ФГОС
рабочая программа по теме
Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ШЛИ, ШЛИ И К ФГОСу МЫ ПРИШЛИ…
Что ФГОС грядущий нам готовит? Этим вопросом сейчас задаются если не все, то очень многие воспитатели дошкольных учреждений.
Итак, что же всё-таки такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»? ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В данном документе взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Структура:
Теперь немного о структуре. ФГОС намного объёмнее, чем ФГТ. Стандарт более конкретен: чётко и понятно изложена структура рабочей программы (это о наболевшем – вечный вопрос: «Как составить грамотно программу?»), прописано какие части, какое содержание, что должен содержать каждый раздел, то есть стало понятнее, как составить программу. Цели Стандарта более точные, в то время как цели, указанные в Требованиях обобщённые. Кроме того, если продолжать сравнительные анализ ФГОС и ФГТ, то можно отметить, что количество образовательных областей (ОО) сокращено путём их объединения. Не будет ОО «Здоровье», она входит в ОО «Физическое развитие»; ОО «Безопасность» и «Труд» — в ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Чтение художественной литературы» — в ОО «Речевое развитие»; ОО «Музыка» — в ОО «Художественно-эстетическое развитие. Остальные ОО представлены в виде таблицы:
Образовательные области в ФГТ | Образовательные области в ФГОС |
Физическая культура | Физическое развитие |
Социализация | Социально-коммуникативное развитие |
Познание | Познавательное развитие |
Коммуникация | Речевое развитие |
Художественное творчество | Художественно-эстетическое развитие |
Цели:
Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, где указано, что программа должна обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Предметно-пространственная среда:
В Стандарте большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать возможность реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей. Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим возрастным особенностям и реализуемой программе. Среда должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т.е. трансформируемость среды). Среда должна содержать материалы и предметы для разнообразного использования в различных видах детской деятельности (полифункциональность среды). Развивающая среда должна состоять из различных пространств ( раньше называли уголки или зоны), материал должен периодически меняться(вариативность среды). Необходим свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями (доступность среды), и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, что очень радует.
Дигностика
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того, они определяются не зависимо от реализуемой Программы и её характера. Получается, что данные ориентиры нужны нам, педагогам, для (пункт 4.4. ФГОС) формирования Программы, анализа нашей профдеятельности, для анализа взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного процесса о целях дошкольного образования. Отдельно отмечается, что промежуточная и итоговая аттестация дошкольников для выявления уровня усвоения Программы, не проводится. В Стандарте указано, что диагностика может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует индивидуальную и групповую работу с детьми. При необходимости специалистами, с разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.
Портрет выпускника дошкольного учреждения
В заключении рассмотрим портрет выпускника дошкольного учреждения или Организации (по ФГОС).
ФГТ | ФГОС |
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования |
Ребёнок: 1) любознательный, активный 2) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 3) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 4) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 5) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе 6) физически развитый 7) эмоционально отзывчивый 8) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 9) овладевший необходимыми умениями и навыками | Ребёнок: 1) проявляет любознательность 2) Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми 3)Умеет подчиняться правилам и социальным нормам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности 4) способен к принятию собственных решений 5) Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире 6) проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности 7) уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим 8) обладает развитым воображением 9) владеет разными формами и видами игры 10) творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. 11) ребёнка развита крупная и мелкая моторика 12) Склонен наблюдать, экспериментировать |
|
|
Сравнивая портрет выпускника, делаем вывод, что в Стандарте даны ориентиры на воспитание ребёнка, как самодостаточной, самостоятельной, творческой Личности, способной идти на контакт, принимать адекватные возрасту решения. Обратите внимание, что в ФГОС нет понятия ЗУН (знания, умения, навыки), целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, в то время как в ФГТ предполагает мониторинг овладения универсальными предпосылками учебной деятельности.
Целевые ориентиры Программы по ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, то есть Стандарт призван стать неким «мостом» между дошкольными организациями и школами. Будем надеяться, что у нас, уважаемые коллеги и родители, получится грамотно «построить мост».
В нашем понимании, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» более конкретный, точный, подающий надежды на лучшее дошкольное образование документ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО
Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-305163-1547236206.jpg)
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395843-1391240840.jpg)
Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846304-1478624123.jpg)
Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО
Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ...
Все о ФГОС: Что это такое; причины ввода ФГОС; отличие ФГОС и ФГТ; требования; структура; предметная среда по ФГОС и др. Материал в слайдах.
Все о ФГОС - материал в слайдах....