Методический проект для педагогов: «О здоровье — всерьёз!»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа.
Методический проект для педагогов:
«О здоровье — всерьёз!»
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад №180:
Ханбекова Нина Прокофьевна.
Самара, 2014г.
Аннотация проекта
В ходе реализации проекта педагоги изучают нормативно-правовые документы по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольника, определяют уровень своих знаний и умений по данной проблеме с помощью анкетирования и самоанализа, а также смогут уточнить и пополнить знания по вопросам здоровьесбережения через различные формы работы, а именно: консультации, семинары-практикумы, открытые мероприятия, мастер-классы, педсовет. В последстсвии полученные знания используются в работе с детьми.
Постановка проблемы.
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». И, действительно, самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Взрослым нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. На этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего и укрепляющего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цель проекта:
Повышение компетентности педагогов по физическому воспитанию воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, внедрение в работу с детьми современных педагогических технологий, приемов и методов.
Задачи проекта:
- Проанализировать знания и умения педагогов по физическому воспитанию, создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми через введение проектной деятельности, использование различных здоровьесберегающих технологий.
- Совершенствование системы работы педагогов по физическому воспитанию, создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
- Формировать представления дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
- Формирование активной позиции взрослых в воспитании здорового ребёнка, способствовать повышению их валеологической грамотности.
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Реализация поставленных задач будет происходить в три этапа: организационный, основной, заключительный.
Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети, родители.
1 этап – организационный: анкетирование педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы, подбор методической литературы.
2 этап — основной.
План
работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников средствами проектной деятельности.
Особое внимание педагогами уделяется воспитанию у детей основ здорового образа жизни, формированию первоначальных правил безопасного поведения, элементарных понятий о своем теле, представлений о пользе овощей, фруктов и витаминов, о значении физкультуры в жизни человека.
Форма работы | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки проведения |
Консультации | «Организация двигательной активности на прогулке с позиции безопасности и сохранения здоровья дошкольников»; «Формирование здорового образа жизни посредством валеологии»; «Формирование у старших дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания» «Закаливание в летний период» | Старший воспитатель Инструктор по ф/к Медсестра | Октябрь-декабрь |
Семинары- практикумы | «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками», «В здоровом теле - здоровый дух»: -1-е занятие: «Развитие физических качеств у дошкольников»; -2-е занятие: «Совершенствование работы по развитию основных движений дошкольников» | Старший воспитатель, инструктор по ф/к | 2 неделя октября 1 и 3 неделя декабря |
Рефлексивно-ролевая игра | «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» | Старший воспитатель | 3 неделя февраля |
Тренинги | Дыхательная гимнастика: «Поиграем с носиком», «Ёжик» и др.; Гимнастика пробуждения; Массаж биологически активных точек, точечный массаж; Самомассаж. | Инструктор по ф/к Медсестра по массажу | 1 неделя ноября 2 неделя ноября |
Мастер-классы | «Здоровье и спорт» - организация и проведение спортивных, народных игр и упражнений в младшем и среднем дошкольном возрасте. Познавательно-оздоровительное занятие в старшей группе «Путешествие в страну Носарию» | Инструктор по ф/к Воспитатели гр.ст.д\в. | 1 неделя февраля 2 неделя февраля |
Конкурсы-смотры | «Нестандартное оборудование для закаливания», «Лучший физкультурный уголок» | Инстр. по ф/к Ст.воспитатель Воспитатели | Январь Февраль |
Неделя Здоровья- дни открытых дверей для родителей | Проведение оздоровительного часа в группах; Занятия по валеологии: «Наши глаза», «Как и чем мы дышим», «Нос и уход за ним»; Интегрированное физкультурно-речевое занятие «Путешествие в лес»; Физкультурный досуг «Спорт- это сила и здоровье» Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»; Сюжетная игра «Чистюля и Грязнуля»; Комплексное занятие «Играйте вместе с нами!»; Познавательная игра «Пирамида полезных продуктов»; Игра-путешествие «В стране Витаминии» | Ст.воспитательвоспитатели, инструктор по ф/к | 3 неделя ноября |
Педсовет с использованием интерактивных форм работы | Тема: «О здоровье – всерьез» - Вступительное слово: «Что такое Здоровье?»; - Анализ заболеваемости; - Нормативно-правовые документы, регламентирующие задачу сохранения и укрепления здоровья; - Составление модели здорового ребенка; - Блиц-опрос педагогов по теме педсовета; - Итоги рейда «Безопасные условия пребывания детей в детском саду». | Заведующий, старший воспитатель | 4 неделя ноября |
Взаимодействие с семьей:
Эффективность работы по укреплению здоровья детей во многом зависит от четкой слаженной работы с родителями. В совместной деятельности родителей и детей реализуются задачи пропаганды здорового образа жизни, расширяется кругозор родителей в области физического воспитания малыша, обогащаются детско-родительские взаимоотношения. Результатом такой работы являются взаимные открытия, радость общения детей и взрослых, создана атмосфера взаимоуважения, налажены доверительные партнёрские отношения в коллективе детей, родителей и педагогов.
