"Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи"
методическая разработка по теме
Тематический контроль по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_proverka_po_razvitiyu_rechi.doc | 121 КБ |
spravka_tematicheskogo_kontrolya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический контроль
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детский сад №10
Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи»
2014г.
План тематического контроля
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи;
- средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.
График проведения тематического контроля
Дата посещения занятия | Группа, Ф.И.О. воспитателя |
25.11.2014 | Группа выравнивания (Боркунова Г.А.) |
26.11.2014 | Подготовительная группа (Нестеренко И.А.) |
2 младшая группа (Любинская Л.М.) | |
27.11.2014 | Разновозрастная гр. (Фомина И.А.) |
Средняя группа А (Донских М.Ю.) | |
28.11.2014 | Группа выравнивания (Быкова Е.Н.) |
01.12.2014 | Старшая группа (Бражкина С.И.) |
02.12.2014 | |
03.12.2014 | Подготовительная гр. (Черепанова О.А.) |
Средняя гр.Б (Тексакалиди Н.В.) | |
04.12.2014 | Средняя А (Шершнева Е.Н.) |
Разновозрастная (Бутузова С.Н.) | |
05.12.2014 | 1 младшая (Шанина Е.Я.) |
- Проверка планов воспитательно-образовательной работы
- Анализ предметно-развивающей среды в группах и наглядной информации для родителей
№ п\п | Направление работы | Предлагаемые рабочие материалы |
1 | Обследование уровня речи детей |
|
2 | Оценка профессиональных умений воспитателя |
|
3 | Оценка создания условий в группе |
|
4 | Оценка планирования работы |
|
5 | Анкетирование родителей о значении развитие речи в полноценном развитии ребёнка |
|
Карта анализа занятия
Тема:________________________________________________________________________________ Дата проведению_________________ Возрастная группа___________________________________ Количество детей____________________________________ ФИО воспитателя____________________________________ Начало занятия____________________ Окончание занятия______________________ | |||||
Критерии оценки работы воспитателя на занятии | Уровень оценки | ||||
3 | 2 | 1 | |||
Деятельность педагога на занятии | Умение творчески использовать готовые конспекты занятий ( вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей) | ||||
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры | |||||
Подготовка к занятию | Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала. | ||||
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы) | |||||
Выполнение санитарно-гигиенических требований | Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток) | ||||
Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами | |||||
Смена поз детей в течение занятия | |||||
Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т.д) | |||||
Соответствии длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам |
Деятельность педагога на занятии | Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм. | |||
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.) | ||||
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия | ||||
Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и.т.д.) | ||||
Индивидуальная работа с детьми | ||||
Деятельность детей на занятии | Оценка работы детей на занятии, качество оценки | |||
Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии | ||||
Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач | ||||
Усвоение детьми программного содержания | ||||
Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии | ||||
Положительное в ходе занятия: | ||||
Выводы: |
Оценочный лист
«Создание условий в группах для развития речи детей»
Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды | Возрастные группы | |||||
I младшая группа | II младшая групп а | Средняя группа | Старшая группа | Подгот. группа | Рановозр. ЗПР | |
Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков | ||||||
Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений | ||||||
Дидактические и настольно-печатные игры по речевому развитию | ||||||
Пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры | ||||||
Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши | ||||||
Модели, схемы, пиктограммы | ||||||
Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок | ||||||
Куклы и игрушки для различных видов театра | ||||||
Артикуляционная гимнастика в картинках | ||||||
Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям | ||||||
Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей | ||||||
Портреты писателей | ||||||
Организация тематических выставок писателей и поэтов | ||||||
Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам | ||||||
Книги, знакомящие с культурой и историей русского народа | ||||||
Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях | ||||||
Книги, которые дети приносят из дома | ||||||
Справочная и познавательная литература, детские журналы | ||||||
Книжки-раскраски, книжки-самоделки | ||||||
Аудио-и CD –диски для прослушивания |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Направления воспитательно-образовательной работы | Возрастные группы | ||||
1-2младшая группа | Средняя группа | Старшая Подгот. группа | Разновозрастная зпр | ||
Планирование занятий | Словарная работа | ||||
Воспитание звуковой культуры речи | |||||
Формирование грамматического строя речи | |||||
Формирование связной речи и рассказывания | |||||
Воспитание любви и интереса к художественному слову | |||||
Планирование работы вне занятий | Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме | ||||
Дидактические игры | |||||
Загадывание загадок, придумывание загадок | |||||
Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы | |||||
Самостоятельная художественная речевая деятельность | |||||
Досуги, развлечения | |||||
Работа с материалами книжного уголка | |||||
Работа с семьёй | |||||
Выводы, предложения по каждой возрастной группе: |
Анкета для родителей
«Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»
- Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?
- Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду
- Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
- Развивать у детей речь;
- Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
- Развивать мышление, память, внимание, воображение?
- Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность?
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?
- Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?
- Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес
- Какие книги есть у Вас дома?
- Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?
- В вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас
- Информация отсутствует;
- Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
- Информация есть, но крайне скудная;
- Я не обращаю на неё внимания;
- Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
- Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
- Наглядная информация интересно и полезна для меня.
- Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития вашего ребёнка?
Предварительный просмотр:
Справка по итогам тематического контроля
в МБДОУ детский сад №10 г.Алейска
«Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи ».
На основании годового плана МБДОУ д/с №10 и приказа № ____ от___________ г. с 25 ноября по 5 декабря 2014г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.
При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют «Программу воспитания и обучения в д/с» под ред. М.А.Васильевой.
В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в них прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических и подвижных играх. Недостаточно уделено внимание сюжетно-ролевым играм, досугам и развлечениям, ни в одной группе в планах не прослеживается работа с родителями по развитию речевых способностей детей, на что следует уделить особое внимание.
Воспитателями возрастных групп подробно расписаны наблюдения как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезки времени: за падающим снегом, птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, связанными с уменьшением светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста – ставиться акцент на установление детьми причинно-следственных связей, на формирование умений делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой природе.
В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры, работа в уголке природы, беседы о приметах зимы, использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи –заучивание стихов, песен, потешек, беседы в утренний и вечерний отрезок времени.
В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Эстетично оформлены картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; в уголках театрализации подобраны атрибуты и маски для постановок сказок; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи:
1- работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом;
2- специальная НОД по развитию речи;
педагоги активно применяют различные приемы развития речи:
- опора на реальные объекты,
- опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации, на словесные образцы.
Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др.), организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных объектах), активно применяются словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модули.
Во время просмотра итоговых занятий, отмечались полные ответы детей, показаны системные знания по данному разделу.
Не во всех группах есть информация для родителей по развитию активного словаря у детей.
ВЫВОД: организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей удовлетворительная.
В группах созданы оптимальные условия для речевого развития дошкольников, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе, модулей, схем, картотек.
Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.
З.У.Н. детей по разделу «Развитие речи» соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям.
Рекомендации:
1.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;
активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов, проведение речедвигательной гимнастики «Шаг к слову» с использованием степов.
(стр.55-56 №12\2011г. ж. «Ст.восп-ль».
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры.
Рекомендовать данные игры и упражнения родителям (стр.27-28 №1/2011г, стр.44-51 №12г.\2011г. ж. «Ст.восп-ль»)
Ответственные: воспитатели групп
Срок постоянно
3.Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
Ответственные: воспитатели групп
Срок постоянно
4. Учителю –логопеду организовывать и проводить практикумы для воспитателей ежемесяно.
Ответственный: учитель-логопед Подкопаева В.Ф.
Составила: зам.заведующего Некрасова Ю.А.
Аналитическая справка по результатам тематического контроля
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
1. Название. Состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
2. Цель. Выяснить состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
3. Сроки проведения. С 18 по 22 ноября 2013г.
4. План тематического контроля.
1. Диагностика детей по теме контроля.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя:
-анализ проведения занятия
-опрос воспитателей
3. Планирование работы:
-проверка планирования по разделу «Развитие речи»
4. Создание условий:
-анализ ПРС
5. Работа с родителями по данной проблеме:
-анализ наглядной информации для родителей в группе
-анкетирование родителей
6. Материалы тематического контроля:
-диагностические карты по развитию связной речи детей дош. возр.
-опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»
-карта проверки плана по разделу «Развитие речи»
-протокол обследования ПРС по развитию речи
-карта анализа занятия по развитию речи
-сводный анализ анкетирования родителей
5. Анализ результатов тематического контроля.
1. Уровень развития связной речи детей младшей, средней, подготовительной групп определили на открытых занятиях. Диагностику детей старшей группы проводила учитель-логопед. Результаты: 72% детей имеют средний уровень развития связной речи, 28% - низкий.
Рекомендации: воспитателю старшей группы планировать фронтальную и индивидуальную работу по развитию связной речи чаще, использовать в работе более эффективные методы и приемы по этому направлению.
2. Опрос воспитателей по разделу «Развитие речи» показал, что все педагоги уверенно ориентируются по данной теме, но не учитывают некоторые нюансы и как следствие допускают неточности в формулировках. Не все воспитатели знают цель развития речи детей в дошкольном возрасте (формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, перечисляют не все направления работы по развитию речи в ДОУ. Хотя каждый четко определил задачи по направлениям.
