Работаем по ФГОС дошкольного образования
консультация на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - новый документ для сферы дошкольного образования. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом.
По мнению А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта- позитивная социализация и индивидуализация личности... Стандарт - поддержка разнообразия детства». Начиная знакомиться с текстом Стандарта, педагоги образовательных учреждений сталкиваются не только с привычными для них терминами и понятиями, такими, как «образовательная деятельность», «виды деятельности», «сотрудничество с семьей», «охрана и укрепление физического и психического здоровья», «нравственные, эстетические, интеллектуальные качества ребенка» и т. д., но и с множеством новых: «амплификация детского развития», «социальная ситуация развития», «самоценность детства», «ребенок как субъект отношений», «позитивная социализация и индивидуализация» и др. В связи с этим мы предлагаем познакомиться с определениями основных понятий, которые используются в Стандарте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_fgos_bunina_2.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Начинаем работу
по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - новый документ для сферы дошкольного образования. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом.
По мнению А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта- позитивная социализация и индивидуализация личности... Стандарт - поддержка разнообразия детства». Начиная знакомиться с текстом Стандарта, педагоги образовательных учреждений сталкиваются не только с привычными для них терминами и понятиями, такими, как «образовательная деятельность», «виды деятельности», «сотрудничество с семьей», «охрана и укрепление физического и психического здоровья», «нравственные, эстетические, интеллектуальные качества ребенка» и т. д., но и с множеством новых: «амплификация детского развития», «социальная ситуация развития», «самоценность детства», «ребенок как субъект отношений», «позитивная социализация и индивидуализация» и др. В связи с этим мы предлагаем познакомиться с определениями основных понятий, которые используются в Стандарте.
Признание ребенка субъектом педагогического процесса (образования) требует от педагога применения новых форм и методов организации образовательного процесса. Знание детской психологии помогает педагогу лучше понять особенности и потребности ребенка, характерные для каждой стадии психического развития, — ведущий вид деятельности, особенности социальной ситуации развития. «Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную ситуацию развития, это ключевая задача».
В таблице раскрывается значение основных понятий, которые можно встретить в тексте стандарта дошкольного образования. авторы пособия посчитали необходимым начать знакомство со Стандартом именно с представления понятий, многие из которых встречаются в нем и являются базовыми для понимания требований, заложенных в данном документе. В дальнейшем педагоги могут самостоятельно продолжить изучение смысла данных понятий.
Понятия | Значение |
Амплификация развития | Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми |
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования | Обеспечение различных форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Государственное (муниципальное) задание | Документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации |
Государственные гарантии уровня и качества | Единство обязательных требований к минимальному содержанию, к условиям реализации основных образовательных программ и к результатам их освоения на всей территории Российской Федерации |
Единство образовательного пространства | Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования |
Единство законодательной и нормативно- образовательной базы | Обеспечение единой законодательной и нормативноправовой базы в области образования, совокупности преемственных основных образовательных программ различных уровней образования, скоординированности образовательных программ одного уровня образования в различных регионах Российской Федерации |
Зона ближайшего развития | Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности |
Индивидуализация образования | Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования |
Комплексная образовательная программа | Программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках |
Образовательная область | Структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей |
Образовательная среда | Совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей |
Особые образовательные потребности | Индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования |
Отношения в сфере образования | Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование |
Равенство возможностей | Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования |
Развивающая предметно-пространственная среда | Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития |
Разнообразие детства | Многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями |
Самоценность детства | Понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни |
АМПЛИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Подход, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т. е. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых "полезных" знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к "более взрослым" видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и выступают за обогащение содержания и "культивирование" специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры.
Вариативность и разнообразие форм дошкольного образования. Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сформировались разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
Качество дошкольного образования. Основу качества образования составляют уровень достижения образованием поставленных целей; степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей.
Определение качества реализации образовательного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы и методы, его результаты (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие личности, фундаментальных способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.), а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение.
Индивидуализация образования. Система психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника. Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно вскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, выявить его позитивные стороны, на которые можно опираться в ходе педагогической работы.
Один из важных принципов данного документа является принцип поддержки разнообразия детства, исключающий его унификацию. (единообразие, единая форма или система).
