"Инновационные технологии при внедрении ФГОС"
статья по теме
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии при внедрении ФГОС»
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности , призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы.
Программа инновационной деятельности в ДОУ
В основе программы лежат такие понятия, как:
- Инновационная управленческая деятельность, это деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение управленческих инноваций как целенаправленных изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления руководителя ДОУ, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.
- Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы инновационной методической работы для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием в педагогической теории и практике как самого определения понятия «инновационная методическая работа», так описание ее содержания и форм реализации, исследователями данной проблемы Молчановым С.Г., Яковлевой Г.В., была сделана попытка обозначить этот феномен.
Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:
- определять приоритетные направления инноваций;
- отбирать содержание инновационной деятельности;
- проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;
- описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.
Общая направленность настоящей программы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Направления развития инновационных процессов
1. Инновации в управленческой деятельности:
- программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг;
- создание единой программы управления инновационной деятельностью в ДОУ;
- широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ;
- разработка Концепции развития ДОУ, Основных общеобразовательных программ ДОУ;
- изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций;
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
- развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов.
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами:
- создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
- разработка программы формирования кадрового потенциала;
- разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;
- индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, площадки для стажирования, педагогические проекты, использование ИТК - технологий и т. д.);
- самореализация, формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т.д.);
- обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
- использование педагогами инновационных авторских технологий;
- дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
3. Инновации в содержании образования
- адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
- разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
- организация дополнительных образовательных услуг.
Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:
1. Поиск новых идей:
— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
— выявление инновационных потребностей ДОУ;
2. Формирование нововведения:
— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;
— апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОУ;
— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;
— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
3. Реализация нововведения:
— обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОУ района;
— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.
4. Закрепление новшества:
— разработка презентационных материалов;
— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.
Предлагаемые направления инновационной деятельности:
- Маркетинговые исследования
- Проектный метод
- Инновационные объединения педагогов (матричные подразделения)
- Тьюторство (работа тьютора по научно-методической работе)
- Организация деятельности опорной площадки в рамках проекта сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений .
- Экспериментальная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Использование современных инновационных технологий в професионально - педагогической деятельности по внедрению ФГОС ДО "
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические ...
Внедрение в процесс обучения татарскому языку инновационных технологий, в соответствии с ФГОС
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса...
Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Инновационный образовательный проект"Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»
Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...
Статья "Инновационные технологии, реализующие требования ФГОС нового поколения".
В современном мире с каждым годом возрастает значимость инновационных технологий для обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста. ...
Лэпбук как инновационные технологии в условиях ФГОС
Лэпбук в дословном переводе с английского значит «книга на коленях».Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы....