Дорожная карта по введению ФГОС
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ДОРОЖНАЯ КАРТА
по введению федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС)
в МБДОУ ДСКВ «Антошка»
Дятьковского района
План – график основных мероприятий
по подготовке к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) в ДОУ
Цель: создание системы организационно- управленческого и методического обеспечения по организации и внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ.
Задачи:
- Организовать методическое и информационное сопровождение по внедрению ФГОС ДО а ДОУ.
- Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие внедрение ФГОС ДО в ДОУ.
- Создать нормативно-правовую базу, регулирующую внедрение ФГОС ДО в ДОУ.
- Организовать эффективную кадровую политику в ДОУ.
- Создать условия для финансового обеспечения внедрения ФГОС ДО в ДОУ.
Целевая группа участников: заведующий, старший воспитатель, педагогические работники ДОУ, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Организация методического сопровождения, способствующего внедрению ФГОС ДО в ДОУ.
- Разработка организационно-управленческого аппарата, регулирующего внедрение ФГОС ДО в ДОУ.
- Создание нормативно- правовой базы, регулирующей внедрение ФГОС ДО в ДОУ.
- Организация эффективной кадровой политики, позволяющей реализовать сопровождение по внедрению ФГОС ДО в ДОУ.
- Создание условий для финансового обеспечения внедрение ФГОС ДО в ДОУ.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Результат |
1. Организационное обеспечение внедрения ФГОС ДО в ДОУ | ||||
1. | Создание творческой группы по подготовке и внедрению ФГОС ДО. Утверждение положения о творческой группы. | Ноябрь 2014 г. | Заведующий, старший воспитатель | Приказ «О подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» Положение о творческой группе |
2. | Разработка и утверждение плана-графика основных мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. | Ноябрь 2014 г. | Заведующий, старший воспитатель | План –график основных мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО |
3. | Внесение изменений и дополнений к основной образовательной программе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. | Весь период | Творческая группа | Изменения и дополнения к основной образователь ной программе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. |
2. Материально-техническое обеспечения внедрения ФГОС ДО в ДОУ | ||||
4. | Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в ДОУ. | декабрь 2014 г. | Заведующий | План ресурсного обеспечения образовательного процесса в ДОУ. |
5. | Экспертиза условий, созданных в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ( анализ соответствия материально-технических условий реализации ОП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения). | Ноябрь 2014 г. | Заведующий | Акты соответствия материально-технической базы ДОУ. |
6. | Анализ предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. | Март 2015 г. | Заведующий | Аналитическая справка. |
3. Нормативное обеспечение внедрения ФГОС ДО в ДОУ | ||||
7. | Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих внедрение ФГОС ДО, доведение нормативных документов до участников образовательного процесса. | Весь период | Заведующий | Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО. Внесение изменений и дополнение в документы, регламентирующих деятельность ДОУ. |
8. | Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регламентирующих внедрение ФГОС ДО, | По мере поступления нормативно-правовых документов | Заведующий, старший воспитатель | Журнал «Инструктивно-методических документов» |
4. Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО в ДОУ | ||||
9. | Изучение администрацией, педагогическим коллективом материалом Министерства образования РФ по введению ФГОС ДО. | По мере поступления материалов | Заведующий, старший воспитатель | Журнал «Инструктивно-методических документов». Презентация ФГОС ДО в ДОУ. |
10. | Организация изучения опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах | Весь период | Творческая группа | Методические материалы |
11. | Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами ФГОС ДО. Приобретение методической литературы в соответствии с ФГОС ДО. Организация подписки на педагогические журналы периодической печати. | На каждом этапе внедрения ФГОС ДО. | Заведующий, старший воспитатель | Выставка методической литературы в методическом кабинете в соответствии с ФГОС ДО. Наличие в ДОУ документов по внедрению ФГОС ДО. |
12. | Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательной организации. | Ноябрь 2014 г. | Заведующий | Должностные инструкции в новой редакции |
13. | Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетенции педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. | На каждом этапе внедрения ФГОС ДО. | старший воспитатель | Аналитический материал мониторинговых исследований |
14. | Создание (корректировка графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с внедрением ФГОС ДО. | Ноябрь 2014 г. | Заведующий, старший воспитатель | Перспективный план курсовой подготовкой по внедрению ФГОС ДО. |