Рекомендации: сделать «Работу над ошибками» - каждому педагогу исправить в своем листе опроса неверные ответы.
- Анализ занятий. Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В младшей группе дети 4го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, пересказывали часть сказки последовательно, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ, опираясь на схему. Дети подготовительной к школе группы продемонстрировали высокий уровень умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Вывод: развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы «От рождения до школы» образовательной области «Коммуникация». Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.
Рекомендации: продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы.
3. Планирование во всех группах ведется по блочному типу, на неделю. Воспитатели обр. обл. «Коммуникация» планируют утром, вечером и на прогулке. В достаточном объеме планируются дидактические игры, но индивидуальная работа по развитию связной речи планируется не систематично.
Рекомендация: планировать индивидуальную работу по развитию связной речи систематично.
4. Создание условий. Анализ предметно-развивающей среды выявил, что не в каждой группе с должным вниманием относятся к созданию условий для развития речи детей. В ясельной группе недостаточно худ. литер., иллюстраций по темам занятий, оборудование для театрал. деятельности имеется, но не применяется. В младшей группе нет ширмы, фланелеграфа, полочки для выставок книг. В средней также не имеется ширмы, фланелеграфа, театрализованные игры одного вида. В старшей группе нет фланелеграфа, ширмы, театрализованных игр. Наиболее благополучное положение в подгот. гр., в которой имеется все для развития речи детей.
Рекомендации: воспитателям мл, сред, стар. групп приобрести фланелеграфы и ширмы. Восп. яс. гр. дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, в книжный уголок - худ. лит. по возрасту, нескольких авторов, но разных издательств. А также обновить театр. игры. Восп. мл. гр. приобрести полку для выставок в книжный уголок, дополнить книжный уголок худ. лит., восп. сред гр. дополнить виды театра, актуализировать дид. игры по развитию речи. Восп. стар. гр. пересмотреть содержание книжного и театрализованного уголка. Всем воспитателям приобрести материалы о художниках - иллюстраторах детских книг.
5. Работа с родителями. Отдельно нужно отметить наличие наглядной информации для родителей: если она и имеется, то не выставлена, хотя проводится тематический контроль по развитию речи.
Анкетирование родителей. Всего приняли участие 43 родителя.
98% родителей считают, что развитие речи ребенка соответствует возрасту, 2% (1 ответ) – не соответствует.
Беспокоит в развитие речи детей: звукопроизношение - 67%, неумение отвечать на вопросы - 12%, бедный словарный запас - 9%, вообще ничего не беспокоит - 12%. Читают сказки ребенку: ежедневно - 63%, по выходным – 21%, изредка - 14%, вообще не читают - 2%. Книг в семье: достаточное количество – 88%, недостаточное -12%. Все 100% родителей считают, что развивать речь ребенку дошкольного возраста нужно. Развивать речь ребенка дошкольного возраста должны: родители - 46, 5% родители+воспитатели+логопед - 32, 5%. С просьбой проконсультироваться по вопросу развития речи ребенка, не приходилось обращаться- 77%, обращались и им помогли- 14%, нет, но планируют обратиться – 9%.
В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы. Родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою приоритетную роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия. Но практически все родители считают, что достаточно правильного звукопроизношения и ребенок уже не нуждается в дальнейшем становлении речи. Родители плохо осведомлены о нормах речи, т. к. в данное время подавляющееся большинство детей имеют различные нарушения речи, а по данным опроса 98% родителей считают речевое развитие детей как соответствующее возрасту.
Рекомендации: воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах.
Рекомендации:
1. Сделать «Работу над ошибками» - каждому педагогу исправить в своем листе опроса неверные ответы.
2. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы. Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.
3. Планировать индивидуальную работу по развитию связной речи систематично. Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.
4. Воспитателям мл, сред, стар. групп приобрести фланелеграфы и ширмы. Восп. яс. гр. дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, в книжный уголок - худ. лит. по возрасту, нескольких авторов, но разных издательств. А также обновить театр. игры. Восп. мл. гр. приобрести полку для выставок в книжный уголок, дополнить книжный уголок худ. лит. восп. сред гр. дополнить виды театра, актуализировать дид. игры по развитию речи. Восп. стар. гр. пересмотреть содержание книжного и театрализованного уголка. Всем воспитателям приобрести материалы о художниках - иллюстраторах детских книг. Срок: 1 месяц. Ответственные: воспитатели.
5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах. Срок: 1 месяц. Ответственные: воспитатели.
