родитель-заказчик, спонсор, партнёр?
консультация на тему

Давыдова Татьяна Викторовна

 тема семинара в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel_zakazchik.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

 Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствовать качество работы ДОУ при взаимодействии с родителями.

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье.

1.Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.

2.Внутрисемейная деятельность- основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

3.Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание.

 В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло.

 1.Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребенок.

 2.Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей; в России каждая шестая семья неполная.

 3.Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным.

 4.Низка педагогическая культура многих родителей.

5.В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета.

6.Негтивное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости.

 Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является сознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка. В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи. В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями.

Функции семьи и ДОУ. Наша цель сегодня - спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.

1.Определим функции семьи и ДОУ.

 Семья:

- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;

 -обеспечивает первичную социализацию личности;

-создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений; условия для эмоционально – психического созревания.

2 ДОУ:

- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;

-обеспечивает первичную социализацию личности;

-создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условий для эмоционально –психического созревания.

Вывод: функции одинаковы как у семьи, так и у дошкольного учреждения.

-Почему функции одинаковы, а взаимопонимания нет? (Размышления педагогов)

 2.Определим роли педагога и родителя.

Роль педагога: -учу, развиваю.

Роль родителя: -спонсор, -просит педагога обучить, воспитать

 Родитель в такой ситуации передает функции педагогу.

Родитель- заказчик; педагог – обслуживающий персонал.

 Определим у педагога и родителя:

-стиль общения с ребенком;

 -образ ребенка;

 -действия.

 (Размышления педагогов).

Вывод: ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми.

3.Определим, почему родители отдают своего ребенка на воспитание педагогу?

 -Семья не может успешно выполнять указанные функции, так как в семье нет материально- бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ

. -От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребенка.

 -Семье не хватает педагогических и психологических знаний.

 -Семья не может обеспечить ребенку эмоционально- нравственный климат.

 -Семья не может обеспечить достаточного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

И вот родители доверили нам воспитание своего чада. И мы, убежденные в педагогической некомпетентности родителей, рьяно взялись за воспитание детей. При этом активно сотрудничаем с семьей, используя разные формы работы.

4.Назовите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике. Традиционные формы работы с родителями:

- родительские собрания

, -беседы,

-консультации,

-анкетирование,

-практикумы,

-семинары,

 -наглядная информация,

 -выставки,

 -посещение семьи,

 -конкурсы и др.

 Нетрадиционные формы работы с родителями:

 -круглый стол,

-вечер вопросов и ответов,

 -семейный театр,

 -родительская почта,

-семейная гостиная,

 -семейный клуб,

-телефон доверия,

-семейная библиотека,

- библиотека игр,

- походы,

-родительские вечеринки,

-чайные паузы,

 -видеоролики,

-рекламная информация,

- родительская газета,

- родительский журнал,

- переписка с родителями,

 - презентации и др.

 При разнообразии форм работы с родителями все-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.

5.Причины непонимания между родителями и педагогами (по мнению педагогов ДОУ):

 -родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

 -родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

 -перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

 -низкий культурный и педагогический уровень родителей.

 6.Причины непонимания между родителями и педагогами ( по мнению родителей воспитанников ДОУ):

-невнимание к детям со стороны воспитателя;

 - не показывают в полном объеме работу с детьми ( только работы по изодеятельности и ручному труду);

- только поучают, что надо и так;

-много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;

 - что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

 -мало практической информации.

 Выводы: Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется,- для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты. Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога ( инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого нужно организовать успешную деятельность , так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Детский сад и семья в идеале должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

 Для этого нужен ряд специфических условий:

 -взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями,

 -учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;

 -использование разнообразных форм работы с родителями,

-одновременное влияние на родителей и детей,

 -систематичность и последовательность в работе с родителями,

-соблюдение педагогического такта.

Мы постоянно повторяем слово «взаимодействие», но что оно означает? Обратимся к словарю С.Ожегова: «Взаимодействие:1- взаимная связь явлений; 2- взаимная поддержка». Таким образом, для взаимодействия ДОУ и семьи нужно пересмотреть свои роли, свою позицию педагога.

Давайте еще раз уточним роль педагога сегодня:

1.Информирует родителей о развитии их ребенка.

2.Оценивает ребенка.

3.Указывает, как нужно поступать в том ,или ином случае.

4.Задает родителям домашние задания.

5.Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.

 6.Учит родителя, как развивать ребенка.

7.Считает, что все знает сам о детях и о родителях (уверен в своей компетентности).

 А теперь рассмотрим роль педагога – сотрудника, партнера:

 1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

 2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

 3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

 4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

 5.Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

 6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.

 7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель- семья- педагог. -Что лежит в основе взаимодействия? В основе любого взаимодействия лежит создание совместной деятельности, которая предполагает коллективную творческую деятельность.

 Для ее организации нужно следующее:

1.Договориться обеим сторонам.

2.Определить цели, средства, формы, подходы.

 3.Использование разных направлений (метод мозгового штурма).

4.Формирование ядра, чтобы создать коллективное мнение.

Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытаться в корне что- то изменить. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование. Только тогда мы можем в Программе развития нашего детского сада прописать новую трактовку взаимодействия детского сада и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители  - пример тому. Функции семьи и ДОУ. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями....

Педсовет: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для...

Семинар-практикум "Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?"

Чтобы  отношения с родителями  были партнерскими, чтобы  родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно  пересмотреть  свои отношения с семьей. Педагог должен  крит...

Педагогический совет «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?» Тема доклада: «Нетрадиционные формы работы с семьей»

В процессе раскрытия темы мы обратимся к терминологии формального и неформального общения. Неформальное – официально не утвержденное и, соответственно, формальное – официально утвержденное, необходимо...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр»

В ходе педагогического совета рассматривается эффективность общения педагогов с родителями на современном уровне....

Консультация для педагогов «РОДИТЕЛЬ – ЗАКАЗЧИК, СПОНСОР, ПАРТНЕР?»

Цель данной консультации, способствование формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствование кач...