«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»
консультация (младшая группа) на тему
Известно, что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Росинка»,
г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»
Выполнила: Воспитатель 1 кв. категории
МДОУ №1 «Росинка»
Царегородцева И.П.
г. Козьмодемьянск
Январь 2014 г.
Известно, что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.
Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.
Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?
• Цвет является значимым свойством объектов окружающего
мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка,
позволяет ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг
к другу. Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди пару пуговиц одинакового цвета!».
• Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью
ребенок закрепляет знание геометрических фигур.
- При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы.
- Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
- В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко - близко - рядом, справа - слева, сверху - снизу, внутри - снаружи, спереди - сзади).
Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие осязания, ребенок 1 учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук.
Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.
Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться. Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.
Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.
Путешествие в Пуговичную страну
Конспект занятия для детей 3-го года обучения
Цель. Продолжать обучение элементарным трудовым навыкам в процессе закрепления умения выполнять действия с пуговицами.
Задачи. Образовательные: активизировать речь (проговаривание и договаривание песенок, потешек); обогащать словарь (цветок, рыба, лошадка, пуговица, одежда, ателье); расширять представления детей о профессиях (рыбак, портной, музыкант, художник, садовод); закреплять понятия «много-мало», знания об основных цветах и оттенках, умение пользоваться красками и ритмично наносить тычками мазки по контрольной линии. Коррекционные: развивать внимание, восприятие, воображение, мелкую и общую моторику, тактильную чувствительность, координацию движений пальцев рук, зрительно-двигательную координацию; формировать навыки снятия эмоционального напряжения; закреплять умение группировать однородные предметы по цвету, ориентироваться на цвет методом сличения предметов. Воспитательные: развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения; воспитывать усидчивость, внимательность (умение не отвлекаясь следовать поставленной задаче), отзывчивость, желание помогать другим.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр, настольных игр и упражнений с пуговицами. Застегивание и расстегивание пуговиц на предметах одежды. Изготовление бус и эмблем из пуговиц на каждого участника. Прослушивание музыкальных произведений.
Материал. Пуговицы разного размера и цвета; рыбки из пуговиц, удочки, лошадки, стойло (игрушки); пять больших пуговиц из картона; сюрпризы-игрушки; предметы одежды; коробка, тазик, наполненный пуговицами, дорожка из пуговиц, краска, тычки, бумага, мольберт; магнитофон.
Последовательность работы
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. Куда? В некотором царстве, некотором государстве находится Пуговичная страна. Там живут люди разных профессий, они нуждаются в нашей помощи. Вы хотите им помочь? А на чем мы туда отправимся? Послушайте, что это за шум? (Слышится фонограмма цоканья копыт.) Ой, да это же лошадки скачут! Покажите язычком, как они это делают.
Дети цокают языком, подражая топоту копыт лошадей.
Воспитатель. Давайте отправимся путешествовать на лошадках!
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок,
Я копытами стучу.
Если хочешь, прокачу!
Вот и лошадки, садитесь на них верхом. Поскакали в Пуговичную страну! (Звучит музыка.) Вот мы и приехали. Сколько вокруг чудес! Здесь все из пуговиц. Давайте поставим лошадок в стойло, а сами пойдем пешком.
В гостях у Музыканта
Воспитатель. Послушайте! Музыка... Кто-то сидит за столом и играет на каком-то музыкальном инструменте. Здравствуйте! А вы кто?
Музыкант. Я - Музыкант. Я слышала, что вы хотите помочь жителям нашей страны. Думаю, это смогут сделать дети с сильными, ловкими, крепкими пальцами. Ваши пальчики такие? У меня есть необычный инструмент, который состоит из пуговиц. Когда я нажимаю на него пальцами, звучит прекрасная музыка. Хотите сами поиграть?
Игра «Веселое пианино».
Музыкант. Молодцы! Хорошо играли! Красивая музыка звучала! Наши жители стали веселее трудиться. За это я вам подарю красивую пуговицу (дарит большую зеленую пуговицу).
Дети. Спасибо!
Воспитатель. Отправляемся дальше.
В гостях у Садовода
Воспитатель. Посмотрите, здесь кто-то копает землю. Здравствуйте, а что вы делаете?
Садовод. Я - Садовод, выращиваю цветы. Я долго копал землю, очень устал... Вы мне не поможете посадить цветы?
