Взаимодействие детского сада с семьей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал будет полезен для педагогов при составлении перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_detskogo_sada_s_semey.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ
Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, статья 63, пункт 1; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1) требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Цель:
сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в селе (районе, крае).
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Направления в работе семьей:
- Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
- Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
- Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
- Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
- Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей:
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
- Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
- Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
•Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
•Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
•В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
•внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
•работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
•Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы взаимодействия
Информационно-аналитические
- Опрос;
- Анкетирование;
- Тестирование;
- Сочинение;
- «Почта доверия».
Познавательные
- «Круглый стол»;
- Вечер вопросов и ответов;
- Родительские конференции;
- Проектная деятельность;
- Акция/флеш-моб;
- Тренинг;
- Практикум;
- «Школа» для родителей;
- Совместные занятия с детьми;
- День открытых дверей;
- «Семейная гостиная»;
- «Семейный клуб»;
- «Родительские чтения»;
- «Деловая игра».
Досуговые
- Развлечения;
- Праздники;
- Спортивные досуги;
- Экскурсии;
- Вечер совместных игр;
- Празднование дней рождений детей;
- Посиделки;
- Совместные походы;
- Творческие мастерские;
- Выставки семейных коллекций, реликвий.
Наглядно-информационные
Родительские уголки;
- Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»…
- Фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»…
- Фотовыставки
«Моя мама - лучше всех»,
«Мама и я, счастливые мгновения»,
«Папа, мама, я - дружная семья»;
- Картотека Добрых дел.
СТЕНДЫ
Стратегическая информация – это необходимые для родителей сведения о задачах развития ДОО на перспективу, о реализуемой образовательной программе.
Тактическая информация – сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях и т.д.).
Наглядно-тематический родительский уголок в ДОО.
Предназначен для оформления уголков приемной комнаты в ДОО. Позволяет педагогам осуществлять целенаправленную работу с родителями по определенным темам.
Важные моменты
•Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
•Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
•Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
•Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Письменные формы взаимодействия
Записка – письменное сообщение , выраженное в краткой и лаконичной форме.
«Электронная почта» это переписка между двумя и более пользователями сети.
Личный блокнот (тетрадь) - письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду
Открытка – форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.
Используемая литература:
1.Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М : ТЦ Сфера, 2014 г. – 128 с.
2.Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013 г. - 128 с.
3.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11. 2013 № 30384)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с с...
Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...
Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...