Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения
проект на тему
Проект был представлен на конкурсе "Перспективный менеджер в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_proekt.docx | 672.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Паспорт проекта
- Пояснительная записка к проекту
2.1.Актуальность выбранной темы
2.2.Цель, идея проекта
2.3.Основные задачи проекта
2.4.Новизна проекта
- Содержание проекта
3.1.Ресурсное обеспечение проекта
3.2.Этапы, сроки реализации проекта
3.3.План реализации проекта по этапам
3.4.Предполагаемые результаты реализации проекта
3.5.Риски и их минимизация
4. Контроль исполнения проекта
- Бизнес – план
- Приложение
- Паспорт проекта
1 | Название проекта | Управленческий аспект внедрения ИКТ в организацию проектно – исследовательской деятельности ДОУ |
2 | Адресация проекта | Проект нацелен на педагогов дошкольных учреждений, воспитанников и родителей |
3 | Автор проекта | Бобкова Татьяна Валерьевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ №105 |
4 | Участники проекта | Активные: педагоги ДОУ Пассивные: дети и родители |
5 | Сроки реализации проекта | 2015-2018 |
6 | Типовые особенности проекта | Практико – ориентированный проект Класс проекта: опытный |
2. Пояснительная записка к проекту
2.1.Актуальность выбранной темы
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
- Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1.Организационное: - Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое: - Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ ( в соответствии с Профессиональным стандартом педагога);
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов.
Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1.ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3.Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6.Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ различны:
- Ведение документации
- Методическая работа, повышение квалификации
- Воспитательно – образовательный процесс
К возможностям использования ИКТ в воспитательно – образовательном процессе относятся:
- организация организованной образовательной деятельности воспитанника,
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализация проектов
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
В своем проекте мы подробно останавливаемся на особенностях внедрения и использования ИКТ в проектно – исследовательской деятельности.
Концептуальные основы проекта
Актуальность использования ИКТ именно в проектно – исследовательской деятельности продиктована существенными изменениями в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.
В современных условиях на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено на решение следующих задач:
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
-объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих проблем, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, творческие способности, формирует навыки сотрудничества, коммуникативные умения, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Вывод: метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Педагогам использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью повышения эффективности педагогического процесса организации проектно – исследовательской деятельности с помощью средств ИКТ.
Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в организации проектно - исследовательской деятельности.
2.2. Цель, идея проекта
Цель проекта: повышение эффективности организации проектно – исследовательской деятельности ДОУ с помощью средств ИКТ
Идея проекта заключается в активном внедрении ИКТ в организацию проектно – исследовательской деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса
2.3. Задачи проекта
в образовательной части:
∆ изучение теоретических основ проблемы организации проектно – исследовательской деятельности;
∆ разработка системы образовательной работы ДОУ по организации проектно - исследовательской деятельности;
∆ повышения уровня освоения воспитанниками ДОУ программного содержания, познавательной активности за счёт использования в образовательной деятельности проектного метода;
∆ внедрение в организацию проектно - исследовательской деятельности компьютерных технологий;
в методической части:
∆ повышение профессиональных компетенции педагогов ( то есть способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач), в то числе профессиональной ИКТ – компетентности;
∆ оказание методической поддержки при организации проектно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ;
∆ создание банка мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе ДОУ;
∆ повышение педагогической грамотности родителей по проблеме организации проектно – исследовательской деятельности;
∆ пропагандирование использования ИКТ в домашних условиях в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей
2.4. Новизна проекта
Поскольку суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике, это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, где деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.
Процесс использования проектного метода в ДОУ имеют свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.
Выше изложенное говорит о том, что метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.
Новизна нашего проекта заключается не просто в разработке системы образовательной работы ДОУ по организации проектно – исследовательской деятельности, а во внедрении в эту деятельность компьютерных технологий.
3.Содержание проекта
3.1. Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно – правовое |
|
Научно – методическое |
|
Кадровое |
|
Информационное |
|
Материально – техническое |
|
Финансовое | Реализация инновационного проекта опирается на имеющуюся материально –техническую базу ДОУ и обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования и внебюджетных средств |
3.2.Этапы, сроки реализации проекта
ЗАДАЧИ каждого из этапов | ||
1.Анализ содержания раздела ООП по организации проектно – исследовательской деятельности 2. Создание и разработка необходимых методических и дидактических материалов по организации проектной деятельности в образовательном процессе | 1.Апробировать инновационные педагогические технологии и программы реализации проектно – исследовательской деятельности 2. Внедрять в процесс организации проектной деятельности компьютерные технологии | 1. Анализ деятельности коллектива ДОУ по организации работы в режиме проектной деятельности с использованием ИКТ 2. Выявление круга проблем, возникших в ходе реализации темы проекта, разработка путей решения |
Первый этап - подготовительный или аналитико – проектный предполагает анализ программы развития ДОУ, раздела ООП по организации проектно – исследовательской деятельности, имеющейся материально – технической базы.
