Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»
методическая разработка по теме
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в ДОУ грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах дошкольного учреждения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с молодыми педагогами | 64.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 135»
муниципального образования города Братска
Методическая разработка
Проект
«Менеджмент в творческом коллективе
молодых педагогов»
Подготовила:
зам. зав. по ВМР
Коротаева Е.В.
2014 г.
г. Братск
Проект
«Менеджмент в творческом коллективе
молодых педагогов»
Введение:
В то время, когда возникло понятие менеджмента, оно было применимо исключительно к бизнесу. В настоящее время менеджмент - это не только управление в деловой сфере, но и в любой другой, в том числе, в образовании. Менеджмент в области образования – это совокупность или, так называемый, комплекс методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.
Таким образом, руководителя ДОУ и заместителя заведующего по ВМР можно считать менеджерами воспитательно-образовательного процесса в целом. Основными отличительными возможностями менеджмента в сфере образования являются:
- возможность перехода построения отношений из вертикальной системы в горизонтальную систему профессионального сотрудничества, который обеспечивает корпоративный стиль управления. Данный стиль учитывает личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленной на достижение максимально эффективных результатов;
- обеспечение в коллективе (между педагогами и воспитанниками, между педагогами – стажерами и молодыми специалистами) комфортного психолого-педагогического климата.
Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. Эту специфику определяют предметы, продукты, орудия и результаты труда. Менеджер образовательного процесса в качестве предмета своего труда видит деятельность управляемого им субъекта (в данном случае заместитель заведующего по ВМР и молодой специалист). Продукт труда – это информация, а орудие труда - это речь, язык.
Результат педагогической деятельности может быть двух видов. К первому виду относятся такие функциональные продукты деятельности как занятия, методы и методики. Результатами второго вида являются психологические продукты деятельности, другими словами проявляются те или иные проявления личности педагога. Главный результат методической деятельности заключает в себе становление личности молодого педагога.
Можно сказать, что менеджмент в образовании обладает отчасти творческим началом, раз наиболее важная его составляющая – педагогическая деятельность, направленная на формирование личности, которая по сути своей неповторима и уникальна.
Таким образом, проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» приурочен к направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Данный проект, прежде всего, предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.
Итак, представляю Вам, уважаемые коллеги проект
«Менеджмент в творческом коллективе
молодых педагогов»
Актуальность проекта:
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в ДОУ грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах дошкольного учреждения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы. Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может грамотно организованное в ДОУ методическое сопровождение. Задачи такого сопровождения - учесть все факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
Приоритетными аспектами методической работы на начальном этапе вхождения молодого воспитателя в образовательную среду являются:
- От того, насколько легко молодой педагог преодолеет этап вхождения в образовательную среду ДОУ, зависит его становление как профессионала и его верность выбранной профессии. Обязательно учитывается то, что при поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает психологический стресс: новый коллектив коллег, родителей, воспитанников, теория знаний есть, а практики – нет.
- Высокие требования к профессиональной компетентности (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г.), т.е. одинаковые требования предъявляются как к педагогам-стажерам, так и к молодому специалисту, а так же период реформ в сфере образования ставит в тупик молодого специалиста.
Итак, учитывая данные вопросы, при поступлении молодого педагога на работу к нам в детский сад, мы проводим первичное анкетирование (Приложение 1.). Далее, проведя следующее анкетирование молодых педагогов нашего ДОУ мы изучаем уровень творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса (Приложение 2). Результаты анкетирования часто показывают, что молодые специалисты:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны методической службы, мы разработали проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов», в рамки которого включили «Школу наставничества». Данная Школа в нашем ДОУ уже работает много лет. Наставниками для молодых специалистов являются педагоги с большим стажем и опытом работы в сфере дошкольного образования: Дудкина Венера Иннокентьевна (стаж работы 35 лет, ветеран педагогического труда, отмечена знаком «Почетный работник общего образования», первая квалификационная категория) и Смольникова Татьяна Ивановна (стаж педагогической работы 34 года). Так же, в работе Школы принимают участие и другие педагоги нашего ДОУ, давая возможность молодым специалистам ознакомиться с опытом работы всего коллектива детского сада.
