Конкурсная работа
методическая разработка на тему
Современное общество в своём развитии вступило в эпоху глобальных перемен, диктующих пересмотр подходов во всех областях жизни нашего социума, в том числе и в образовании. В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" обозначен курс на модернизацию и инновационное развитие и, как результат, на раскрытие способностей каждого ученика, воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
(место составления аналитической справки)
Содержание
Введение
- Позитивная динамика достижений воспитанников ДОУ по реализуемой программе ……………………………………………………………………… 3
- Использование современных образовательных программ и технологий в образовательном процессе …………………………………………………… 5
- Качество здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения……………………………………………………………………. 8
- Создание предметно - пространственной образовательной среды, обеспечивающей развитие ребёнка………………………………………….. 11
- Наличие индивидуальной методической системы диссеминации опыта старшего воспитателя…………………………………………………………. 14
- Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и послевузовское профессиональное образование…………………………… 16
- Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах, наличие наград………………………………………………….... 18
Приложение
Я, Демидова Елена Владимировна, работаю старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад «Сказка», имею педагогический стаж 22 года, в данном учреждении работаю 22 года, в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе - 2года, старшего воспитателя - 2года 8 месяцев.
Имею первую квалификационную категорию (2010г.).
1. Позитивная динамика достижений воспитанников ДОУ по реализуемой программе.
Миссия взрослых людей по отношению
к ребенку состоит в том, чтобы через
культуру, образование поднимать ребёнка
к духовным знаниям, взращивать в нём
духовные помыслы и дать ему способ
спасения себя в этом мире и мира вокруг
себя.
Николай Рерих.
Современное общество в своём развитии вступило в эпоху глобальных перемен, диктующих пересмотр подходов во всех областях жизни нашего социума, в том числе и в образовании. В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" обозначен курс на модернизацию и инновационное развитие и, как результат, на раскрытие способностей каждого ученика, воспитанника.
МБДОУ «Детский сад «Сказка» в 2013г. отметил 30-летний юбилей со дня основания. В нем созданы все условия для развития и воспитания подрастающего поколения. Согласно Типовому положению в наш детский сад принимаются дети в возрасте от 1,6 лет до 7 лет.
Детский сад «Сказка» осуществляет дошкольное образование в соответствии с программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации.
Педагогическая работа нашего коллектива строится на основе теории Л. Выготского о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности,
На методическом совете МБДОУ «Детский сад «Сказка» была принята и утверждена образовательная программа «Детство» под редакцией В.И Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, дополнительная программа «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Диагностика развития детей дошкольного возраста за 2010-2013г. показывает положительную динамику уровня освоения воспитанниками программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Углубленная диагностика уровня освоения программы «Детство» даёт чёткое представление о знаниях детей, т.к. затрагивает все стороны образовательной и воспитательной деятельности, формирования нравственных качеств, степени самостоятельности дошкольников.
В своей работе совместно с коллегами я стремлюсь пробуждать и поддерживать живой интерес детей, их любознательность, желание продуктивно действовать, активно познавать окружающий мир, испытывая при этом радость открытий. Воспитанники детского сада «Сказка» регулярно становятся победителями и призерами выставок, конкурсов, фестивалей различного уровня:
- 2010 г. – 3 место в районном конкурсе «Творческое путешествие на зелёный свет» (воспитанник Александрин Василий) (приложение №1);
- 2010г. –3 место в районном конкурсе детского творчества, посвящённого Всероссийской переписи населения в номинации «Лучший рисунок о Всероссийской переписи населения» (воспитанница Коробейникова Марина) (приложение №2);
- 2010г. – 3 место в районном этапе Международного конкурса детских рисунков «Великая Отечественная война 1941-1945г. глазами детей» (воспитанник Зверьков Николай) (приложение № 3);
- 2011г. – 2 место в районных соревнованиях «Весёлые старты»;
- 2012г. – участие в фестивале детского творчества «Счастливое детство» (приложение №4);
- 2013г. – 2 место в районном конкурсе агитбригад по ПДД среди ДОУ района (приложение № 5).
2. Использование современных образовательных программ и технологий в образовательном процессе.