№ | Мероприятия | Группы |
1 | Практикум для детей и взрослых «Зарядка для смешариков» | Средняя группа «В» |
2 | Творческая мастерская для взрослых «Дорожки здоровья» | Группы старшего д\в |
3 этап – заключительный: повторное анкетирование педагогов по вопросам организации с детьми физкультурно-оздоровительной работы, сравнительный анализ, выводы.
Такой подход формирует у дошкольников потребность в двигательной активности, стимулирует самостоятельность в выполнении доступных возрасту физических упражнений и гигиенических процедур, способствует воспитанию основ здорового образа жизни. Совместная деятельность детей и взрослых даёт возможность адаптировать родителей к совместной с ребёнком двигательной деятельности, повышает их валеологическую грамотность, способствует гармонизации детско-родительских отношений.
Ожидаемые результаты:
- Осознание педагогами понятия «Здоровье».
- Повышение уровня компетенции педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий.
- Пополнение физкультурных уголков нетрадиционным оборудованием.
- Повышение у детей уровня сформированности мотивации к здоровьесбережению.
- Участие в проекте семей воспитанников, понимание данной проблемы и ответственности за выполнением рекомендаций педагогов со стороны родителей.
- Фотоприложение
Познавательная игра «Чистюля и Грязнуля» | Игра-путешествие «В стране Витаминии» | Путешествие по дорожкам здоровья «Вместе весело шагать» |
Семейный аттракцион | Спортивный праздник «Вместе с Белым медвежонком» | Развлечение на улице «Зимние забавы» |
Развлечение | Практикум для детей и родителей | Самомассаж |
Используемая литература:
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина - Учебное пособие «Безопасность» - С. –Петербург, «Детство-Пресс», 2004 г.
И.М.Бушнева, И.М.Якунина, Е.А.мартынова и др. «Педагогические советы» - Волгоград, «Учитель», 2010 г.;
Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Т.С. Комарова Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - Москва «Мозаика – синтез», 2011 г.;
М.С.Горбатова «Оздоровительная работа в ДОУ» (нормативно- правовые документы, рекомендации) – Волгоград, «Учитель», 2010 г.;
А.И.Колобанова, В.А.Лисин и др. «Педагогические советы: профессиональное партнерство» - Волгоград, «Учитель», 2012 г.;
Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2009 г.;
М.А, Павлова, М..В. Лысогорская «Здоровьесберегающая система ДОУ» - Волгоград, 2009 г.;
Журнал «Справочник старшего воспитателя» - № 1,2,3/11г.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Анкета.
Уважаемый воспитатель!
Предлагаем Вам суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «регулярно», «часто», «редко», соответствующей вашей профессиональной компетенции.
Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________________
№ | Суждение | регулярно | часто | редко |
1. | Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса | |||
2. | Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке | |||
3. | Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки | |||
4. | Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | |||
5. | Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни | |||
6. | Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий. | |||
7. | Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей | |||
8. | Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воздухе; - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилактике усталости; - прогулки; - индивидуальную работу по физическому воспитанию; - физминутки на занятиях. | |||
9. | Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: - информационные стенды; - устные сообщения (индивидуальные беседы); - родительские собрания |
АНКЕТИРОВАНИЕ
воспитателей по вопросам физического воспитания детей.
С какими образовательными областями интегрируется образовательная
область «Физическая культура» ___________________________________________________________________
Какие знания получают дети в процессе физического воспитания__________________________________________________________
Чем руководствуется воспитатель при отборе упражнений для любой возрастной группы
____________________________________________________________________
С какого возраста используются упражнения в соревновательной форме и почему? ____________________________________________________________________
Что такое корригирующие упражнения? _________________________________________________________________
Какие физические качества необходимо формировать в процессе обучения движениями? ____________________________________________________________________
С какой целью используются зрительные ориентиры, как приём обучения? ____________________________________________________________________
Почему надо называть разученное детьми упражнение? ____________________________________________________________________
В каких группах преимущественно используется имитация как прием обучения физическим
____________________________________________________________________
В каких ситуациях используется помощь воспитателя как прием обучения? ____________________________________________________________________
Каково назначение наглядных методов обучения? _________________________________________________________________
Какова роль воспитателя в ситуациях, когда упражнение показывает ребенок? ____________________________________________________________________
Почему команда, как прием, не имеет эффекта в младшей группе? ____________________________________________________________________
Почему нужно менять характер показа, если он используется многократно при разучивании упражнений? __________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект для педагогов "О здоровье - всерьез "
Проект долгосрочный, расчитан на учебный год с сентября по май и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта воспитатели уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранения и укрепления здоров...
Методический проект для детей "Береги здоровье смолоду"
Данный проект поможет расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научит беречь здоровье и заботиться о нем. Поможет детям в формировании привычек ЗОЖ, привьет с...
Методический проект для педагогов: «О здоровье — всерьёз!»
Проект для педагогов ДОУ...
Проект "О здоровье -всерьёз!"
Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. ...
Методическая разработка: родительское собрание "О здоровье всерьёз"
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.Формировать у родителей мотивацию з...
Методическая разработка для педагогов "Азбука здоровья".
Содержит пояснительну записку и цикл занятий по формировани здорового образа жизни....
Методический проект «Современный педагог: личность и профессионал»
Проект разработан с учетом объективных предпосылок и изменений в обществе и сфере образования, прогноза кадрового обеспечения ГБДОУ детского сада №45 Калининского района Санкт-Петербурга и предполагае...