Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.д.). Они проводятся летом и зимой, в основном, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_mo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре
Тема: «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста»
1. Заполнение информационных листов
2. Ознакомление с темой семинара.
Уважаемые коллеги, мы начинаем работу нашего семинара. Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста».
3. Сообщение «Организация спортивных игр и спортивных упражнений с дошкольниками»
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.д.). Они проводятся летом и зимой, в основном, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Спортивные упражнения носят циклический характер и способствуют укреплению основных групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме того, у детей развиваются физические качества, а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве. Катание на велосипеде, коньках развивают вестибулярную устойчивость.
Также занятия спортивными упражнениям помогают детям полнее познавать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды и др.), приобрести понятия о скольжении, торможении, а также знания об устройстве велосипеда и др.
Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.
В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.
Спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Познакомить детей с правилами спортивных игр помогают настольные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возиможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то лостаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
- отдельные части изучаемого двигательного действия
- имитация изучаемых двигательных действий
- непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях
- само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). Упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения: в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий, затем – на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку.
Структура занятия спортивными играми и упражнениями, как и у занятия обучающее основным движениям (вводная часть, основная, заключительная).
Существует несколько вариантов занятий спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространенные занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводится с целью закрепления и совершенствования двигательных действий. Особо благоприятные условия проведения занятий такого типа создаются в старших группах, когда дети знают много игр и имеют соответствующий арсенал двигательных навыков.
Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения. Они обычно начинаются с разминки, в основной части проводятся контрольные упражнения в виде состязаний, и заканчиваются занятия малоподвижной, спокойной игрой, спокойной ходьбой в сочетании с дыхательными упражнениями, сбором инвентаря и подведением итогов.
Вашему вниманию предлагается открытое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности, по теме: «Сильные, ловкие, быстрые!».
4. Просмотр занятия
5. Самоанализ занятия
6. Анализ просмотренного занятия
Повышение квалификации педагога во многом зависит от умения анализировать свою и чужую деятельность. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и детей на занятии, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.
Как правило, эстафеты для дошкольников – это подвижные спортивные игры. Эстафеты для дошкольников могут проводиться для детей и их родителей. Сами по себе эстафеты для дошкольников представляют соревнования, в которых участвуют 2 или более команд. Эстафеты для дошкольников бывают: простые, с определенными препятствиями, по парные и др. Какими бы не были эстафеты для дошкольников, они всегда плодотворно влияют на настроение детей.
На самом деле, эстафеты для дошкольников – это огромное поле для вашей фантазии. Можно сообразить огромное множество эстафет и конкурсов для дошкольников. Сами же дети признаются, что эстафеты для дошкольников лучшая забава.
В спортивных играх немаловажное значение имеет техника выполнения движений. Что же такое техника - Техника ― это способ выполнения движения для решения двигательной задачи.
Детали техники ― это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с техникой владения мячом…
7. Мини мастер-класс «Техника владения мячом»
Есть ли вопросы, уточнения?
8. Мини мастер-класс «Техника владения ракеткой»
Есть ли вопросы, уточнения?
9. Практическая работа
А сейчас я предлагаю несколько практических упражнений:
№1 Сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание: вам необходимо заполнить табличку «Спортивные игры и спортивные упражнения»
Итак, спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
№2 Второе задание – карточка, «Усложнение спортивных содержания упражнений по возрастам»
С какого возраста вводятся спортивные упражнения? (2 мл гр.)
А с какого возраста начинаются спортивные игры? (ст.гр.)
№3 Третье задание – карточка, распределите виды спортивных игр по возрастам.
№4 Заполнить схему: Определи порядок подготавливающих упражнений.
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину:
- Передача мяча
- Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
- Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
- Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
- Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча:
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
3. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
4. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
5. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.
10. Итог семинара, рефлексия.
Приложения
Анализ физкультурного занятия
№ | Вопросы для изучения | Комментарии |
1 | Имеются ли в занятии задачи:
Какие превалируют? | |
2 | Доступно ли содержание занятия детям? | |
3 | Поддерживается ли интерес к занятию на всем его протяжении? | |
4 | Присутствует ли на занятии дух сопереживания и соперничества? | |
5 | Эмоциональны ли дети в эстафетах? | |
6 | Моторная плотность (ее реализация в соответствии с возрастом детей)? | |
7 | Нагрузка (соответствующая индивидуальным особенностям детей)? | |
8 | Сформированы ли у детей основные движения:
| |
9 | Какие упражнения являются подготовительными к спортивным играм:
| |
10 | Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. |
Карточка – задание №1
Заполните таблицу, используя предложенные варианты: ходьба на лыжах, баскетбол, бадминтон, катание на велосипеде, катание на санках, хоккей, катание на коньках, футбол, плавание, скольжение, городки, настольный теннис.
Спортивные упражнения | Спортивные игры |
Карточка – задание №2
Заполните таблицу: Отметьте, какой возрастной группе принадлежит перечисленные спортивные упражнения.
Спортивные упражнения | 2 мл.гр. | средняя | старшая | подг.гр. |
СКОЛЬЖЕНИЕ
| ||||
| ||||
| ||||
|
Карточка – задание №2
Заполните таблицу: Отметьте, какой возрастной группе принадлежит перечисленные спортивные упражнения.
Спортивные упражнения | 2 мл. | средняя | старшая | подг.гр. |
КАТАНИЕ НА САНКАХ
| ||||
| ||||
| ||||
|
Карточка – задание №3
Заполните таблицу, используя предложенные варианты: 1)элементы баскетбола, 2)бадминтон, 3)элементы хоккея, 4)элементы футбола, 5)городки, 6)элементы настольного тенниса.
Старшая группа | Подготовительная группа |
Карточка – задание №4
Заполните схему, определив порядок подготавливающих упражнений:
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину:
Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
Передача мяча
Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС ДО....
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО"
На данном семинаре педагогам раскрываются основные требования предъявляемые к РППС, подробно к ОО Физическое развитие....
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Данный материал содержит план работы по самообразованию инструктора по физической культуре....
Сценарий Автор: Татарина Т.Н. , инструктор по физической культуре МАДОУ№20 Познавательно-спортивно-музыкальное развлечение для детей среднего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»
Цель: приобщать дошкольников к делу сохранения природы через самовыражение в творчестве.Задачи: ознакомить детей с наукой орнитологией, вызывать чувство порицания неправильного обращения с дикой приро...
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...