Тип проекта: учебно-методический
Срок реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: Методическая служба ДОУ, педагоги-наставники, молодые воспитатели, педагоги ДОУ.
Цель проекта:
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов с использованием системного подхода в управленческой деятельности через постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
Исходя из этого, нами намечены следующие задачи:
- Раскрыть профессиональный, творческий потенциал молодых педагогов через работу в «Школе наставничества» при помощи особенностей системы управления (менеджмента) творческим коллективом;
- Определить стратегию развития проекта «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»;
- Обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;
Принципы проекта:
- Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» использует гибкость и возможность выбора уровня повышения своей квалификации, консультационное сопровождение, преимущество деятельностных форм обучения молодого специалиста ДОУ.
- Важной установкой для молодого педагога является формирование представлений о разных подходах и технологиях менеджмента, предоставления права молодому специалисту действовать с помощью того инструментария, который (ситуационный подход, системный подход, процессный метод, количественные методы и пр.) ему предпочтителен.
- Работа проекта способствует тому, чтобы в нашем дошкольном учреждении работали творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие повышению престижа профессии воспитатель.
- Реализация системы работы проекта способствует также эффективной организации в ДОУ одного из управленческих циклов системы образовательного менеджмента – работы с молодыми специалистами, в частности, и с педагогическим коллективом в целом.
В связи с этим мы предполагаем такие результаты:
При использовании системного подхода в управленческой деятельности «Школы наставничества» по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов молодые педагоги быстро адаптируются к работе в ДОУ, избегут моментов неуверенности в собственных силах, наладят успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформируют мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскроют свою индивидуальность и начнут формирование собственной профессиональной траектории и имиджа, с учетом общественного интереса и участия в образовательной политике ДОУ, района, города и региона.
В организации работы проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” можно выделить следующие направления:
- адаптационная работа (знакомство с ДОУ, представление молодого воспитателя коллективу ДОУ на Совете педагогов; анкетирование для знакомства, анкетирование на выявление затруднений в работе, закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства (Приложение 3);
- методическая и психологическая поддержка (формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности - психологические тренинги, консультации, рекомендации, памятки, тестирование и др.) (Приложение 3,4);
- мотивация самообразования (семинары, взаимопосещения, консультационные дни и др.).
- организация профессиональной коммуникации с заполнением соответствующих карт (курсы повышения квалификации, тренинги, сетевые взаимопосещения, подготовка материалов к Совету педагогов, работа с родителями и др.) (Приложение 5).
Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:
- педагогическое проектирование;
- решение педагогических ситуаций;
- активно-игровые методы;
- профессиональные конкурсы;
- документальный анализ;
- написание творческих работ;
- дискуссионный способ;
- посещение открытых мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
- совместная с наставником работа по подготовке НОД, педагогических мероприятий и др.;
Циклограмма методической работы с молодыми педагогами:
Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1 этап работ: адаптационный | ||
Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | - Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов ДОУ - Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки карьеры молодого педагога. | Сентябрь |
Посвящение в воспитатели | Традиционно посвящение в воспитатели проводится на торжественном собрании, посвященном Дню воспитателя | Сентябрь - октябрь |
«Школа наставничества» | Работа по плану (Приложение 6) | Сентябрь-апрель |
Бенефис молодого педагога | Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые воспитатели представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника. | Май |
2 этап работы: коучинг-сессия*
Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
Изучение нормативно-правовой базы. | Анализ изменений в программах, комплексно-тематических и календарных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
Составление характеристики группы с учётом возрастных особенностей учащихся. | Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики группы и воспитанников в отдельности. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики группы, воспитанника. | Ноябрь |
Основы целеполагания образовательной деятельности. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности. | Основы самоанализа НОД. Самоанализ по качеству цели и задач НОД. Десять вопросов молодого педагога при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа НОД. | Январь |
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ. | Советы молодому учителю по подготовке НОД. Совместный анализ НОД (ст. воспитатель и молодой специалист) – эффективный способ внутреннего повышения квалификации. | Март |
«Школа наставничества» | Работа по плану | Сентябрь-апрель |
Методическая выставка достижений молодого воспитателя. | Уровень профессионализма молодого воспитателя (заполнение портфолио), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. | Май |
*Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности
3 этап работы
Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
Аттестация. Требования к квалификации | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников (соответствие занимаемой должности\соответствие 1 кв. категории). Портфолио аттестуемого | Ноябрь |
Нестандартные формы НОД. Использование информационных технологий. | Система нестандартных занятий, НОД в планах методической работы. Информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Создание продукта деятельности (возможно по самообразованию). | Декабрь |
Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. | Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, ярмарках инновационных идей и т.п.). | Февраль |
Социальный заказ общества. | Модель выпускника школы. | Апрель |
«Школа наставничества» | Работа по плану | Сентябрь-апрель |
Успешность педагогической деятельности: «Наказ бывшего стажёра». | Мини-конференция «Перспективы молодых специалистов» . Портфолио молодого воспитателя. Анализ карьерных перспектив молодого педагога. Чему наставник научился у молодого воспитателя? Клятва-напутствие молодого специалиста. | Май |
Идея проекта находится
в стадии активной реализации.
Литература:
- Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
- Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., 1995.
- Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2003.
- Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск, 1998.
- Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – СПб., 1
Приложение 1.
Анкета молодого специалиста
УВАЖАЕМЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
- новизна деятельности;
- условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
- Другое:____________________________
9. Что Вам хотелось бы изменить?
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение 2.
Сводная таблица изучения затруднений молодых педагогов в организации качественного современного образования (самодиагностика)
Перечень проблем
1. Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей
2. Владение педагогической диагностикой, мониторингом развития ребенка
3. выбор типа занятия. Выбор темпа проведения;
4. умение планировать УВП;
5. Умение обосновать выбор методов и приемов обучения, их оптимального сочетания;
6. Знание и применения различных технологий;
7. оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем развития;
8. умение осуществлять анализ и самоанализ;
9. умение осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (в т.ч. планирование);
10. умение самостоятельно работать с литературой, заниматься самообразованием;
11. умение грамотно работать с документами.
№ | Ф.И.О. педагога | Стаж, лет | Заявленные проблемы | средн | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 |
3 балла – владеет свободно, может поделиться опытом
2 балла – владеет частично
1 балл - испытывает трудности
0 баллов - не владеет совсем
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Тренинг для молодых педагогов «Будем знакомы»
Задачи: знакомство молодых специалистов друг с другом; создание благоприятного эмоционального климата; принятие правил групповой работы.
Оборудование: клубок ниток, личные фотографии, ножницы, клей, цветной картон и бумага.
Ход тренинга
1. Презентация программы тренинга. Принятие правил и норм групповой работы.
Для успешного взаимодействия участников необходимо соблюдать следующие правила.
Каждый участник имеет право на собственное мнение.
Придерживаться регламента высказывания.
Соблюдать конфиденциальность относительно всего услышанного и увиденного.
• Добровольность участия.
Один говорит - все слушают.
2. Игра «Связующая нить»
Молодые специалисты становятся в круг. Педагог-психолог, держа в руках клубок ниток, представляется и, удерживая конец нити, передает клубок следующему участниками, который после представления передает клубок соседу. Когда клубок возвращается к педагогу-психологу, все оказываются «связанными одной нитью». В завершении предлагается слегка натянуть нить, чтобы ощутить неразрывную связь и единство.
3. «История моего имени»
Педагоги называют свое имя и характеризуют себя по первой букве имени. Например: Анна - активная, Наталья - настойчивая и т. д.
4. «Визитка»
Молодые педагоги поочередно выходят в центр круга, садятся на стул и произносят одну из следующих фраз:
«Здравствуйте! Я хочу узнать о ...»
«Мой выбор профессии связан с...»
«Мне сложно понять ребенка, когда он...»
«Мне стоит признаться в том, что я...»
«Я лучший воспитатель, потому что...» и т. д.
5. Коллаж «Мир моих увлечений»
Молодым специалистам предлагается изготовить из личных фотографий коллаж «Мир моих увлечений» и поместить в группе, чтобы каждый воспитанник смог лучше узнать своего нового воспитателя.
6. Рефлексия
Воспитателям предлагается ответить на вопросы:
Смогли ли вы лучше узнать друг друга?
Какие коррективы вы хотели бы внести в нашу работу?
Какие вопросы вы хотели бы обсудить на следующей встрече?
Приложение 4.
Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Старайтесь:
- Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
- Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
- Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
- Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
- Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
- Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
- Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
- "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
- Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
- Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
- Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
- Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
- Не скупитесь на похвалу.
- Не создавайте конфликтных ситуаций.
- Следите за внешностью и поведением.
- Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность.
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
- Кричать и наказывать детей.
- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
- Приходить к детям с плохим настроением.
- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
- Оставлять детей одних.
- Унижать ребенка.
Удачи в работе!
Приложение 5.
Карта профессиональной коммуникации молодого специалиста
Воспитатель:____________________________________
Год рождения:___________________________________
Стаж работы:____________________________________
Стаж работы в учреждении:________________________
Группа: _________________________________________
Посещение Школы наставничества | КПК | Участие в сетевых сообществах | Ведение личного сайта | Работа по теме самообразования | Участие в мероприятиях ДОУ |
Дата заседания: | Год: Тема: | Направление: | Адрес сайта (блога): | Тема: | Дата: |
Тема: | Кол-во часов: | Личное участие: | Публикации: | Этап: | Мероприятие: |
Личное участие: | Подтверждающие документы: | Подтверждающие документы: | Подтверждающие документы: | Представление наработанных материалов: | Личное участие: |
Приложение 6.
План работы
Школы наставничества на 2013-2014 уч.г.
Руководитель: Дудкина В.И.
месяц | мероприятия | Формы работы |
Сентябрь | Обогащение развивающей среды: соответствие предметных стимулов среды, тематической недели | День открытых дверей |
Октябрь | Разнообразие форм и методов работы с детьми в режимных моментах | Круглый стол |
Ноябрь | Реализация принципа интеграции образовательных областей через полихудожественное воспитание дошкольника | Рекомендации |
Декабрь | Практическая помощь молодым педагогам в работе с детьми по патриотическому воспитанию | Картотека игр по патриотическому воспитанию |
Январь | Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе | Посещение открытых показов |
Февраль | Проведение народных праздников в группе с привлечением родителей, узких специалистов | Приглашение на праздник |
Март | Алгоритм написания конспекта НОД | консультация |
Апрель | Открытое самостоятельное проведение игрового общения | Открытый показ |
На протяжении учебного года - оказание помощи по самообразованию молодых педагогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Менеджмент.
«Конструирование образа менеджерпо а работе с одаренными детьми»...
Проект совместной художественно-творческой деятельности педагога, родителей и детей старшего дошкольного возраста "РИСУЕМ ВМЕСТЕ"
Данный проект, разработан для детско-родительского клуба как одной из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, может быть эффективен в контексте комплексного подхода в обуче...
Статья "Метод проектов как творческая работа педагогов"
Проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает ...
Методическая разработка. Метод проекта как творческая работа педагога.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Метод ...
Проект в старшей группе «Лучики» Совместной познавательной - творческой деятельности педагогов Родителей и детей «Меж звезд и галактик»
Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира....
Проект Совместной познавательной- творческой деятельности педагогов Родителей и детей «Есть такая профессия Родину защищать»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата наши...
Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагогов ДОУ
Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Стресс-менеджмент – это совокупность ...