родитель-заказчик, спонсор, партнёр?
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствовать качество работы ДОУ при взаимодействии с родителями.
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.
Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье.
1.Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.
2.Внутрисемейная деятельность- основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
3.Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание.
В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло.
1.Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребенок.
2.Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей; в России каждая шестая семья неполная.
3.Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным.
4.Низка педагогическая культура многих родителей.
5.В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета.
6.Негтивное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости.
Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является сознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка. В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи. В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями.
Функции семьи и ДОУ. Наша цель сегодня - спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.
1.Определим функции семьи и ДОУ.
Семья:
- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
-обеспечивает первичную социализацию личности;
-создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений; условия для эмоционально – психического созревания.
2 ДОУ:
- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
-обеспечивает первичную социализацию личности;
-создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условий для эмоционально –психического созревания.
Вывод: функции одинаковы как у семьи, так и у дошкольного учреждения.
-Почему функции одинаковы, а взаимопонимания нет? (Размышления педагогов)
2.Определим роли педагога и родителя.
Роль педагога: -учу, развиваю.
Роль родителя: -спонсор, -просит педагога обучить, воспитать
Родитель в такой ситуации передает функции педагогу.
Родитель- заказчик; педагог – обслуживающий персонал.
Определим у педагога и родителя:
-стиль общения с ребенком;
-образ ребенка;
-действия.
(Размышления педагогов).
Вывод: ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми.
3.Определим, почему родители отдают своего ребенка на воспитание педагогу?
-Семья не может успешно выполнять указанные функции, так как в семье нет материально- бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ
. -От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребенка.
-Семье не хватает педагогических и психологических знаний.
-Семья не может обеспечить ребенку эмоционально- нравственный климат.
-Семья не может обеспечить достаточного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
И вот родители доверили нам воспитание своего чада. И мы, убежденные в педагогической некомпетентности родителей, рьяно взялись за воспитание детей. При этом активно сотрудничаем с семьей, используя разные формы работы.
4.Назовите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике. Традиционные формы работы с родителями:
- родительские собрания
, -беседы,
-консультации,
-анкетирование,
-практикумы,
-семинары,
-наглядная информация,
-выставки,
-посещение семьи,
-конкурсы и др.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
-круглый стол,
-вечер вопросов и ответов,
-семейный театр,
-родительская почта,
-семейная гостиная,
-семейный клуб,
-телефон доверия,
-семейная библиотека,
- библиотека игр,
- походы,
-родительские вечеринки,
-чайные паузы,
-видеоролики,
-рекламная информация,
- родительская газета,
- родительский журнал,
- переписка с родителями,
- презентации и др.
При разнообразии форм работы с родителями все-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.
5.Причины непонимания между родителями и педагогами (по мнению педагогов ДОУ):
-родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;
-родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
-перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
-низкий культурный и педагогический уровень родителей.
6.Причины непонимания между родителями и педагогами ( по мнению родителей воспитанников ДОУ):
-невнимание к детям со стороны воспитателя;
- не показывают в полном объеме работу с детьми ( только работы по изодеятельности и ручному труду);
- только поучают, что надо и так;
-много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
-мало практической информации.
Выводы: Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется,- для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты. Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога ( инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого нужно организовать успешную деятельность , так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Детский сад и семья в идеале должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого нужен ряд специфических условий:
-взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями,
-учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;
-использование разнообразных форм работы с родителями,
-одновременное влияние на родителей и детей,
-систематичность и последовательность в работе с родителями,
-соблюдение педагогического такта.
Мы постоянно повторяем слово «взаимодействие», но что оно означает? Обратимся к словарю С.Ожегова: «Взаимодействие:1- взаимная связь явлений; 2- взаимная поддержка». Таким образом, для взаимодействия ДОУ и семьи нужно пересмотреть свои роли, свою позицию педагога.
Давайте еще раз уточним роль педагога сегодня:
1.Информирует родителей о развитии их ребенка.
2.Оценивает ребенка.
3.Указывает, как нужно поступать в том ,или ином случае.
4.Задает родителям домашние задания.
5.Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.
6.Учит родителя, как развивать ребенка.
7.Считает, что все знает сам о детях и о родителях (уверен в своей компетентности).
А теперь рассмотрим роль педагога – сотрудника, партнера:
1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5.Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель- семья- педагог. -Что лежит в основе взаимодействия? В основе любого взаимодействия лежит создание совместной деятельности, которая предполагает коллективную творческую деятельность.
Для ее организации нужно следующее:
1.Договориться обеим сторонам.
2.Определить цели, средства, формы, подходы.
3.Использование разных направлений (метод мозгового штурма).
4.Формирование ядра, чтобы создать коллективное мнение.
Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытаться в корне что- то изменить. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование. Только тогда мы можем в Программе развития нашего детского сада прописать новую трактовку взаимодействия детского сада и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому. Функции семьи и ДОУ. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями....
Педсовет: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для...
Семинар-практикум "Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?"
Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен крит...
Педагогический совет «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?» Тема доклада: «Нетрадиционные формы работы с семьей»
В процессе раскрытия темы мы обратимся к терминологии формального и неформального общения. Неформальное – официально не утвержденное и, соответственно, формальное – официально утвержденное, необходимо...
Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?
Цель:способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ;соверше...
Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр»
В ходе педагогического совета рассматривается эффективность общения педагогов с родителями на современном уровне....
Консультация для педагогов «РОДИТЕЛЬ – ЗАКАЗЧИК, СПОНСОР, ПАРТНЕР?»
Цель данной консультации, способствование формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствование кач...