Педагог дошкольного образования должен
консультация на тему

Доценко Лариса Георгиевна

Статья позволяет педагогам конкретно и чётко определить для себя специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми. Также знакомит педагогов с качествами, которыми должен обладать воспитатель, содержит описание отличий советского и российского современного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_doshkolnogo_obrazovaniya_dolzhen.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Отличия советского и российского воспитания. 

Многие родители озадачены воспитанием своих детей. Методика претерпела значительные изменения, советская система сменилась до, так называемой, российской. Многие люди, как специалисты, так и родители, считают эти изменения пагубными. В чем же различия между советскими методами воспитания и российскими?

Ничто так не говорит о методике воспитания, как реальное состояние дел в современном обществе. Нужно признать, что проблем с детьми, их поведением, здоровьем, успеваемостью в школе, не убавилось, а наоборот стало больше. Связывают это как раз с резким качественным изменением воспитания детей.

Как известно, воспитание начинается из семьи. Семья в Советском Союзе была ячейкой общества, стабильной нерушимой единицей, надёжной опорой для подрастающего поколения. Конечно, она была не идеальна, но в целом семьи были прочнее, чем в наше время. Сегодня количество разводов превосходит количество заключаемых браков, растет число неполных семей, что влияет и на воспитание детей. Мальчики не имеют перед собой примера мужчины, которому хотелось бы следовать, и ищут для себя героев в мультфильмах и кино, далеко не всегда соответствующих роли воспитателя настоящего мужчины.

Огромную роль на формирование личности влияет и детский сад. В советское время все здоровые дети посещали детский сад, и, соответственно, воспитывались в одинаковых условиях. Сегодня часть детей не посещают детские сады, некоторые малыши ходят в частные дошкольные учреждения, поэтому нет единой системы воспитания детей. Да и качество дошкольного образования упало. Раньше профессия «воспитатель детского сада» была почетной и достойной, требовала специального образования и навыков работы с детьми. Сегодня социальный престиж профессии упал, соответственно снизилось и количество квалифицированных специалистов.

Воспитание детей в школе также претерпело изменения. В Советском Союзе учителя и воспитатели взращивали в ребенке определенный набор качеств – трудолюбие, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность, патриотизм. В современных школах упор делается на развитие интеллектуальных способностей, творческое мышление, развитие воображения. Разумеется, это тоже необходимо детям, но без дисциплины развитие детей идет в неверном направлении, а без патриотизма невозможно нормальное развитие общества и страны. Работники сферы образования постепенно осознают это, появляются кадетские классы, где детей учат любить родину и своих соотечественников.

Конечно, в новой системе воспитания есть и свои плюсы. Так, в наше время больше внимания уделяется раннему развитию детей, появились специализированные центры для обучения и развития малышей. Это дает детям ранний старт для успешной жизни. Современная система воспитания учит детей приспосабливаться к капиталистической обстановке конкуренции и соперничества, развивать уникальные таланты и дарования, показывать себя, а это действительно необходимо в наше время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть педагог дошкольного образования

Требования к содержанию и качеству деятельности педагога в настоящее время устанавливает профессиональный стандарт.Однако в документе не говорится о личности педагога и...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...