Проблемы преемственности в работе ДОУ и школы.
статья (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 83.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности в работе ДОУ и школы.
Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе д/с и школы, которая может быть определена – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.
Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.
Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Цель-идеал – всестороннее развитие личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностей личности.
Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:
- Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.
- создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.
- сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.
- естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.
Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая , с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.
Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.
Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.
Общими чертами занятия и урока должны быть:
1. программность содержания;
2. четко организованная временная регламентация;
3. руководящая роль педагога;
4. использование научнообоснованных методов и приемов.
Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе. Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:
- школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллектевизма.
- в школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.
- в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.
- в учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности
Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.
Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.
Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:
- Посещения д/с, школы
- Участие в пед.советах
- Взаимное консультирование
- Совместное проведение родительского собрания
- Организация конференций
- Изучение программ воспитания и обучения и т.д.
Вторая часть плана – ознакомление детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.
Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.
Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.
Задача д/с состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, соответствующей требованиям современного школьного обучения.
Подготовка детей к школе предполагает:
- Такую организацию воспитательной работы в д/с, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.
- Специальную подготовку по усвоению тех учебных предметов, которые будут осваиваться в начальных классах школы.
Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.
Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.
В содержании общей готовности выделяются нравственно-волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.
Содержание нравственно-волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением. Выполнение этих требований осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы в д/с и семье.
Итак, показатели нравственно-волевой готовности к школе:
1. Наличие таких черт поведения, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность.
2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами культуры общения.
3. Сформированность отношения дошкольника к труду: желание трудиться, чувство удовлетворения от выполненной работы, уважение к труду окружающих.
Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.
Показатели интеллектуальной готовности:
1. наличие достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.
2. определенный уровень развития познавательной деятельности.
3. овладение элементами учебной деятельности / четко выполнять указания, уметь осуществлять контроль за своим поведением/.
4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.
Показатели физической готовности:
1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определенная выносливость, работоспособность организма.
2. овладение культурно-гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.
Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.
Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных зун.
4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:
- Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
- Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
- Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.
Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей. Достоинства семейного воспитания:
1. малое количество детей
2. атмосфера любви, психологический комфорт
3. возможность включиться в различные виды деятельности
4. возможность общения с людьми разных возрастов и опыта
Отрицательные стороны:
1. профессиональная неопытность родителей
2. отсутствие полноценного общения со сверстниками
3. наличие разных целей
Как вы считаете, какого воспитания лучше придерживаться?
При всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечивает всех условий для полноценного развития ребенка.
Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать, максимально развивая ребенка и объединяя свои усилия для полноценного развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы преемственности и подготовки ребёнка в школу
основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленн...
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Реферат на тему: «Проблема преемственности дошкольного образования и младшей школы»
Методологическими основами преемственности в процессе развития являются диалектические законы единства и борьбы противоположностей, перехода количест¬венных изменений в ка¬чественные, отрицание отрица...
"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»
ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...
Проблемы преемственности в работе детского сада и школы
Преемственность между детским садом и школой предусматривает, прежде всего, формирования у детей интереса к знаниям, обмен опытом, поиском оптимальных путей совершенствования педагогической работы.Опы...
Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»
Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...
Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).
Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласов...