Методическая разработка. Метод проекта как творческая работа педагога.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Метод  проектов предлагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментным поискоым путем, анализировать его и преобразовывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества

стали актуальны в условиях современного мира. Изменения, происходящие в

обществе, влекут за собой изменения в работе воспитателя. Модернизация

образования напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Сегодня обществу

нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный,

являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности,

гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень

развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.

Требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно

недостаточно. Поэтому развитие творческих способностей должно стать одним из

важных звеньев современного образования. Но прежде сам воспитатель должен

научиться нестандартно мыслить и поступать, т. е. подходить к проблемной

ситуации с разных точек зрения, творчески.

Почепко И. Г., воспитатель

ГБОУ начальная школа - детский сад №662 Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Семинар ПРОЕКТ

Метод проекта как творческая работа педагога.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успешность в обучении детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Основной результат модернизации образования заключается в повышении уровня образованности обучающихся, обеспечение их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности и от профессионализма, который напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Воспитатель выступает организатором детской игровой, художественной, практико-ориентированной и продуктивной деятельности. Он должен научиться нестандартно мыслить и поступать, т. е. подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Поэтому развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, в которой педагог является источник информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта и последующей исследовательской, координатором индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности 

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей (технология планирования действий и распределения усилий).

Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В исследованиях Е.С. Полат определяется сущность этого метода как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребёнок получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, восполнять недостающие знания, обретать умения.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Достоинства метода проектов заключается в том, что метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей. Даёт чёткий алгоритм действий для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка. В основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей. Это формирует у детей целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки. И самое главное, метод проектов позволяет оптимизировать стиль общения - плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.

Проекты по типу делятся на: творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов); информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.); творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

Виды проектов: комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные, социальные, информационные.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Участие в проекте дает ребенку возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить свои знания и личный опыт.

Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых, ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. В проектной деятельности меняется и сама позиция воспитателя. Из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.

Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности воспитывает у детей ответственность, умение работать в коллективе, проявляя при этом индивидуальные способности и творчество

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
  5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Как внедрить метод проектов в практику работы педагогов детского сада?"

Презентация методического проекта о внедрении метода проектов в работу воспитателей ДОУ...

Методическая разработка "Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология"

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология...

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...

Методическая разработка "Метод проектов в детском саду"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Статья "Метод проектов как творческая работа педагогов"

Проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает ...

Методическая разработка «Язык живой природы» Творческая работа «Птицы»

Оказывается, наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица, так как она считалась символом счастья....