Программа «Детство» под редакцией В.И Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка. Содержание программы реализует принцип соотнесённости дошкольного образования. Авторский коллектив стремился к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. Несомненным достоинством программы является разработка критериев для оценки уровня речевого развития. Большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
В соответствии с программой я выстраиваю перспективные линии развития:
- провожу систематическую работу по повышению имиджа учреждения (информация об учреждении размещена на сайте детского сада, личной странице сайта педагогического сообщества (приложение № 6), районной газете «Авангард») (приложение №7);
-организую участие в областных и районных конкурсах среди ДОУ (приложение № 8);
- обеспечиваю апробацию в учреждении современных образовательных технологий (технологии проектной, игровой, здоровьесберегающей деятельности);
- создаю условия для развития инновационных процессов в детском саду (внедрение элементов программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсона, И.А. Лыковой, «Здоровый малыш» под редакцией З.К. Береснева, Г.Н. Казаковцева.);
- объединяю педагогов в творческие группы для разработок программ:
«Личностно-интеллектуальное развитие детей 5-6 лет» (старший воспитатель Демидова Е.В., педагог- психолог Богнюкова М.Н., учитель – логопед Окунева Н.С., музыкальный руководитель Енова Н.А.), «Одарённые дети» (старший воспитатель Демидова Е.В., заведующий Кирик Н.П.), «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста» (педагог– психолог Богнюкова М.Н.);
- привлекаю педагогов к разработке инициативных проектов с участием родителей «Детский сад – семья»;
-составляю и реализую план работы дошкольных образовательных учреждений района по профилактике дорожного движения на базе Центра Безопасного Дорожного Движения МБДОУ «Детский сад «Сказка» (приложение № 9, №10).
Соединив результаты теоретического анализа и достижений практики, я с педагогами разработала методические рекомендации по развитию мышления детей. Наши исследования показали, что на четвёртом году жизни в умственном развитии ребёнка происходят изменения, имеющие огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания. В своей работе мы опирались на работы отечественных учёных: В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского «О единстве развития мышления и деятельности, как условия полноценного интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет».
После проведения анкетирования родителей и детей, исходя из актуальности проблемы исследования, мною и творческой группой педагогов была разработана программа «Личностно-интеллектуальное развитие детей 5-6 лет», направленная на создание условий для интеллектуально - личностного развития ребёнка.
Критерием эффективности работы с дошкольниками является овладение детьми нормами умений:
- положительно оценивать свои возможности, способности.
- радоваться и разделять чувство радости других людей.
- словесно выражать свои желания, чувства.
- выражать свои эмоции посредством пантомимики (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
- понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям.
- конструктивно общаться с взрослыми и сверстниками.
В соответствии с программой я применяю самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетно- ролевые игры, народные загадки, молчанки, игры - драматизации, мыслительные операции (обобщение, сравнение, установление причинно -следственных связей), различные этюды и коррекционно- развивающие упражнения.
Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей очень актуальна сегодня. Для раскрытия детских талантов и способностей в 2012г. мною совместно с заведующим МБДОУ «Детский сад «Сказка» разработана программа «Одаренные дети», главной целью которой является создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей в условиях детского сада. Программа разработана по трём направлениям:
- работа с воспитанниками;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
В каждом направлении программы возможна корректировка содержания, форм и методов реализации. Творческую деятельность мы строим таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Большое внимание я, как старший воспитатель, уделяю системе деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, создаю такую воспитательную систему, которая обеспечивает движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Для работы по этой теме я рекомендую педагогам использовать методические рекомендации «Патриотическое воспитание в детском саду» И.С.Клевцовой, Н.В. Корчаловской, методическое пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприной, Т.А.Будариной, «Красна изба» Тихоновой М.В., Смирновой Н.С.
Для реализации данного направления в детском саду совместно с педагогами мы организуем и проводим досуговые мероприятия различных форм: народные праздники (приложение №11), театрализованные представления (приложение №12), тематические праздники (приложение №13), музыкально-литературные композиции (приложение №14), спортивные праздники (приложение №15), конкурсы (приложение №16,). Для педагогов я составляю картотеку малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, народных примет и обычаев донских казаков. Они применяются в процессе различных режимных моментов: во время выполнения гигиенических процедур - потешки, во время укладывания детей на дневной сон - колыбельные. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют у воспитанников патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях развивает у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Для педагогов я провожу:
- консультации на темы: «Задачи нравственно-патриотического воспитания», «Тематические занятия, как основная форма нравственно-патриотического воспитание детей» и др.;
- педсоветы: «Игра и нравственность», «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ», «Родной край»; викторина «Моя Родина»;
- интеллектуальные викторины «Путешествие в прошлое России» (приложение №17).