На этом этапе планируются :
- разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей, приведение нормативно – правовой базы в соответствие с инновационной программой развития ДОУ;
- изучение методической литературы по использованию проектного метода в образовательной деятельности ДОУ
- создание творческой группы;
Таким образом, подготовительный этап должен завершиться переходом ДОУ на проектный метод деятельности
Второй этап – внедренческий или организационно – практический (самый трудоёмкий и продолжительный) включает в себя построение модели инновационного образовательного пространства на основе проектного метода с использованием ИКТ. Этот этап предполагает:
- апробацию инновационных педагогических технологий по организации проектной деятельности, постепенное включение в проектный метод компьютерных технологий;
- методическую помощь в реализации новых технологий, повышение профессионального мастерства педагогов;
- осуществление конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации проекта, а также активное привлечение родителей воспитанников к участию в реализации той или иной тематики проекта.
Третий этап – завершающий или рефлексивно – обобщающий предполагает подведение итогов работы ДОУ по использованию ИКТ в ходе организации проектно – исследовательской деятельности: на каких этапах реализации проекта использовались ИКТ, какие виды занятий с ИКТ применялись, какие из них наиболее эффективны и на каком этапе.
На завершающем этапе осуществляется:
- -анализ деятельности педагогов по использованию ИКТ в режиме проектной деятельности;
- - определение проблем, возникших в холе реализации проекта и выявление путей их решения.
Обязательным на этом этапе являются разработка рекомендаций по дальнейшему внедрению инновационных форм работы в других ДОУ и распространение инновационного опыта работы ДОУ на различных уровнях ( публикации, выступления, семинары, участие в конкурсах и т.д.).
3.3.План реализации проекта по этапам
этап | мероприятия | Сроки | результат | ответственный |
подготовительный | Разработка и утверждение нормативно – правовой базы для создания условий реализации проекта | Сентябрь-октябрь 2015 | Нормативно – правовая база ДОУ, приведённая в соответствии е с инновационной программой развития ДОУ | Заведующий |
Анализ раздела ООП с целью выявления специфики организации проектно – исследовательской деятельности | Ноябрь-декабрь 2015 | Выявление отличительных особенностей организации проектного метода, основных этапов работы при организации проектной деятельности;(приложение1) дифференциация задач проектно – исследовательской деятельности для каждой возрастной группы (приложение 2) | Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Анализ имеющейся материально- технической базы и методического оснащения образовательного процесса | Декабрь 2015 | Составление списка необходимой методической литературы и мультимедийного оборудования | Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель, зам. зав. по АХР | |
Создание информационного банка дидактических и методических материалов по организации проектно – исследовательской деятельности | Январь-март 2016 | Информационный банк данных | Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Приобретение мультимедийного оборудования | В течение года | Созданная материально - техническая база | Заведующий, зам. зав. по АХР | |
Создание творческой группы по реализации темы проекта | Март 2016 | Администрация | ||
Анализ созданного информационного банка материалов с целью выявления возможностей внедрения в них ИКТ | Март – август 2016 | Первоначальные рекомендации по использованию ИКТ на разных этапах реализации проектно – исследовательской деятельности | Творческая группа | |
внедренческий | Психолого-педагогический мониторинг детского развития и образовательного процесса | Октябрь 2016 | Справка о результатах мониторинга, в т.ч. выявление уровня развития познавательных способностей воспитанников ДОУ | Педагоги, педагог - психолог |
Исследование среди педагогов с целью определения уровня профессиональной компетентности, включая ИКТ – компетентность педагогов | Сентябрь 2016 | Справка о результатах исследования, определение уровня проф. компетентности (приложение 3) | Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Обучение компьютерной грамотности, участие педагогов в ГМО, семинарах, практикумах и т.д. | В течение 2016 года | Повышение проф. Компетентности, в том числе ИКТ -компетентности | Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Организация образовательной деятельности в ДОУ на основе проектного метода | Ноябрь -декабрь 2016 | Перспективный план работы ДОУ по организации проектно – исследовательской деятельности(приложение 4) | Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель, творческая группа | |
Анализ деятельности педагогов и воспитанников на всех этапах реализации темы проектов | Январь – декабрь 2017 | Методические рекомендации по организации деятельности субъектов образовательного процесса на каждом из этапов реализации проекта | Творческая группа, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Внедрение ИКТ в деятельность педагогов по организации проектно – исследовательской деятельности | В течение всего этапа | Отчёты педагогов об их деятельности и деятельности воспитанников на каждом из этапов реализации проекта, презентации продуктов проектно – исследовательской деятельности | Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Проведение дидактических игр, викторин, выполнение заданий с использованием ИКТ | В течение всего этапа | Повышение уровня познавательной активности воспитанников | Педагоги | |