Информационно-аналитическая справка
по итогам тематического контроля
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду по развитию речи детей: средствами обследования воспитательно-образовательного процесса; установить качество реализации образовательной программы по разделу речевое развитие; выявить причины и факторы, определяющие качество работы по речевому развитию
Методы контроля: беседы с участниками образовательного процесса, наблюдение за речевой активностью детей в игровой деятельности, анализ планирования, изучение предметно-развивающей среды.
Для обследования уровня развития речи детей была использована схема составленная по методике О.С. Ушаковой. Были проверены владение словарем, грамматика, фонетика, умение рассказывать стихи, знание пословиц и поговорок. В результате было установлено, что у 70 % детей достаточный словарный запас, соответствующий своему возрасту, 52 % детей владеют грамматическим строем, у 60 % фонетика соответствует возрастному уровню, у 75 % достаточно развита связная речь, 100 % детей умеют рассказывать стихи, называют пословицы, поговорки.
Видно, что большой процент дошкольников имеет проблемы в речевом развитии. В младшем дошкольном возрасте у 35 % детей имеются проблемы с пониманием слов, близких и противоположных по смыслу, а так же разных значений многозначных слов. У 55 % старших дошкольников имеются трудности с пониманием и употреблением разных значений многозначных слов. 40 % старших дошкольников испытывают трудности с подбором антонимов и синонимов к заданным словам.
Анализ знаний детей грамматической стороны речи показал, что 40 % младших дошкольников не умеют правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении, 65 % детей не умеют составлять предложения разных типов. У старших дошкольников 55 % не всегда правильно согласовывают существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, согласовывать существительное с числительным, 40 % испытывают затруднения с образованием форм родительного падежа (зайчат, жеребят), 60 % не могут правильно образовывать формы повелительного наклонения (спрячься, потанцуй) и сослагательного наклонения (искал бы).
40 % младших дошкольников не произносят правильно в соответствии с возрастом звуки родного языка, 30 % затрудняются в нахождении слов, сходных и различных по звучанию, 50 % не умеют правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами. У старших дошкольников 30 % детей затрудняются с дифференцированием звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р, 70 % с трудом различают твердые и мягкие звуки, 50 % с трудом подбирают слова и фразы, сходные по звучанию.
40 % детей старшего дошкольного возраста умеют развивать сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания.
В ходе контроля было организовано посещение занятий в различных возрастных группах. Было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия.
Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться высокого уровня усвоения ими материала. На занятиях организована работа над звукопроизношением на достаточном и допустимом уровнях, развитие связной речи на допустимом уровне, работа по активизации словаря на допустимом уровне, работа по развитию грамматического строя речи на достаточном и допустимом уровнях.
Однако, речевая плотность занятия низкая во всех возрастных группах. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).
В ходе контроля были проверены рабочие программы, с целью установления уровня планирования непосредственной образовательной и нерегламентированной совместной деятельности с детьми по речевому развитию. Непосредственно образовательная деятельность запланирована в полном объеме, соответствует возрастным особенностям детей, охватывает все компоненты речевого развития в соответствии с программным содержанием образовательной области «коммуникация». Для закрепления полученных знаний в совместной деятельности планируются дидактические игры на развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя и др. В нерегламентированной деятельности планируется работа по загадыванию загадок, организации общения с детьми по интересным для них темам. Запланированы досуги, викторины, интеллектуальные игры. В календарных планах педагогов регулярно планируется индивидуальная работа с детьми по речевому развитию. Можно рекомендовать включить в рабочие программы работу по словотворчеству, самостоятельную художественно-речевую деятельность.
Важное значение, для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп. Развитию речи способствуют имеющиеся во всех группах книжные уголки, уголки ряжения, различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх, уголки науки, природы, сенсорные уголки и т.д. где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений. В группах педагогами собраны подборки стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям. Имеются доступные детям дидактические и настольно-печатные игры. Для проведения занятий имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить в полном объеме непосредственно-образовательную деятельность. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы во всех группах имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.
Однако педагогами не достаточно используется развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Организуют взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду организована воспитательно-образовательная работа по речевому развитию детей дошкольного возраста. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи. В деском саду ухудшились условия для индивидуальной работы с детьми (не стало учителя-логопеда). Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера в отдельных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно-образовательного процесса направленного на познавательно-речевое развитие дошкольников
Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечива...
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Сан Пин 11 пункт...
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....
Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....
Семинар «Организация воспитательно-образовательной работы ДОУ по нравственно-патриотическому развитию детей через поиск новых форм работы с социумом».
Материал к семинару по патриотическому воспитанию...
«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....
Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в период коронавирусной инфекции.
Детские сады должны начать работу на втором этапе выхода из режима самоизоляции. Этапы снятия ограничений каждый регион определит самостоятельно по ситуации. Если ваш детский сад находи...