожная карта» по введению ФГОС ДО в нашем дошкольном учреждении.
Слайд
2 Шаг методической поддержки определял «Найти проблему и решить её»
Анализ кадровых и психолого-педагогических условий в детском саду, помог выявить степень готовности педагогов и нашего образовательного учреждения к переходу на Стандарт. Педагогам были предложены анкеты профессиональных затруднений и карта - оценки успешности педагогической деятельности.
Результат обозначил проблемные зоны при вступлении в инновационную деятельность.
Проанализировав самооценку успешности каждого педагога, мы увидели, что:
- 23% педагогов опирались на «Принцип фейерверка» Раскрой себя! Не отказываясь участвовать в деятельности, но считали, что у каждого свой путь полёта: у одних – длинный, динамичный, а у других - умеренный, традиционный.
- 35% выбрали для себя «Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор - твои возможности! Определяя для себя, что в урагане социальных противоречий, важно быть самостоятельным, в постоянном поиске, стремлении выработать свою точку зрения.
- 30% отдали предпочтение «Принципу рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! Выстраивая цели и задачи собственной программы развития для продвижения к успеху по силам.
- И только 12% педагогов соотносили свою деятельность с «Принципом успеха»: Реализуй себя! создавая ситуации успеха, чувствуя вкус победы, при этом ощущая себя равноправным партнёром, учитывающим интересы ребёнка, индивидуальные способности и потребности.
Проведённый мониторинг дал возможность не только изучить потенциал педагогического коллектива, оценить фактический уровень профессиональной подготовки, но и высветить проблему - необходимость повышения мотивации сотрудников к дальнейшему профессиональному росту.
Слайд
3 Шаг - «Новые формы работы»
Перейдя к реализации третьего шага - был составлен план прохождения педагогами детского сада курсов повышения квалификации по введению Стандарта в ДОУ. На сегодняшний день 100% педагогов имеют курсовую подготовку. Из 17 педагогов – 12 имеют высшую и первую квалификационную категорию, что составляет 71%, 10 педагогов – имеют высшее профессиональное образование – это 59%, 1 педагог обучается в ВУЗе.
Дальнейшее сопровождение введения ФГОС в период межкурсовой подготовки заключалось в ряде методических мероприятий с педагогами.
Слайд
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из–за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
Слайд
На смену пришли новые современные формы развивающего взаимодействия с педагогами: проектные семинары, деловые игры, коучинг – сессии, круглые столы, открытые недели педагогического мастерства, мастер – классы, имитирующие профессиональные ситуации с использованием интерактивных методов обучения.
Слайд
Значимая роль по созданию условий для повышения творческой активности педагогов отводится в ДОУ педсоветам, на которых педагоги обсуждают актуальные проблемы обучения и воспитания детей, делятся своим педагогическим опытом.
В период внедрения Стандарта для педагогов детского сада был проведён:
- Педагогический совет: «Каким быть дошкольному детству».
- Круглый стол: с использованием интерактивных методов обучения «Организационно - методическое сопровождение обновления содержания дошкольного образования в условиях ФГОС», «Результативность и эффективность деятельности детского сад на основе реализации ОП в соответствии с ФГОС»
- Проведён практический семинар: «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
Слайд , Слайд, Слайд
В соответствии с ведущими видами деятельности развития детей педагоги эффективно применяют в образовательном процессе игровые проектные, исследовательские, личностно-ориентированные, информационно – коммуникационные и другие современные педагогические технологии развивающего взаимодействия.
Как результат - это апробированные педагогические проекты на практике, которые они презентуют коллективу в форме «Ярмарки педагогических идей», выделяя основные достоинства своих работ.
Слайд
Я, как старший воспитатель, стараюсь организовать встречи педагогов в форме театральной гостиной «Педагогические таланты», модуля «Я – актёр», экологического кафе «Цветочный рай», «Педагогической студии», с целью раскрытия возможностей и потенциала каждого воспитателя и специалиста детского сада.
Слайд
Эффективной мотивацией к повышению собственных знаний педагогов является использование такой формы, как «Просмотр видеофрагмента ситуации», «Видео вопросы от детей, родителей». Данная форма методической работы позволила установить педагогам взаимосвязь между теорией и практикой, возможность закрепить практические навыки, обсудить свои затруднения.