С моей помощью педагоги разработали проекты: «Воспитание патриотов» (старшая группа), «Моя семья» (вторая младшая группа), «Страницы истории и культуры родного края» (средняя группа), «Этот День Победы» (средняя группа). Педагогам я помогаю готовить доклады - сообщения: «Приобщение детей к народным традициям», «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами изобразительной деятельности», «Знакомство с декоративно-прикладным искусством, как часть работы по приобщению детей к истокам Русской культуры», «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре», «Современные технологии в системе патриотического воспитания дошкольников через музыку».
В помощь педагогам в методическом кабинете я оформляю папки с теоретическими и практическими материалами (рекомендации для оформления развивающей среды и подготовки педагогов к акциям и конкурсам, памятки, критерии оценки, положения о конкурсах и выставках). В средних и старших группах совместно с родителями оформлены центры:
- «Мы - патриоты» (в нём собран материал по ознакомлению с городом, станицей, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания). В центре широко представлены иллюстрации и фотоальбомы с видами родной станицы, городов Ростовской области, России, столицы России - Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;
- «Театр» (представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности);
- «Мир творчества» (собран материал для изобразительного творчества). В данном центре есть так называемые «полочки красивых вещей», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Налажено сотрудничество с Обливским краеведческим музеем. Регулярно для воспитанников старших и средних групп работниками музея проводятся познавательные занятия, экскурсии (приложение № 18, № 19).
3. Качество здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Одним из основных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. Физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками я строю на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода с использованием развивающей педагогики оздоровления и привлечения родителей. Педагогам я рекомендую программу «СА – ФИ – ДАНСЕ» Танцевально – игровая гимнастика для детей» под редакцией Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной. Она направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
В программу входят:
- нетрадиционные виды упражнений (игры – путешествия, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, игропластика);
- креативная гимнастика, музыкально – творческие игры, специальные занятия;
- танцевально – ритмическая гимнастика (игротанец, игрогимнастика, игроритмика).
В детском саду определена модель сохранения здоровья дошкольника, которая состоит из четырёх блоков:
1.Организация двигательной деятельности.
2.Профилактическая работа.
3.Планирование и организация физкультурно - оздоровительных мероприятий.
4.Обследования физического развития и состояния здоровья.
Для физкультурно - оздоровительной работы инструктору по физической культуре я порекомендовала использовать элементы программы «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой. Г.Н. Казаковцева (приложение № 20).
Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма, на основании письма Минобразования Ростовской области от 06.07.2011г. №8/ 735 на базе нашего ДОУ в 2011 году был открыт Центр Безопасного Дорожного Движения (приложение № 21). Совместно с руководителем Центра БДД мы разрабатываем план работы: комплексные занятия, беседы, экскурсии, развлечения, рекомендации для родителей, акции и т.д. (на основе программы «Приключения светофора», «Светофор» Т.И.Даниловой) (приложение № 22). На базе Центра проходят районные мероприятия (приложение № 23), презентации по профилактике дорожно-транспортного травматизма (приложение № 24). Опытом работы нашего детского учреждения я делюсь с педагогами других ДОУ (приложение № 25). Работа нашего детского сада всегда интересна, актуальна, познавательна и получила высокую оценку в районе и области (приложение № 26, № 27).
Для организации двигательной деятельности детей администрацией МБДОУ был закуплен спортивный инвентарь. Воспитатели в группах оформили центры двигательной активности, что позволило увеличить время занятий физической культурой с детьми. С помощью родителей изготовлено нетрадиционное спортивное оборудование, набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики, оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений (плетёные косички, ленточки, флажки, султанчики). При составлении режима работы учреждения и определении условий организации режимных процессов администрация руководствуется документами СанПиНа, ведь соблюдение режима, является основой полноценного физического развития детей. Ежедневное проведение утренней гимнастики, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. Для воспитателей подготовлены рекомендации и разработки по здоровьесберегающим технологиям:
- психогимнастика для снятия утомления;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика в постели и самомассаж;
- дыхательная гимнастика;
- контрастное воздушное закаливание;
- точечный самомассаж;
- босохождение по дорожкам «Здоровье», массажным коврикам;
- физминутки, пальчиковые игры.