Создание информационного банка методических и дидактических материалов | В течение всего этапа | Пополнение информационного банка | Педагоги | |
Опрос (анкетирование)родителей с целью выявления их отношения к организации проектно – исследовательской деятельности в ДОУ | Сентябрь 2016 | Справка о результатах анкетирования | Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Работа с родителями по формированию у них осознанно правильного отношения к организации проектно – исследовательской деятельности в ДОУ | В течение всего этапа | Материалы консультаций, бесед и др. проведённых мероприятий | Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
завершающий | Итоговый мониторинг всех участников проекта | Апрель 2018 | Сравнительный анализ результатов | Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель |
Анализ эффективности использования проектного метода в деятельности ДОУ с применением ИКТ | Май 2018 | Итоговая справка | Зам.зав. по ВМР | |
Выявление трудностей, возникших при реализации инновационной программы развития | Январь –февраль2018 | Корректировка содержания, разработка алгоритма действий на следующий период | Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель | |
Трансляция опыта на мероприятиях различного уровня | Март –август 2018 | Внедрение новых технологий в практику работы других ДОУ | Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель |
3.4.Предполагаемые результаты освоения проекта
Исходя из того, что цель нашего проекта – повышение эффективности организации проектно – исследовательской деятельности ДОУ с помощью средств ИКТ, встает вопрос об определении критериев эффективности.
Критериями, позволяющими оценить ход реализации проекта, будут являться:
- достижение детьми высокого уровня развития познавательных способностей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов
- (использование методик по определению познавательных способностей, определение уровня проф. компетентности педагогов)
Ожидаемые результаты освоения проекта:
- активное использование ИКТ в реализации проектно – исследовательской деятельности и как следствие повышение эффективности образовательного процесса;
- совершенствование материально – технической базы;
- создание информационного банка методических и дидактических материалов;
в отношении педагогов:
- создание системы консультативной методической поддержки педагогов в области новых педагогических и компьютерных технологий;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
в отношении воспитанников:
- повышение уровня освоения программного содержания;
- развитие творческих способностей, детской самостоятельности, любознательности;
в отношении родителей:
- вовлечение родителей в образовательное и информационное пространство ДОУ
3.5.Риски и их минимизация
| Повышение квалификации работающих педагогов, организация консультативной поддержки педагогов в области повышения проф. компетентности |
2.Нежелание педагогов отступить от сложившейся стереотипной системы занятий | Моральное и материальное поощрение педагогов |
3.Недостотчная оснащённость материально – технической базы информационными ресурсами и предметно – развивающей среды для реализации проектов | Использование универсального мобильного оборудования, привлечение спонсорской помощи и внебюджетных средств |
- Контроль исполнения проекта
С целью контроля выполнения проекта на каждом этапе проводятся:
- мониторинг условий, необходимых для реализации проекта;
- психолого – педагогический мониторинг детского развития и образовательного процесса;
- мониторинг проф. компетентности педагогов;
- проведение опросов среди родителей;
- заслушивание отчётов творческой группы;
- анализ и корректировка проводимой работы на основании полученных данных
- Бизнес- план
Для реализации инновационного проекта развития дошкольного образовательного учреждения нам необходимо:
Наименование | Цена (1 шт.) | Количество | Стоимость |
Ноутбук | 20000 | 6шт.(минимальное количество групп) +1 (для муз.зала)= 7 шт | 140000 |
Проектор | 30000 | 7шт | 210000 |
Интерактивная доска | 63000 | 3 шт. ( для старшего дошкольного возраста) | 189000 |
Экран | 6000 | 3шт. (для младшего дошкольного возраста) | 18000 |
Потолочные крепления для проектора | 8000 | 7шт | 56000 |
Приобретение методической литературы, включая компьютерные обучающие программы | 50000 | ||
Обучение компьютерной грамотности | 5000 | 1 человек | 5000 |
ИТОГО | 668000 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....
Инновационные формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в м...
Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»...
Комментарии
Инновационный проект развития
Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения мне очень понравился. Составлен грамотно, сразу видно, что педагог относится к своей работе с пониманием, любовью, человек знающий и стремящийся к повышению творческой активности. Удачи, Татьяна Валерьевна, так держать!