«Мы -вместе» (создание единого пространства «детский сад — семья»)
методическая разработка на тему

Карпичкова Лариса Германовна

В настоящее время актуальной проблемой является установление контактов педагогов дошкольной организации с родителями, повышение педагогической культуры родителей, сообщение им специальных знаний, формирование педагогических умений, навыков, рефлексивное отношение к себе как к педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_my_vmeste.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы -вместе»

(создание единого пространства «детский сад — семья»)

Карпичкова Л.Г. старший воспитатель ГБДОУ детский сад «133» компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

В настоящее время актуальной проблемой является установление контактов педагогов дошкольной организации с родителями, повышение педагогической культуры родителей, сообщение им специальных знаний, формирование педагогических умений, навыков, рефлексивное отношение к себе как к педагогам. Как показывает практика, родители нередко допускают ошибки и испытывают трудности в воспитании детей. Объективно нуждаясь в помощи специалиста, они, однако, не всегда осознают эту потребность. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, взрослым необходимо выработать единую воспитательную стратегию, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ясно осознавать, что надлежит сделать для его гармоничного развития, его полноценной социализации, а также успешного перехода к новой ступени — обучению в школе. В этом профессиональную помощь могут оказать специалисты-учителя – дефектологи, педагоги дошкольных организаций, ведь их задача — помочь родителям в воспитании и развитии детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Для многих из них общение с родителями сводится к жалобам на то, как сложно ребенку дается та или иная деятельность. А родители просто не знают, что может делать и должен уметь ребенок в свой определенный возрастной период. Такая позиция вызывает непонимание между родителями и педагогами. Под сомнение ставится возможность дальнейшего сотрудничества с воспитателем, его компетентность. Чтобы наладить эмоциональный контакт с родителями, педагогу необходимы такие качества, как доброжелательность, приветливость, открытость; чтобы установить информационный контакт — готовность принимать от родителей сведения о ребенке и делиться собственными наблюдениями за его поступками, состоянием.

 Исходя из вышесказанного нами был разработан и предложен проект «Мы - вместе» (сроком на 1 год). Налаживание взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ должно строиться на следующих принципах:

1. Преемственность согласованных действий. Как говорил В.А. Сухомлинский, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Семья и детский сад — это единое пространство, которое требует согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон.

2. Гуманный подход. Наиболее существенным принципом взаимоотношений ДОУ и семьи является гуманность, толерантность, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение друг к другу всех участников диалога.

 3. Открытость. Социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если будут установлены доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

4. Индивидуальный подход. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: культуры и традиций семьи, ее социального положения, состояния здоровья ее членов, ее состава, жилищных условий, уровня образования, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочтений в области досуга и многого другого.

 5. Эффективность. Реалии современности требуют изменить привычную систему взаимодействия с родителями. Эффективные формы диалога подразумевают умение выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, найти приемлемый путь решения. Проблему может заявить любой, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, помощники воспитателя, воспитатели, психолог и другие). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. Делая выбор, необходимо учитывать и субъективные факторы.        

6. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители желают знать, учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы. Педагогов, в свою очередь, интересуют предложения от родителей, их реакция на инициативы ДОУ.

Итак, цель данной работы — создание единого пространства «детский сад — семья». Оно немыслимо без: развития коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями и воспитания у детей любви и уважения к жизненному опыту родителей; осознания родителями само ценности периода дошкольного детства, поддержания у них интереса к работе детского сада.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

● Совершенствовать формирование педагогического коллектива ДОУ через создание и поддержание благоприятного эмоционального психологического климата, условий взаимопомощи при общении с детьми и их родителями.

● Формировать у детей понятие «семья». Воспитывать у них навыки позитивного общения с членами семьи, уважение к их жизненному опыту.

● Использовать самые разные формы диалога, обогащать воспитательные умения родителей, укреплять их веру в собственные силы.

● Использовать в работе новые методы и приемы, направленные на повышение авторитета семьи.

 Создание единого пространства «детский сад — семья» начинается с педагогического коллектива. Диагностическое тестирование педагогов помогает определить, каков их творческий потенциал, насколько готовы они к конструктивному общению с родителями. В ходе консультаций педагогам предлагаются практические рекомендации по проведению встреч с родителями, излагаются специальные приемы работы с родителями - «молчунами» и «говорунами», приемы, помогающие развить у родителей рефлексию своего воспитательного опыта. К участию в педсоветах, которые регулярно проводятся в нашем ДОУ, широко привлекаются и родители. В рамках педсовета проводится «устный журнал», когда педагоги и родители задают друг другу вопросы. На общих родительских встречах мы предлагаем участникам обсудить, например, такие темы: «Что могут ваши дети? Знаете ли вы своего ребенка?». Большой популярностью пользуется тематический тренинг для родителей детей раннего возраста «Просто каприз, или?». Его цель — повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка раннего возраста, привить родителям способность взглянуть на мир глазами детей, обучить навыкам рефлексии собственной воспитательной позиции в ситуациях затруднительного общения с ребенком. В нашем ДОУ регулярно проводится анкетирование родителей. Мы предлагаем им заполнить анкеты, например, по таким темам: «Что такое наказание?», «Хорошо у нас в саду?». Какой воспитательной стратегии придерживаются мужчины, — этому был посвящен отдельный опрос среди отцов наших воспитанников.

Как определить эффективность работы с семьей? Этот вопрос всегда волнует руководство ДОУ и педагогов. Косвенным признаком того, что выбраны правильные методы работы, является частота посещаемости родителями мероприятий ДОУ, их активность в совместных проектах.

Работа с детьми:

 В ходе специально организованной образовательной деятельности дети закрепляют новые знания о семье, профессиях и увлечениях родителей. В беседах с детьми об их семье педагоги активно используют семейные альбомы. Дети с удовольствием составляют собственное генеалогическое древо, создают герб своей семьи, с энтузиазмом рассказывают о своих домочадцах. Результаты реализации групповых проектов «Моя семья», «Встреча с интересным человеком» способствует более активному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада. Родители ощущают все большую потребность повысить свою педагогическую компетентность, пересматривают приемы и методы домашнего воспитания.

Доверительная форма общения с педагогом, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет педагогом родительских пожеланий способствуют формированию адекватной родительской позиции. У педагогов развивается способность безоценочно, с позиции партнера, воспринимать родителей воспитанников. В ходе реализации проекта педагог приобретают коммуникативный опыт, умение составлять программу деятельности с родителями, моделировать ход и характер предстоящего диалога, преодолевать психологические барьеры в общении. Эффективное взаимодействие с воспитателями и участие в жизни детского сада позволяет родителям приобрести опыт развивающего сотрудничества как со своим ребенком, так и с детским коллективом в целом.

Литература

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ (психологическое сопровождение). — М., 2006.

2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. — М., 2004.

 3. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. — Волгоград, 2006.

4. Глебова С.В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж, 2005.

5. Доронова Т.Н. Вместе с семьей. — М., 2006.

 6. Евдокимова Е. С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А., Детский сад и семья (методика работы с родителями). — М., 2008.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями ДОУ (методический аспект). — М., 2005.

8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. — М., 2006.

9. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб., 2003.

10. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. — Ярославль , 2014.

11. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка (взаимодействие ДОУ и семьи). — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

"Единое пространство - детский сад, семья. Воспитание финансовой грамотности" (из личного опыта)

Дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у реб...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...