Разные категории детей, с разной спецификой детства подходят к школьному порогу с равными возможностями. Речь идет о полярных видах детства: дети с признаками одаренности и дети с задержкой психического развития, дети-спортсмены и дети с ограниченными образовательными возможностями, дети из многодетных семей и дети-сироты, дети из благополучных семей и дети эмигрантов. Важно признать одно — детство неповторимо, в этот период формируется личность, закладываются предпосылки духовно-творческой самореализации. От признания ценности детства как периода отражения всей последующей жизни, от качества поддержки детей с их особенностями и ситуацией их жизни (место проживания, состав семьи, физическое и психическое здоровье, индивидуальные особенности), зависит и потенциал государства. Принцип поддержки разнообразия детства, обозначенный в стандарте, обеспечивает сопровождение, поддержку и развитие всех детей, исключая при подготовке к школе «акселерацию детства».
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Суть этого закона заключается в том, что нельзя научить ребёнка, просто показав ему какое-то действие и предложив этим заниматься. Это касается любой активности. Нельзя по-настоящему научить ребёнка ни просьбой, ни приказами. Можно научить его, только какое-то время выполняя нужное задание вместе с ребёнком.
Стандарт детства
«Стандарт дошкольного образования - это стандарт особого типа, стандарт поддержки разнообразия детства», - с этого начал свое выступление на круглом столе в РИА Новости Александр Асмолов.
По его мнению, самый большой риск – превратить жизнь детского сада в урочную жизнь: "Не ребенок должен готовиться к школе, а школа к ребенку».
По мнению директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяны Волосовец, большинство современных детей с 3-4 лет перегружены академическими знаниями, что ведет к неврозам в подростковом возрасте.
"Родители хотят видеть своего ребенка академиком, отправляют его учить английский, заниматься музыкой и так далее, у ребенка даже не остается силёнок поиграть", — утверждает Татьяна Волосовец.
«Современные дети перестали играть в традиционные игры», - заявил директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Эксперты убеждены: чтобы этого не произошло, необходимо вернуть игру в дошкольное образование и никакого тестирования и аттестации на выходе из детского сада не должно быть. Детство – это про другое.
Гарантии
Принципиальная позиция разработчиков стандарта дошкольного образования состоит в том, что он должен описывать гарантии государства.
Например, в стандарте, в частности, необходимо учесть гарантии получения качественной услуги дошкольного образования каждым ребенком от 1,5 до 7 лет. Как решили проблему доступности дошкольного образования в отсутствии стандарт в Перми, рассказала начальник Департамента образования администрации города Людмила Гаджиева: «С 2008 года разработан норматив стоимости услуги дошкольного образования. Когда мы его разрабатывали, мы поняли, сколько стоит воспитание одного ребенка, и нашли механизмы передачи этого норматива не только в муниципальную сеть, но и в негосударственную сеть, создавая все условия для ее развития». Схема выглядит так: 20 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 7 лет ходят в муниципальные детские сады, а 26,5 тыс., которые не могут либо не хотят получать услугу в муниципальных садах, получают денежную выплату в размере норматива услуги (порядка 5 тыс. рублей в месяц) и могут выбирать, куда им отдать ребенка – в частный детский сад или в группы кратковременного пребывания. Таким образом, по мнению Людмилы Гаджиевой, обеспечивается разнообразие форм дошкольного образования, потому что каждый представитель услуги конкурирует за ребенка. С ней согласилась и Анжела Невежина, заведующая детского сада «Дашенька» из Улан-Удэ: «Стандарт должен обозначить обязательства государства перед ребенком, родителями, обществом на поддержку разнообразия детства». Это значит, что необходимо заложить финансовые приоритеты, которые войдут в структуру расчета норматива на обеспечение условий доступности дошкольного образования. «Мы ожидаем стандарт, который обеспечит условия для полноценного проживания ребенка в детском саду», - объяснила Анжела Невежина.
Основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС
дошкольного образования
Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как ...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Я. С. Выготский)
Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Я. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, Я И. Божович, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу)
Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову)
Качество дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...
Работаем по ФГОС дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан н...
Соответствие работы дошкольной образовательной организации новым планируемым результатам, определённым ФГОС дошкольного образования"
Презентация опыта работы заместителя заведующего по УВР Падалка А.В. об организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ д/с №9, а также организации работы ДОУ в соответствии с планир...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Проведение мастер-класса в подготовительной группе детского сада "Подсолнушек"...
«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...