Составляя годовой план, я планирую комплекс мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепления здоровья детей:
- ежемесячно проводятся спортивные досуги, в том числе совместно с родителями воспитанников;
- систематически проводятся смотры, конкурсы, выставки, конкурс оформления физкультурных уголков;
- проводятся консультации, мастер - классы для педагогов по физкультурно – оздоровительной работе в ДОУ.
Для успешного физического развития детей я строю работу по принципу «детский сад - семья». В начале учебного года провожу анкетирование родителей всех возрастных групп, чтобы учесть их пожелания и внести возможные коррективы в работу по укреплению здоровья дошкольников.
В результате организации целенаправленной оздоровительной работы с воспитанниками детского сада с 2010 по 2013гг. уровень заболеваемости детей снизился с 25% до 10%.
Два раза в год я провожу сравнительный анализ уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников детского сада, результаты которых показывают эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми в данном направлении.
Диагностику физического состояния провожу с детьми от 3 до 7 лет. Во время тестирования проверяю следующие качества:
- Скоростно-силовые;
- Ловкость;
- Скоростные;
- Выносливость.
Проверку физических качеств детей провожу исходя из нормативов программы «Детство» (1999г) и приказа Минздрава и Министерства образования и науки от 1992 г.
Позитивные результаты достигнуты (2011г.- 87%, 2012г.- 89%, 2013г.-90%) благодаря:
- планированию воспитательно-образовательной работы на основе образовательной программы ДОУ, и в соответствии с полученными результатами диагностического обследования детей по физическому развитию;
- планированию индивидуальной работы на текущий учебный год с детьми с низким уровнем развития;
- использованию современных здоровьесберегающих технологий (технологии сохранения и стимулирования здоровья: дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика;
- проведению физкультурных занятий в нетрадиционной форме (занятия построенные по единому сюжету; в форме круговой тренировки; построенные на подвижных играх; построенные на ритмических движениях; занятия с одним пособием);
- использованию различных форм работы с родителями (доклады на родительских собраниях, презентации)
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике, эмоциональный отклик на физическую активность, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у воспитанников появилась выносливость в различных видах деятельности, умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, свобода и непринуждённость в движениях, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, прямой, открытый, заинтересованный взгляд, радостное, светлое, осмысленное выражение лица, живая мимика, выразительная речь.
Только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, профилактических мероприятий позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма. Построенная мною грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
По результатам обследования детей, в начале учебного года, организована группа детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Основными направлениями логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений.
Я вхожу в психолого-медико-педагогическую комиссию МБДОУ «Детский сад «Сказка», которая выявляет недостатки в развитии детей, планирует коррекционную развивающую групповую и индивидуальную работу с детьми.
Совместно с заведующим мы ежемесячно проводим контроль реализации задач по выполнению оздоровительных мероприятий (закаливание, проветривание, двигательный режим, прогулки, организация занятий в физкультурном зале, состояние планирования по физическому воспитанию).
Систематически проводится диагностика состояния здоровья, контроль состояния заболеваемости (грипп, ОРВИ, ОРЗ).
4.Создание предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей развитие ребёнка.
Одно из основных условий психического развития ребенка - овладение им общественно-историческим опытом человечества, который ребёнок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки, предметов, представляющих собой наглядно- воспринимаемую форму существования культуры. Учитывая, что пространственная среда - это составная часть развивающей среды дошкольного детства, я большое внимание уделяю качественному формированию такого пространства, стараясь гармонично использовать среду групповых комнат, кабинетов и залов (музыкально-физкультурного зала, участков).