С целью развития коммуникативной культуры педагогов, повышения их самооценки использую психологические тренинговые упражнения на сплочение коллектива, личностного роста в начале и рефлексию для выявления впечатлений и пожеланий педагогов в конце каждой методической формы работы.
Применение таких приёмов интерактивной работы активизировало педагогов на умение находить нестандартный выход из проблемных ситуаций, развить их креативное мышление, способность резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи и мысли.
Слайд
Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают профессию - воспитателя. В ДОУ созданы все условия для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Слайд
В соответствии с новыми требованиями эффективности в образовании большое значение приобретает личная эффективность труда педагога, мотивация его профессиональной деятельности, материальное стимулирование труда, что в настоящее время учитывается и находит отражение в «эффективном контракте» каждого воспитателя.
Слайд
4 Шаг. Заключительный шаг «Передай опыт» – включал работу педагогов в Федеральных, региональных, зональных, муниципальных и внутри садовых мероприятиях:
Слайд
- методических объединениях,
- практико – ориентированных площадках;
- участие в педагогических конкурсах различного уровня,
- распространение педагогического опыта в интернет - сообществе.
Способствовать накоплению опыта молодого педагога, поиску лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, получение авторитета среди детей, родителей, коллег наряду с вышеуказанными методами эффективно помогает наставничество - плодотворное сотрудничество и взаимодействие между молодыми и опытными педагогами.
Слайд
Работа в таком режиме по внедрению Стандарта позволила нашему дошкольному учреждению широко распространять свой педагогический опыт и достичь высоких результатов:
- Это неоднократные победы в конкурсах среди ДОУ, внедряющих инновационные образовательные технологии;
Слайд
- Это профессиональные конкурсы для педагогов «Воспитатель года»
- Конкурсы педагогического мастерства и интернет - конкурсы.
Наши педагоги: владеют информационными технологиями, эффективно сотрудничают с другими людьми, полноценно используют личностные ресурсы, готовы осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность ДОУ.
Таким образом, хочу отметить, что опора на знания педагогов, учёт их профессиональных затруднений, использование интерактивных форм, создание условий для профессионального роста способствует обновлению профессиональной компетентности педагога в современных условиях.
Ибо, Мы – педагоги, должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва - информатизации, виртуальной реальности.
В связи с этим, ещё раз подчеркнём актуальность и значимость формирования у педагогов готовности к обновлению профессиональных компетенций, чтобы как сказал Александр Григорьевич Асмолов – автор Стандарта ДО в нашем дошкольном учреждении не случилась «драма отставания воспитателей от детей».
В заключении хотелось бы напомнить изречение древнего мыслителя и философа Конфуция.
ОН ГОВОРИЛ: Конечно, многие предпочитают за благо - устоявшиеся крепкие жизненные позиции….. и совсем не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, опасаясь перемен. Перемены……
Наверно большинство из нас боится перемен.
Даже если сейчас что-то не устраивает, мы думаем, «а вдруг будет хуже».
И мы боимся менять работу, отношения, которые давно не устраивают, место жительства, и продолжаем жить – как жили, НЕ ПОЛУЧАЯ полного удовлетворения от жизни.
Но жизнь одна. Другой не будет. Не будет, поверьте.
Это не черновик, где можно сказать, вот в следующей жизни я буду жить по-другому.
И без перемен, без изменений – улучшений не будет. Не бойтесь перемен!!! Идите навстречу им, ведь будет только лучше. …
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
Опыт работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов...
Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....
Современны формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В статье рассказывается о современных подходх в работе с семьями воспитанников...
статья "Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"
В статье представлены новые формы взаимодействия ДОО и семьи...
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО
В статье представлены новые формы взаимодействия ДОО и семьи...
Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".
В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....
Консультация для педагогов "Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в условиях внедрения ФГОС"
Консультация для педагогов "Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в условиях внедрения ФГОС"...
Комментарии
Спасибо большое.Очень
Спасибо большое.Очень полезный, доступный , красочный материал.