Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему
Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Сущность планирования - направить деятельность ДОУ на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом. Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Меняется цель образовательной работы – вместо набора Знаний, Умений и Навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении ведется непрерывно, в течение всего дня, а не только в периоды обязательной образовательной деятельности. По ходу всех режимных моментов (кроме времени, отведенного на сон) должны решаться задачи разных образовательных областей.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГОС приобретает новое, более сильное значение. Поэтому необходимо изменение содержания взаимодействия с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.
Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.
При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.
План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.
Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:
- перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);
- календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);
- циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).
Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:
-годовой план работы подразделения;
-перспективный план работы подразделения.
Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):
-годовой план работы специалиста;
-календарный план работы специалиста;
-планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка).
Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель:
-календарный план работы воспитателя;
-планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка).
При грамотном планировании у руководителя появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.
Основа для планирования педагогического процесса в ДОУ – та «Программа», по которой работает дошкольное учреждение. Руководитель должен учитывать кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально психологический климат учреждения. План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это происходит на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе).
Каждое дошкольное учреждение имеет свои особенности, в силу которых и выстраивает работу, подбирая наиболее эффективные для данного учреждения формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей – это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями.
Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с семьями воспитанников. С этой целью создают сайты, на страницах которых родители могут, в удобное для себя время, прочитать консультации и познакомиться с отчетом о проведении самых интересных итоговых мероприятиях по теме недели.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...
Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн
laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...
"Проектное комплексно-тематическое планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении"
Алгоритм проектного планирования педагогического процесса в ДОУ....
Педагогические условия включения родителей в планирование воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
МАтериал будет полезен для педагогов ДОО...