Систему методической работы по оптимизации среды развития ребёнка я применяю в соответствии с программой «Детство». В методическом кабинете в помощь педагогам для каждой возрастной группы я разработала критерии оснащения предметно - пространственной образовательной среды. Основные усилия направляю на создание полноценного пространства развития ребенка. Предметн - развивающая среда групп включает центры изобразительной и музыкально - театрализованной деятельности, строительно-конструктивных игр, центры занимательной математики и грамматики, лаборатории и центры экспериментирования, пространство для двигательной активности и ролевой игры с соответствующим оснащением дидактическими и игровыми пособиями и материалами. Во всех групповых комнатах оборудованы центры уединения, где ребёнок может заняться любимым для него делом. Особый интерес проявляют воспитанники к рассматриванию собственных фотографий и фотографий сверстников, семейных фотоальбомов. Фотографии размещены по секторам «Я и моя семья», «Мой день рождения», «Здравствуйте, я пришёл». В помощь педагогам подбираю дидактический материал, игры, пособия, детскую художественную литературу, что помогает решать задачи формирования у детей социальных навыков. Практические материалы, игры, разрезные картинки помогают воспитателям использовать их в образовательном, игровом и жизненном пространстве ребенка.
В группах я помогаю воспитателям создавать уютную и естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Например, «зона обучения» хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не загораживает подход к ребенку, так как парты располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.
Территория МБДОУ «Детский сад «Сказка» - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Я стремлюсь сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе (приложение № 28).
Особое место я отвожу ландшафтному дизайну, который должен быть рациональным в использовании и значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным для детей и взрослых. Педагогами, родителями и мною продуманы элементы декора, озеленения, цветочного оформления, соответствующие архитектурному ансамблю. Они оригинальны, разнообразны и привлекательны, а их эстетичность, декоративность и стильность сохраняются в любое время года. Здесь все создано для детей и ради детей. В целях организации досуга воспитанников на территории детского сада расположены мини-стадион, игровые площадки и зона асфальтных игр.
При построении предметно-развивающей среды я учитывала следующие принципы:
Принцип активности самостоятельности и творчества | - позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребёнком. | ||
Принцип гибкого зонирования | - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. | ||
Принцип учёта половых и возрастных различий детей | - позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий. | ||
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого | - позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. | ||
Принцип открытости - закрытости | - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. |
Построение развивающей среды с учётом данных принципов даёт ребёнку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, её способностей, овладению разными способами деятельности.
По каждому направлению воспитательно - образовательной работы с дошкольниками мною разработана система взаимодействия с родителями. Наиболее эффективными формами работы с родителями в нашем детском саду являются открытые занятия для родителей, педсовет с участием родителей, консультации, групповые родительские собрания, наглядная пропаганда (стендовая информация, дни открытых дверей, буклеты), работа по разработке и презентации семейного проекта. В конце учебного года я провожу диагностику с детьми предшкольного возраста в форме КВН с участием родителей (приложение № 29).
Естественное включение семьи в проектную деятельность является удачной находкой нашего коллектива. Родители вместе с детьми представили семейные проекты на групповых родительских собраниях в младшей группе по теме «Древо семьи». Создавая условия для организации детской проектно-экспериментальной деятельности, совместно с педагогами и родителями мы разработали проекты развивающей среды «Страна чудес» для всех возрастных групп с учетом уровня актуального развития зоны и ближайшего развития. В конкурсе “Мир фантазий” на лучший проект развивающей среды в группе активное участие приняли педагоги всех возрастных групп и родители. Его целью стало создание адаптивной среды в группах с учетом возраста и уровня развития детей, обеспечивающей полноценное и своевременное развитие и оздоровление воспитанников ДОУ (приложение № 30).
В проекте приняло участие 76% сотрудников. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды были привлечены 54% родителей.
По результатам защиты проектов было отмечено, что оборудование развивающих центров «Лаборатория», «Экспериментирование», «Природа», «Полочка умных книг», «Мастерская» и др. способствует развитию детского коллективного творчества, навыков экспериментирования и синтезирования полученных знаний и создает необходимые условия для детской проектно-экспериментальной деятельности.
Привлечение родителей в качестве экспертов и членов жюри конкурсов способствует их включению в воспитательно - образовательный процесс (приложение № 31). Я всегда помню важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят.
5. Наличие индивидуальной методической системы диссеминации опыта старшего воспитателя.
Изучение и распространение передового опыта – важнейшая часть моей методической работы. Я стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической науки, изучаю методическую и педагогическую литературу, использую Интернет - ресурсы.