Воспитатель. Конечно, с удовольствием поможем! Вы покажете, как это делать?
Игра «Украсим клумбу цветами!».
Дети сажают цветы из пуговиц одного цвета (первый ребенок сажает белый цветок, второй - красный цветок, третий - синий цветок и т.д.).
Садовод. Спасибо, вы мне помогли! Смотрите, какая красивая полянка получилась! За это я вам подарю красивую пуговицу (дарит большую красную пуговицу).
Воспитатель. Пойдем дальше. Смотрите, какая необычная дорожка здоровья! Давайте пройдем по ней.
Дети проходят по дорожке, изготовленной из восьми квадратов, на которые пришиты мелкие предметы разной фактуры, в том числе пуговицы.
В гостях у Рыбака
Воспитатель. Посмотрите, это озеро, а кто на берегу сидит? Здравствуйте! Вы кто?
Рыбак. Я - Рыбак, я ловлю рыбу. Сегодня жду в гости друзей, хочу угостить их ухой, а рыбы наловил мало. Может, вы мне поможете?
Воспитатель. Хотите помочь рыбаку? Усаживайтесь вокруг озера, посмотрите, как он закидывает удочку в воду и ловит рыбку. (Рыбак показывает.) А теперь возьмите удочки и постарайтесь наловить как можно больше рыбы.
Рыбак. Спасибо, выручили меня, много наловили рыбы! Теперь я смогу угостить своих друзей. За это дарю вам красивую пуговицу (дарит большую белую пуговицу).
Воспитатель. Спасибо, Рыбак, а мы пойдем дальше.
В гостях у Портного
Воспитатель. А здесь, оказывается, есть и ателье, где шьют одежду. Давайте зайдем в ателье и посмотрим, кто там работает? Здравствуйте! Вы кто?
Портной. Я - Портной, шью одежду для детей. Посмотрите, сколько одежды я сшил! Хочу подарить одежду маленьким детям. Но никак не успеваю, на одежде надо застегнуть все пуговицы и аккуратно сложить в коробку-посылку.
Воспитатель. Не переживайте, наши ребята вам помогут!
На столе разложены предметы одежды с пуговицами.
Игра «Помоги собрать посылку!».
Портной. Спасибо! Вы мне очень помогли, за это я вам подарю красивую пуговицу (дарит большую синюю пуговицу).
Воспитатель. Спасибо! А мы пойдем дальше.
В гостях у Художника
Воспитатель. Посмотрите: кто это стоит у мольберта? Что он делает? Здравствуйте! Вы кто?
Художник. Я - Художник, очень люблю рисовать. Хотите, чтобы я вас научил рисовать? Посмотрите, как я могу превратить пуговицу в солнышко. У солнышка много лучиков, и один я не смогу нарисовать столько. Вы мне поможете?
На середине белого листа изображена желтая пуговица с прорисованными карандашом линиями. Дети тычками поочередно рисуют по линии лучики, оживляют солнышко.
Художник. Молодцы! Хорошо рисовали! Я вам подарю красивую пуговицу (дарит большую желтую пуговицу).
Воспитатель. Спасибо! Мы с вами сегодня были в гостях у Музыканта, Садовода, Рыбака, Портного, Художника и стали хорошими помощниками. За это они подарили вам много разноцветных пуговиц. Давайте отдохнем и станцуем с ними!
Танец (произвольный) с пуговицами.
Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу, но в каждом сказочном путешествии всегда бывают сюрпризы. В этой волшебной коробке каждый найдет для себя сюрприз.
Сюрпризный момент. В коробке, наполненной пуговицами, дети находят игрушки.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие... Пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с жителями Пуговичной страны, а нам надо торопиться.
Дети садятся на лошадок и возвращаются в детский сад.
Используемая литература
- Кинзянова Ж.В. Сенсомоторное развитие. Волгоград: Учитель, 2011.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2007.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики и сенсорикис помощью пуговиц...
Презентация "Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц"
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.Играя с пуговицами разного цвета, разной форм...
Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала.
По мнению В.А Сухомлинского: "Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...
"Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала."
Статья о развитии мелкой моторики....
Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала для детей второй младшей группы
статья на тему о пользе сыпучего материала для развития мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала.
quot;Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала"...
Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц
Известно,что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.Играя с пуговицами раз...