15. | Реализация графика повышения квалификации педагогов по проблеме «Внедрение ФГОС ДО» | Весь период | Заведующий, старший воспитатель | Повышение квалификации педагогических работников |
16. | Анализ результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. Определение их соответствия требованиям ФГОС ДО. | апрель-май 2015 г. | Старший воспитатель | Лист самообследования, аналитическая справка |
17. | Моделирование образовательного процесса в ДОУ с учетом социального запроса родителей воспитанников | ежегодно | Старший воспитатель | Корректировка модели образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. |
18. | Определение вектора развития ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. | Июнь 2015 г. | Творческая группа по разработке программы развития ДОУ | Внесение изменений в План развития ДОУ. |
19. | Внесение изменений в планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. | май 2015 г. | Старший воспитатель, воспитатели | Корректировка комплексно-тематических и перспективных планов работы, образовательные проекты. |
20. | Корректировка номенклатуры дел воспитателей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. | Декабрь 2014г. | Старший воспитатель | Новая редакция номенклатуры дел. |
21. | Корректировка годового плана работы дошкольного учреждения с учетом введения ФГОС ДО. | 2014-2015 учебный год | Старший воспитатель | Лист корректировки |
22. | Выбор системы мониторинга результатов образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. | Май 2015г. | Творческая группа | Выработка системы итоговой диагностики результатов образовательного процесса. |
23. | Просмотр и обсуждение педагогами видеозаписи серии вебинаров по обсуждению проекта ФГОС ДО. | В течение всего периода | Старший воспитатель | Изучение педагогами ДОУ материалов вебинаров по обсуждение проекта ФГОС ДО. |
24. | Семинары для педагогов: -«Работаем по ФГОС», -«Понятийный словарь ФГОС ДО», -«Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООПДО в соответствии с ФГОС ДО», -«Требования к предметно-развивающей среде в свете ФГОС ДО», -«Требования к кадровым условиям в соответствии с ФГОС ДО» и др. | В течении всего периода | Старший воспитатель, творческая группа | Банк методических материалов в соответствии с ФГОС ДО. |
25. | Круглый стол «Результаты, проблемы первого этапа работы по подготовке введения ФГОС ДО» с участниками образовательного процесса. | Февраль 2015г. | Старший воспитатель, творческая группа | Отчет творческой группы. Организация изучения общественного мнения по вопросам внедрению ФГОС ДО и внесение возможных дополнений в содержание ООП дошкольного образования. |
26. | Проведение педагогического совета на тему: «Организация образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО в ДОУ». | ноябрь 2014г. | Заведующий, старший воспитатель | Оценка уровня внедрения ФГОС ДО. |
27. | Участие педагогов ДОУ в КМО В течении года | по плану КМО | Старший воспитатель, педагоги ДОУ | Листы регистрации, программы КМО. |
28. | Организация совместных мероприятий с СОШ - составление плана взаимодействия на учебный год 2014-2015 с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО. | сентябрь – октябрь 2014г. | Старший воспитатель | План преемственности с СОШ, материалы совместных мероприятий. |
29. | Контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе ДОУ. | На каждом этапе внедрения ФГОС ДО | Творческая группа | Лист самообследования, аналитическая справка. |
30. | Смотр предметно-пространственной среды внутри ДОУ. | Октябрь 2014г. | Заведующий, старший воспитатель | Протокол, фотоматериалы. |
4. Информационное обеспечение перехода ДОУ на ФГОС ДО | ||||
31. | Участие педагогов в муниципальных обучающих семинарах, конференциях по теме «Организация работы по переходу на ФГОС дошкольного образования». | В течение всего периода | Старший воспитатель | Листы регистрации, программы семинаров, сертификаты, публикации. |
32. | Создание информационного стенда по внедрению и реализации ФГОС ДО. | Февраль 2015г./обновление информации в течение всего периода/ | Старший воспитатель, творческая группа | Информационный стенд с периодически обновляющимися материалами « ФГОС ДО» |
33. | Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, сайт, родительские собрания. | В течение года /по плану взаимодействия/ | Старший воспитатель, педагоги ДОУ | Систематическое обновление информации для общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС ДО. |
34. | Обеспечение публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах внедрения ФГОС ДО. | По итогам учебного года | Старший воспитатель, педагоги ДОУ | Публичный доклад. |
35. | Анкетирование родителей (выяснение мнения родителей о внедрении в РФ ФГОС ДО). | На каждом этапе внедрения ФГОС ДО | Старший воспитатель | Результаты анкетирования и анализ выявленных проблем, и их учет при организации методического сопровождения. |