За годы своей деятельности я научилась видеть сильные и слабые стороны каждого педагога, поэтому формы методической работы я отбираю с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования.
Такие методы и формы, как дискуссии, аукционы, педагогические гостиные, анализ педагогических ситуаций обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, что позволяет анализировать конкретные ситуации, помогает сплачивать коллектив, повышает уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал.
Основная форма моей методической работы - педсоветы, которые я организую в форме круглого стола, дискуссии, диалога, диспута, педагогического ринга, брифинга. (Темы педсоветов: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы», «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста», «Игра и нравственность», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Эффективность работы педагогов по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Двигательная активность - средство полноценного развития детей» и т. д.)
Одной из эффективных форм методической деятельности является работа творческой группы. Использую разнообразные формы ее работы: деловую игру, круглый стол, коллективно-творческую деятельность, практическую работу в микрогруппах, что позволяет педагогам активно обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание и методы обучения, определить перспективы развития и планируемый результат.
С целью повышения качества образовательного процесса провожу семинары-практикумы: «Анализ программ по развитию речи», «Актуальные формы работы с семьей» и др. Темы определяю в начале учебного года, в соответствии с запросами воспитателей составляю план, продумываю задания педагогами. Для семинара-практикума выделяю 2-3 занятия, на которых педагоги знакомятся с новинками литературы и передовым опытом по теме, выполняют практические задания, осваивают элементы техники педагогического труда, наблюдают за работой друг друга. К организации семинаров-практикумов привлекаю опытных специалистов и педагогов не только нашего учреждения, но и коллег из других дошкольных учреждений.
Для систематизирования знаний педагогов и привлечения родителей в образовательный процесс я провожу методические недели, мастер - классы.
Я стала инициатором проведения «Творческих недель», на которых демонстрируются современные методы и приемы организации детской деятельности. («Мой любимый край», «Россия – наша страна», фестиваль подвижных игр, «Путешествие в деревню Дымково» и т.д.). Так происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому, возникает «всплеск» творческой активности (приложение № 32).
Приоритетной целью моей работы является совершенствование образовательного процесса (приложение №33). Я создаю условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей, совершенствую работу по созданию условий для развития игровой деятельности с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку, систематизирую работу педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей в разных видах деятельности, формирую готовность к школьному обучению, систематизирую работу опытно-экспериментальной площадки по ПДД.
На базе нашего дошкольного учреждения я организую проведение районных методических объединений на темы:
- 2010г. - «Музыка в сердце» (музыкальный руководитель);
- 2011г.- проект «Здоровый ребёнок» (спортивное развлечение) (инструктор по физической культуре);
- 2012г. - «Профилактика жестокого обращения» (педагог – психолог).
Мною подготовлены доклады и выступления на заседаниях районного методического объединения педагогов ДОУ:
- 2010г.- сообщение из личного опыта «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников»;
- 2010г. - доклад «Работа с детьми по развитию экспериментальной деятельности по экологии»;
- 2010г. - Мастер - класс «Сказкотерапия»;
- 2010г. - Сообщение «Развитие нравственных качеств и творческих способностей у детей средствами игровой деятельности»;
- 2012г. - Отчет «Диагностика и коррекция агрессивности у дошкольников»;
- 2012 г. - Фестиваль проектов летней оздоровительной программы «Растём здоровыми!»;
- 2012г. - Обобщение опыта «Проектная деятельность в системе экологического образования»;
- 2012г. - Доклад «Влияние мелкой моторики на развитие речи»;
- 2013г. - Сообщение «Определение эмоционального состояния ребёнка по его рисунку».
6. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и послевузовское образование.
В 2006 году я обучалась на курсах повышения квалификации по теме «Современные программы и технологии дошкольного образования». Повышая профессиональный уровень, в 2010 году закончила заочно Константиновский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование».
Особое внимание в своей работе я уделяю повышению квалификации педагогов.
