"Ребёнок в едином игровом пространстве"
консультация на тему
Ребёнок в едином игровом пространстве
«Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»
К. Гроос
С игрой у нас сложилась, прями-таки, парадоксальная ситуация. Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основой психологического развития ребенка, при этом игра - одна из наиболее непонятийных деятельностей. И воспитатели, и родители призывают обыгрывать всё и вся, однако игра детей всё больше беднеет и скудеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок в едином игровом пространстве
«Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»
К. Гроос
С игрой у нас сложилась, прями-таки, парадоксальная ситуация. Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основой психологического развития ребенка, при этом игра - одна из наиболее непонятийных деятельностей. И воспитатели, и родители призывают обыгрывать всё и вся, однако игра детей всё больше беднеет и скудеет.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки…
А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.
Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их души «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
Размышляя над этими вопросами, мы пришли к следующему: помочь может педагогически целесообразная подготовленная среда, обычно называемая предметно-пространственной развивающей средой.
В состав предметно-развивающей игровой среды входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все игровые средства находятся, не в каком – то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, групповом зале, на площадке участка детского сада.
Практика воспитания детей в игре и средствами игры подчас приходит в тупик в условиях достаточно широкого в наши дни выбора игрушек и игрового оборудования и сравнительно малых средств на их приобретение. Игровое оборудование приобретается нами с прицелом на развитие определённых игр. Они тоже не достигают своего идеала, так как идут, отталкиваясь от представлений об определённой тематики игр, которую навязывают детям, приобретая кукольные мебельные гарнитуры, оборудованные «моно – кухни», парикмахерские, наборы «Барби». Но играют ли дети? Играют мало и не интересно. Это наша беда, да и других ДОУ. А как хотелось бы иметь в детском саду универсальную предметно-игровую развивающую среду. К числу таких может быть отнесён универсальный организующий игровое пространство многофункциональный конструктор «Квадро». Ценное качество «Квадро» заключается в том, что он побуждает ребёнка к проектной деятельности. Применение таких передовых развивающих предметно-игровых сред, как «Квадро», повышает педагогический престиж ДОУ и делает возможным обогатить познавательное художественное и физическое развитие детей.
Помимо материальных и субъективных причин есть и причины сугубо педагогические, идущие от не понимания развивающей сущности игры и место различных игр в жизни и развитии ребёнка, а, следовательно, и в педагогическом воспитательном процессе детского сада. Это прежде всего самостоятельные игры. К ним относятся игры экспериментирования, сюжетно - отобразительные игры детей раннего возраста (до 3 лет), сюжетно – ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Данные игры составляют основное ядро.
Благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видов деятельности, это имеет непреходящую ценность для общего, человеческого развития ребёнка и формирование у него психологической готовности к обучению в школе.
Не менее важны, в том числе и для развития самодеятельных игр обучающие игры, которые должны обеспечить форму и содержание обучения дошкольников на занятиях, а также разнообразные досуговые игры (театральные, празднично – карнавальные, интеллектуальные, забавляющие и развлекательные).
Игра не возникает сама собой, она передаётся от одного поколения детей к другому, от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества в семье, во дворе, в квартире - исключения). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребёнка, а вместе с ней уходит и само детство. Это печально. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить её смыслом. У большинства не развито воображение, не умеют самостоятельно мыслить. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей. Ведь общение происходит в основном в современной игре. Именно современная игра (её правила и сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
К сожалению родителей и некоторых воспитателей мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка, они считают степень его готовности к школе, то есть умение читать, писать, выполнять инструкцию взрослого. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Надо помнить: заставляя ребёнка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.
Дети старшего дошкольного возраста склонны к довольно сложной организации пространства. Например, мальчики, имея несколько машин, строят не только гараж, но и станцию техобслуживания, дороги с мостами и разъездами. Воспитатель может при желании детей предложить им дополнить картину – нарисовать дороги, дома, улицы, площади, предоставить материал для изготовления дорожных знаков. Дети погружаются в атмосферу игры, продумывают происшествия на дороге, поломку машины и т. д.