36. | Размещение на сайте ДОУ информации о внедрении ФГОС ДО. | В течении всего года | Старший воспитатель, ответственный за сайт | Обеспечение публичной отчётности о ходе подготовки к внедрению ФГОС ДО. |
5. Финансовое обеспечение введения ФГОС ДО в ДОУ | ||||
37. | Определение финансовых затрат (объем, направление) по подготовке к внедрению ФГОС ДО. | В течение всего года | Заведующий | Проект бюджета на весь период с учетом финансовых затрат на подготовку и переход на ФГОС ДО. |
38. | Анализ и оценка финансовых условий детского сада по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Привлечение дополнительных средств в ДОУ для осуществления деятельности по совершенствованию деятельности по совершенствованию материально-технических, учебно-материальных, медико-социальных, информационно-методических, психолого-педагогических, финансовых кадровых условий. | В течение всего периода | Заведующий | Внесение изменений в план финансово-хозяйственной деятельности, образовательную программу. Привлечение дополнительных средств. |
Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»
«Воспитание служит необходимой
и всеобщей формой развития ребенка.
Воспитание достигает своих целей,
если умеет направить собственную
деятельность ребенка»
(В. В. Давыдов,
советский педагог и психолог,
академик и вице-президент
Российской академии образования,
доктор психологических наук,
профессор.)
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Сл. 2 Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Сл. 3 Документы, лежащие в основе разработки Стандарта
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и Законодательные документы РФ, в т. ч. «Закон об образовании в Российской Федерации» законодательства.
Сл. 4 Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Сл. 5 Задачи стандарта
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сл. 6 Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Сл. 7 Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Сл. 8 ФГОС. Образовательные области
Сл. 9 Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Сл. 10 Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Сл. 11 Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Сл. 12 Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Сл. 13 Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Сл. 14 Содержание образовательных областей
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Сл. 15 Виды детской деятельности
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие худ. литературы и фольклора
Музыкальная
Двигательная
Конструирование
Изобразительная
Самообслуживание и труд
Сл. 29 Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.
В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Сл. 30 Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Презентация
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования »
в МБДОУ ДСКВ «Антошка» Дятькоского района
Деловая игра для педагогов изучению ФГОС дошкольного образования
«Знатоки ФГОС»
Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО.
Задачи:
1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
2. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
3. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа». Разрезанные сюжетные картинки.
Ход игры.
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня вся дошкольная система замерла в ожидании тех перемен, которые принесет ФГОС дошкольного образования. Инновационная деятельность в аспекте введения ФГОС требует от педагога повышение профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения. Сегодня мы постараемся сделать несколько шагов навстречу ФГОС ДО. Деловая игра «Знатоки ФГОС» поможет определить Вашу профессиональную компетентность в этом направлении.
Для этого необходимо разделиться на две команды.
- Перед вами разрезанные картинки. Возьмите по одной части картинки. Сложите их. Мы получили две сюжетные картинки, а значит, у нас образовались две команды воспитателей.
Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждой команде взять карточку с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную.
Команда должна, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
ВОПРОСЫ:
Вопрос №1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? Назовите их.
а) 4;
б) 5;
в) 10. (Ответ: 5)
Вопрос №2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(Ответ: познавательное развитие)
Вопрос № 3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?
а) манипулирование с предметами;
б) познавательно-исследовательская;
в) восприятие художественной литературы и фольклора.
(Ответ: манипулирование с предметами)
Вопрос №4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.
(Ответ: 60% и 40%)
Вопрос №5. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации. (Ответ: в)
Вопрос №6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
(Ответ: а)
Вопрос №7. К какой образовательной области относится знакомство с ЗКР, грамматическим строем речи, связной речью.
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
(Ответ: в)
Вопрос №8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
(Ответ: г)
Вопрос № 9. К какой области относится развитие эмоционального интеллекта?