Каждому педагогу я помогаю выбрать свою индивидуальную тему самообразования в соответствии с единой методической темой. Материалы по индивидуальным темам самообразования накапливаются в личных папках педагогов (портфолио), «Педагогических копилках». Также педагоги всех возрастных групп ведут портфолио на каждого воспитанника. Повышение профессионального мастерства и обучение педагогов осуществляется на педагогических советах, семинарах, семинарах-практикумах, методических неделях, смотрах-конкурсах, педагогических часах, методических объединениях (приложение №34). В последнее время предлагаются различные формы повышения квалификации. Своим педагогам для дистанционного обучения, я предложила образовательное учреждение «Педагогический университет «Первое сентября».
Ф.И.О | Категория | Год повышения квалификации | Курсы повышения квалификации |
Енова Н.А. | высшая | 2010 г. | «Современные программы и технологии музыкального развития дошкольников, выявление и сопровождение одарённых детей», ГОУДПО Ростовский и областной институт повышения квалификации переподготовки работников образования |
Аржановская Т.А. | первая | 2012 г. | «Моральное и нравственное развитие дошкольников» ОУ ПУ «Первое сентября», г. Москва |
Ибрагимова З.З. | первая | 2012 г. | «Дошкольное образование» Ростовский институт повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования |
Одна из главных целей моей работы - повышение эффективности занятий. Поэтому с помощью диагностики, анализа, выводов и рекомендаций оказываю методическую помощь воспитателям, а молодым специалистам помогаю совершенствовать методику ведения занятий. Я использую такую форму методической работы, как открытые просмотры, мастер - классы опытных педагогов. Они позволяют молодым специалистам увидеть, как работают их коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Кроме того, молодые педагоги учатся проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также занятий для досуговой деятельности в группе. В помощь молодым специалистам в методическом кабинете я оформляю педагогический материал «Интересный опыт» с результатами деятельности по определенному направлению работы всех специалистов ДОУ. Для молодых коллег я ввела замечательную традицию проведения мероприятия "Посвящение молодого специалиста в педагоги". Во время посвящения молодой специалист проходит различные испытания: поёт детские песни, колыбельные, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, участвует в конкурсах «Сказочная загадка», «Узнай пословицу», «Проведи игру», произносит клятву молодого воспитателя и т. д. От меня молодой педагог получает памятку "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" и диплом «Молодой педагог» (приложение № 35).
Наряду с традиционными подходами, в работе с молодыми специалистами (педагогические совещания, советы, консультации, недели педагогического мастерства, наставничество, обмен опытом, семинары, семинары-практикумы) я использую нетрадиционные формы работы: различные деловые игры («мозговой штурм», «банк идей»), дискуссии, «педагогический КВН», тренинги. Они позволяют тактично диагностировать знания образовательных программ и методик воспитателями, повысить эффективность изучения методической литературы, передового педагогического опыта.
Одной из форм мотивации, стимулирования профессионального развития педагогов, используемых в моей работе, является «защита педагогической идеи» или творческий отчет воспитателей (приложение № 36). Подготовка к «защите» способствует развитию у педагога трудолюбия, увлеченности, стремления к творческой деятельности и приобретение профессиональных компетенций. «Защиту педагогической идеи» я организую таким образом, чтобы все воспитатели, в т.ч. молодые специалисты, были мобилизованы на активный умственный труд, способность продуктивно использовать опыт коллег и инновационный опыт. На наиболее интересные творческие отчеты предлагаю начинающим педагогам написать свой отзыв.
Я постоянно работаю над созданием условий для изменения позиции педагога по отношению к собственному опыту и опыту коллег, что важно для повышения качества педагогического труда, стремления педагога выйти за рамки собственного опыта, формирования потребности педагога в обретении индивидуально-творческого начала в работе.
7. Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах, наличие наград.
Мои достижения неразрывно связаны с достижениями нашего дошкольного учреждения. Как старший воспитатель, я возглавляла группу по подготовке педагогов к участию в конкурсах «Учитель года» и «Портфолио воспитателя».