Удерживать и развивать тему игры помогают взрослые. Играть с детьми старшего дошкольного возраста можно с помощью различного материала, рисунков, схем дорог, аэропортов. Но следует помнить, что предметный мир создаётся не ради самого себя, а для введения ребенка в новую систему отношений с другими людьми, для разыгрывания новых ролей и установления новых отношений между ними.
Существуют возрастные особенности организации пространственной и предметной среды. Чем младше ребенок, тем менее у него развито воображение, а значит, тем больше ему требуется опираться на внешнюю сторону игры, тем больше ему нужно игрушек, тем детальнее должно быть организовано пространство. И чем старше дети, тем больше воображаемых действий они могут произвести, тем меньше они нуждаются во внешних опорах виде игрушек и т. п. Детям младшего дошкольного возраста необходимо предоставить игрушки для развёрнутых игровых действий. Например, для того чтобы устроить обед, нужны ложки, тарелки и другие предметы.
Детям среднего дошкольного возраста интересна роль и отношения в ней. Игровые действия детей имеют тенденцию к сокращению. Поэтому интерес для них представляют костюмы, наряды, разные аксессуары, подчеркивающие не только типичные черты, но и индивидуальность выбранной ими роли.
Детям старшего дошкольного возраста интересно менять свои роли и сюжеты игры. Им необходимо иметь характерные атрибуты роли – немного игрушек и набор предметов для самого разнообразного использования. Старший дошкольник больше нуждается в пространстве, чем в игрушках. Детям этого возраста нравится иметь несколько «настоящих» игрушек, максимально реалистичных, с характерными деталями. Например, кукла с сумочкой, в шляпке и сережками в ушах; пассажир с чемоданчиком и кошельком. У куклы части тела подвижны. Одежда тоже должна отличаться разнообразием (утренние, вечерние, спортивные варианты одежды). Ценятся машины известных марок.
В детском саду желательно иметь игровую комнату, комнату для переодеваний; если их нет, тогда оформляются игровые уголки в группах.
Приведу примеры социологического исследования (центр социологического образования под руководством В.С. Скобкина). Исследователи выяснили характер игры – 1650 детей – в соответствии с принятой типологией: ролевые, игры с правилами, настольно – печатные.
1 место – игры с правилами - 45%
2 место – ролевые игры – 25%, из них: дочки – матери – 6,2%, кукла Барби –
5%, машинки – 3%, игра в магазин – 2%, в больницу – 3%, «зайчиков, робо-
тов» - 1%, разные – 4%
3 место – настольно – печатные и спортивные – 17%
4 место - игра – драматизация – 12% (человек – паук, черепашки – ниндзя…)
Практически отсутствуют игры на профессиональные сюжеты. Это связанно с тем, что дошкольники всё больше отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.
Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, его интересов и склонностей. Умело направлять игровую деятельность могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой игры. С этой целью мы проводили целевые семинары – практикумы, посещали МО города. Материал семинаров – практикумов находится в доступном месте для воспитателей. В детском саду оформлены опыты работы «Здравствуйте, я – Игра», «Растём играя».
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее и интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Что еще можно посоветовать:
- для игры нужна практика, играйте с детьми как можно чаще;
- приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения;
- поддерживайте усилия детей сохранять хорошее отношение со сверстниками;
- предоставлять комнату или её часть для игры;
- готовить игрушки и другой материал, необходимый для игры;
- обращайте особое внимание на неиграющих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание единого психологического пространства "родитель-ребёнок-педагог"
Некоторые аспекты, влияющие на становление процесса общения ребёнка и взрослого....
Презентация "Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада для всестороннего развития ребёнка"
Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцо...
Ребёнок в едином игровом пространстве
Ребёнок в едином игровом пространстве Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, вдетском саду. Со временем его жизненный опы...
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образоват...
Консультация для воспитателей «Наполняемость уголков математики и выстраивание единого игрового развивающего пространства по математическому развитию в ДОУ»
В презентации представлены современные требования к оформлению математического уголка в разных возрастных группах детского сада. Приведены примеры игр и пособий, которые воспитатель может изготовить с...
педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...
Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2025 гг.)
В рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации«Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» КАУ ДПО «АИРО имени А.М. ...