Обеспечение индивидуального развития детей с ОВЗ посредством организации малоформатного детского сада
материал на тему
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи на территории Шебекинского района совершенствуются имеющиеся и внедряются альтернативные формы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._tarasova.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Шебекинского района
Обеспечение индивидуального развития детей с ОВЗ посредством организации малоформатного детского сада
Подготовила:
Тарасова Лидия Дмитриевна,
заведующий МАДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад № 6 г. Шебекино»
г. Шебекино
2014 год
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи на территории Шебекинского района совершенствуются имеющиеся и внедряются альтернативные формы дошкольного образования.
Малоформатный детский сад – это одна из вариативных форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, коррекцию недостатков в психическом развитии детей в небольшом коллективе.
Малоформатный детский сад «Лучик» в городе Шебекино представляет собой дошкольную группу, которую посещают 10 детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. Данное учреждение расположено в отдельном помещении (в муниципальной квартире многоэтажного жилого дома) и является структурным подразделением МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Шебекино Белгородской области» - группой компенсирующей направленности.
Целью организации малоформатного детского сада
– является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования и подготовка к успешному обучению в общеобразовательном учреждении.
Основными задачами функционирования малоформатного детского сада «Лучик» являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
- воспитание у детей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание комплексной консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), имеющим детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии, по вопросам их воспитания, обучения и развития;
- содействие ранней профилактике преодоления различных отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников;
- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
В малоформатном детском саду организована квалифицированная работа с детьми по коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольное образование детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой учреждения, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и условий ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников в возрасте 5 - 7 лет.
С воспитанниками работает квалифицированный педагогический персонал – воспитатель, имеющий опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речевого развития, учитель-логопед, педагог-психолог.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы является групповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность, которая проводится по общеразвивающим и коррекционным программам дошкольной образовательной организации.
Коррекционная непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с режимом дня и моделью образовательной деятельности, принятой на педагогическом совете. Продолжительность индивидуальной непосредственно образовательной деятельности составляет 15-20 минут. Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность проводится не менее трех раз в неделю. Продолжительность групповой непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет 20-25 минут.
Ежедневно во второй половине дня в малоформатном детском саду проводится групповая непосредственно образовательная деятельность по заданию учителя-логопеда.
Программа проведения фронтальных занятий в малоформатном детском саду предполагает включение в основную общеобразовательную программу дошкольного образования модулей из специальных коррекционно-развивающих программ, которые направлены на индивидуальную работу и работу в малых группах.
Кроме этого в образовательную программу малоформатного детского сада введены специализированные развивающие программы: программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова), Программа и технология обогащения двигательной активностью детей «Играйте на здоровье» (Л.Н. Волошина), Программа обучения плаванию в детском саду.
Малоформатный детский сад «Лучик» работает в режиме полного дня. Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом особенностей и возможностей детей и включает разнообразные формы работы.
В течение дня в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности дети посещают в основном здании «Центра развития ребенка – детского сада № 6 г. Шебекино» музыкальный зал, спортивный зал, бассейн. Также совместно с другими детьми они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, организованных работниками учреждения.
Перед педагогами данного учреждения стоит задача создать условия, в которых ребенок сможет самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. При этом предлагаются задания различного уровня сложности, а также дополнительные игры и упражнения с учетом индивидуальных программ обучения.
В названной модели гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении, и педагоги используют те виды коммуникации или творчества, которые интересны и доступны каждому из участников группы.
Главное условие эффективной работы данной формы детского сада – это равноправное партнерство специалистов и родителей. Педагоги группы стараются установить доверительные отношения с родителями и близкими каждого ребенка, включить их в работу группы.
Педагоги малоформатного детского сада оказывают помощь родителям в вопросах воспитания, развития и коррекции детей дошкольного возраста с целью определения уровня развития ребенка, содействия родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи. Для этого организуются индивидуальные и групповые консультации, семинары, открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы.
Консультативная помощь родителям строится на индивидуальных рекомендациях по организации коррекционно-развивающего обучения в условиях семьи, проведению лечебно-оздоровительных мероприятий для каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния.
Взаимодействие с родителями, воспитывающим детей с особенностями в развитии – это еще и обучение родителей, так как никакие усилия специалистов не будут эффективными, если они не поняты и не поддержаны в семье.
Для осуществления образовательной деятельности малоформатного детского сада созданы необходимые условия для его работы.
Оборудована и благоустроена игровая площадка для детей в соответствии с требованиями СанПиН и безопасности к организации образовательного процесса с детьми.
Созданы условия для нахождения детей в режиме полного дня малоформатном детском саду «Лучик».
Предметно-развивающая среда, созданная в группе, естественна и комфортна, насыщена разнообразными сенсорными и игровыми материалами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, независимо от их возможностей.
Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в малоформатном детском саду «Лучик» помогает повысить уровень всестороннего, индивидуального личностного развития каждого ребенка и обеспечить равные стартовые возможности при подготовке детей к обучению в школе.
Таким образом, создание такой вариативной формы, как малоформатный детский сад в отдельно стоящем здании и являющееся структурным подразделением муниципальной дошкольной образовательной организации, имеет свои преимущества:
- организация дошкольного образования в таком учреждении не требует больших финансовых затрат на его создание и содержание;
- высвобождение мест в типовом детском саду, что позволило увеличить охват детей, желающих получать услуги дошкольного образования;
- увеличение охвата услугами дошкольного образования детей, имеющих нарушения в развитии не открывая дополнительно группы.
Создание еще такой вариативной формы, как малоформатный детский сад в отдельно стоящем здании и являющееся структурным подразделением муниципальной дошкольной образовательной организации остается у нас в планах на будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.
Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....
Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...
«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...
«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Детский альбом П.И.Чайковский»
форма работы музыкального руководителя по теме самообразования на год...
Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Казимбекова Эльнара ДжамидиновнаОрганизация:ГБДОУ д/с 119 Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-ПетербургСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робот...
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 5-6 лет в группе детского сада.
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от приори...