Наши достижения:
- 2010 г. - 3 место в районном конкурсе «Учитель года - 2010» в номинации «Портфолио» (музыкальный руководитель Енова Н.А.);
- 2011г. - участие в номинации «Портфолио» в рамках районного конкурса «Учитель года -2011» (старший воспитатель Демидова Е.В.);
- 2012 г. - 1 место в районном конкурсе «Учитель года - 2012» в номинации «Воспитатель года», участие в региональном конкурсе «Учитель года Дона» (музыкальный руководитель Енова Н.А.);
- 2012г. - 3 место в районном конкурсе «Учитель года - 2012» в номинации «Портфолио» (воспитатель Ибрагимова З.З.);
- 2013 г. - лауреат районного конкурса «Учитель года -2013» в номинации «Воспитатель года-2013» (воспитатель Криштопина В.С.);
- 2013 г. - 2 место в районном конкурсе «Учитель года - 2013.» в номинации «Портфолио» (инструктор по физической культуре» Штольп Г.В.);
- 2013г. - 3 место в районном конкурсе «Моя любимая работа» в номинации «Один год из жизни психолога» (педагог-психолог Богнюкова М.Н.).
Я разработала проекты по ППД и принимала активное участие в конкурсах районного и областного уровня по профилактике дорожно – транспортного травматизма:
- 2010г. - 1 место в зональном этапе областного конкурса ДОУ «Мы с дорогою на Вы» (приложение №37);
- 2010г.- 2 место районный этап областного конкурса ДОУ «На лучший методический кабинет или уголок по организации работы по предупреждению аварийности на транспорте среди родителей и детей» (приложение №38);
- 2011г. - 2 место в районном этапе областного конкурса дошкольных учреждениях «Мама! Научи меня соблюдать ПДД» (приложение №39);
- 2011г. - 2 место в районном этапе областного конкурса на «Лучшего руководителя комиссии «За безопасность движения среди ДОУ» (приложение №40);
- 2012г. - 1 место в районном этапе областного конкурса ДОУ «Автодискотека» для детей и родителей (приложение №41);
- 2012г. - 1 место в зональном этапе областного конкурса ДОУ «Автодискотека» для детей и родителей (приложение №42);
- 2013г. - 2место в районном этапе областного конкурса «Безопасный островок» (приложение №43)
Я принимаю активное участие в жизни детского сада, в профессиональных конкурсах. Награждена почётной грамотой Отдела образования Администрации Обливского района за участие в районном конкурсе «Сердце отдаю детям» (приложение №44), благодарственным письмом Администрации Обливского района Ростовской области (приложение №45), грамотой «Лауреат районного конкурса «Учитель года-2008»(приложение №46), благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приложение №47).
Свою работу отражаю на сайте детского сада (сkazkadetsad.ucoz.ru), личном сайте (страничка на портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru), в районной газете «Авангард».
Цели на будущее:
1.Получить лицензию на предоставление детским садом дополнительных услуг по художественно – эстетическому, музыкальному развитию, театрализованной деятельности, иностранному языку, танцевально – хореографической деятельности, подготовке к школе, по организации групп выходного дня.
2.Продолжить работу по программе «Одарённые дети», «Личностно – интеллектуальное развитие», «Здоровый малыш».
3. Внедрить инновационную программу «Мир открытий».
4. Продолжать работу с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию.
5. Довести до 100% количество педагогов, повысивших квалификацию.
Претендент ____________ Е.В. Демидова
Подлинность данных, изложенных в аналитической справке, удостоверяю.
Заведующий МБДОУ «Детский сад «Сказка» _________ Н.П. Кирик
«___» _________ 2013
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа "Русская изба"
Конспект занятия – развлечения в подготовительной к школе группе «Во горнице, во широкой», направленный на стимулирование интереса к русской национальной культуре и на возр...
конкурсные работы квиллинг
МОИ ЗАНЯТИ В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ...
Нетрадиционное рисование. Пейзаж и Весенний букет. Индивидуальная конкурсная работа по просьбе мамы ребенка
Весенний букет. Оттиск листа пекинской капусты (зелень) , штампирование картофелем (подснежники, листья), тычкование поролоном (верба)Весений пейзаж. Нетрадиционное рисование с помощью пекинской капус...
Исследовательско – творческий проект "Знакомство с Черным морем" (конкурсная работа-диплом фестиваля)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.Познакомить детей...
"Путешествие в новогоднюю сказку" Конкурсная работа
Новогодний сценарий для старшей и подготовительной группы. Разработан музыкальным руководителем МДОУ № 198...
Сюжетно-ролевая игра "Космическое путешествие" ("У Светофора каникул нет") - конкурсная работа
Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения....
Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"
Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...