педагогический совет "Ребёнок на пороге школы"
методическая разработка на тему

ход педсовета с участием родителей "Ребёнок на пороге школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_pedsoveta.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С РОДИТЕЛЯМИ

«НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

Санкт-Петербург, 2012 г.


ХОД ПЕДСОВЕТА:

Вступительное слово зам.зав. по УВР.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем. О школе, о подготовке к школе.
Очень отрадно, что многие из вас откликнулись на приглашение. Предлагаю вам разделиться на три группы: родители, воспитатели и учителя. На листах ватмана вам следует изобразить Портрет будущего первоклассника.

Анализируя ваши работы можно отметить, что многие из родителей считают, что подготовку к школе нужно начинать в подготовительной к школе группе. Мы с коллегами попытаемся доказать вам, что это не так.

И сейчас мы попробуем немного в этом разобраться.

Воспитатель: По статистике в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность (специалисты утверждают, что именно оттуда, из детства, идут аналогичные проблемы большинства взрослых). 

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, определены в федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, родителей, учителей начальной школы в соответствии с которым акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. В соответствии с федеральными государственными требованиями ребенок - выпускник детского сада должен обладать следующими интегративными качествами:

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Родителям предлагается физминутка.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой - чтением, письмом, счетом.

Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

3. Эмоционально отзывчивый. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

  • Дидактическая игра «Опиши предмет»
  • «Составь описательный рассказ по картине»

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. п.). В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. п.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений, выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.

  •  Дидактическая игра «Найди все буквы Ы»

  • Дидактическая игра «Повтори слово»
  • Дидактическая игра «Четвёртый – лишний»
  • Дидактическая игра «Дорисуй фигуру» (см. Приложение)

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

- представление о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

- представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.

- представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

- представление о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе.

- представление о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

  • Упражнение «Шифровальщик» (см. Приложение)
  • Упражнение «Графический диктант»

9. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

9.1. Социальное развитие

1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7. Не избегает общения.

9.2. Речевое развитие.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

9.3. Развитие движений и пространственная ориентация.

1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

9.4. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).

4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

9.5. Здоровье

1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

9.6. Развитие внимания и памяти.

1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Не секрет, что многие из нас в своей речи используют фразы, которые могут вызывать совершенно разные чувства. У вас на карточках написаны фразы, которые я прошу вас прокомментировать: какие чувства и эмоции могут стимулировать у детей эти реплики, невзначай повторяемые в повседневной суете?

  • «Вот пойдёшь ты в школу, там тебе…»
  • «Ты, наверное, будешь двоечником!»
  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь отличником!»
  • «Учись так, чтобы мне не было стыдно за тебя»
  • «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»
  • «Подумаешь, не умеет держать карандаш! Вот пойдёт в школу, там научат!»

Советы родителям:

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
  • Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.


«Дорисуй фигуру»


«ШИФРОВАЛЬЩИК»

Расшифруйте слова, записанные в  рамках внизу. Догадайтесь, какие числа должны быть записаны в пустых клеточках.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ч

Щ

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

10

19

12

18

1

12

10

4

1

18

21

12

23

6

15

12

17

20

16

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "У порога школы"

Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сот...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Педагогическая гостиная для родителей "На пороге школы"

Консультация для родителей "На пороге школы" Быть готовым к школе уже сегодня,  не значит уметь считать, писать, читать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему  этому научиться....

Педагогический проект "На пороге школы"

Прект реализован в старшей а затем в подготовительной группе....

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

Мастер-класс: Педагогическая гостинная "На пороге школы"

Всесторонняя подготовка ребенка к школе - это не одноразовое усилие, а долгая, планомерная работа. Только кропотливый труд поможет ребенку хорошо успевать в начальных классах. Сейчас существует много ...