- К какой области относится знакомство с книжной культурой?
- К какой образовательной области относится развитие сопереживания персонажам художественных произведений?
-К какой образовательной области относится формирование представлений о социокультурных ценностей нашего города?
Разминка
-Дети реагируют и понимают каждую интонацию своего воспитателя:
1 команда: Произнести фразу «Иди сюда»
2 команда: Произнести слово «Молодец»
тихо, громко, таинственно, требовательно, возмущенно, удивленно, нежно, иронично, восторженно, напевно.
Вопрос № 10. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.
(Ответ: б)
Вопрос № 11 Стандарт является основой для:
а) разработки основной образовательной программы дошкольного образования
б) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования
в) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы
г) объективной оценки соответствия образовательной деятельности в ДОУ требованиям ФГОС
д) формирование содержания профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации
е) оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии ндивидуальн6ых способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
(Ответ: а, б, в, г, д, е)
Вопрос №12. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
(Ответ: в)
Вопрос №13. Восстановите правильную структуру документа:
а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;( 2)
б) Общие положения; (1)
в) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;( 4)
г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. (3)
(Ответ: б, а, г, в)
Вопрос №14. Назовите, что не является основным разделом Программы:
а) целевой;
б) установочный;
в) содержательный;
г) организационный.
(Ответ: б)
Вопрос № 15. На что направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?
а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им помощи в освоении Программы
б) квалифицированное медицинское обслуживание
в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
(Ответ: а, в)
Вопрос №16. На что направлена педагогическая диагностика (мониторинг?
а) индивидуализация образования
б) итоговая диагностика к школе
в) оптимизация работы с группой детей (Ответ: а, в)
Рефлексия: Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования и определили педагогические условия успешного и полноценного развития детей
План методической работы ДОУ по введению ФГОС
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников учреждения и формирование у них психолого-педагогической готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Планируемые результаты обучения: готовность педагогических работников к проектированию образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО с применением инновационных форм, методов, средств и технологий.
Форма работы – постоянно-действующий теоретико-практический семинар
Мероприятия
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» о статусе дошкольного
образования в системе непрерывного образования Российской Федерации
2. Концептуальные основы введения ФГОС дошкольного образования: нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций
3. Обсуждение и утверждение локальных актов учреждения
4. Основные понятия, используемые в Приказе № 1155 от 11.10.2013 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
5. Педагогический совет на тему: «Реализация ФГОС дошкольного образования, ФЗ «Об образовании»
6. Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования
(воспитателя) в свете ФГОС ДО
7. Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования и требований к результатам ее освоения
8. Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования
9. Современные педагогические технологии как фактор повышения качества дошкольного образования
1. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации
2. Современные педагогические технологии как фактор повышения качества дошкольного образования
3. Технологии социального партнерства педагогов с семьями воспитанников
4. Технология проектной (исследовательской) деятельности, игровые технологии
5. Реализация образовательных областей посредством инновационных
педагогических технологий
10. Тематическое обсуждение публикаций по ФГОС ДО в научно-методической литературе и периодических изданиях.
11. Программа дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» автор Е. В. Соловьева
12. Подготовка к проектированию основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему (изучение требований к структуре ООП)
13. Разработка Образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, М. А.Васильевой, Т.С.Комаровой «От рождения до школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорожная карта по внедрению ФГОС ДО
План реализации ФГОС в дошкольном образовании...
Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) МБДОУ ДС № 9
(ФГОС) МБДОУ ДС № 9...
Дорожная карта по введению ФГОС ДО
В этой методической разработке представлена "Дорожная карта по введению ФГОС ДО в переходный период 2013 - 2016гг."...
Дорожная карта по введения ФГОС в ДОУ
ВВЕДЕНИЕ ФГОС В ДОУ...
Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) в МКДОУ "Ивушка".
Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) в МКДОУ "Ивушка"....
План мероприятий («дорожная карта») по введению ФГОС
Создание системы организационно–управленческого, информационного и методического обеспечения по организации подготовки к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...
Дорожная карта по введению ФГОС ДО
Дорожная карта и план-график (сетевой график) мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 "Сказка"...