Конспект РМО педагогов дошкольного образования
методическая разработка на тему

       Демидова Елена Владимировна

Конспект РМО педагогов дошкольного образования "Региональный компонент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mo_2.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      «Детский сад «Сказка»

     

ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО                  ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ          ДОШКОЛЬНОГО     ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                     Провёл:

                                                                     Руководитель МО

                                                                     Е.В. Демидова

                                           Ст.  Обливская,

                                                   2014г.

Цель: повышение уровня практических и теоритических знаний педагогов дошкольного образования по региональному компоненту.

Задачи:

1. Проанализировать и обобщить опыт работы педагогов.

2. Развивать творческий потенциал педагогов, поддерживать их интерес к поиску новых эффективных форм.

3. Обменяться педагогическим опытом работы педагогов дошкольного образования.

Повестка заседания методического объединения:

1. «Педагогический тренинг» - руководитель МО Демидова Е.В.;

2.  Видео - НОД: «Осенняя сказка» - воспитатель Свищёва Т.Л., Александровская нш – филиал ММДОУ «Леоновская СОШ»;

3. Обобщение педагогического опыта: «Использование регионального компонента в музыкальном воспитании детей» - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Енова Н.А.;

4. Мастер - класс: «Сюжетно –дидактические игры в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» - воспитатель филиал «Лучик» МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Гамберова О.Г.;

5. Педагогические ситуации – руководитель МО Демидова Е.В.

6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Будяну Н.В.;

6. Обсуждение и подведение итогов заседания методического объединения;

7. Разное.

Ход: Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем  заседании методического объединения. И сегодня мне бы хотелось открыть наше первое в этом учебном году методическое объединение стихотворением Федора Ивановича Тютчева "Нам не дано предугадать"

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить.

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.

      В наших  дошкольных учреждениях для детей и педагогов создаются все условия для работы по региональному компоненту.

В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие.

1.В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о чём? (о семье, семейных и родственных отношениях).

2.В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение чего? (личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.)

3. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о чём? (разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов).

Вопрос:        

1.С какого возраста прививается любовь к родному городу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы? (с младшего возраста.)

2.В каких видах деятельности ? ( в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе поездок в лес.)

3. Альбомы:  «Моя семья», «Наш детский сад» с учетом физиологических особенностей детей  наиболее актуальный для какого возраста?( в младшей и средней группе )

4. «Достопримечательности станицы», «Наш край» и др. (старшие группы)

5. Чему способствует  развивающая среда? (обогащению детских представлений,  развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на перспективах развития ребенка).

Таким образом, работа педагогического коллектива, проводимая в системе, помогает понять и осознать древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого  народа. Именно такой представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма. Всё чаще педагоги включают проектную деятельность в реализацию регионального компонента. 

6. Что является итогом проектов? (является создание презентаций,  фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.)

Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.

В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций  дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно,  с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.

2. А сейчас я хочу вам представить опыт работы воспитателя Татьяны Леонидовны Свищёвой по использованию региональных компонентов Александровского детского сада в интегрированной НОД «Осенняя сказка» (просмотр, обсуждение) 

 3.  Во всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии. С вами поделиться опытом работы по теме «»муз.руководитель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Наталья Александровна Енова.

 Небольшая разминка.

Упражнение «Шеренга» (5 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по росту, в порядке возрастания. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по первой букве в имени в алфавитном порядке.

 4. Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном образовании. Игры подразделяются на:

-развивающие игры

-обучающие игры

-игры-экспериментирования, диагностирования

-игры-забавы

-компьютерные диагностические игры.

Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим.

Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются в связи с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. В некоторых случаях можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Поэтому педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия.  Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов. Например, в игре в “Почту ” можно спросить, почему нет тех или иных газет, или как лучше упаковать сумку почтальона, расположить периодическую печать, в каких местах разгружается корреспонденция, как организовать сортировку и как нужно их пересчитывать и т.д. Воображаемая ситуация, преобразует предметную деятельность ребенка в игровую с помощью дидактического материала. В сюжетно-дидактических играх: «Овощная база», «Супермаркет», «Хлебозавод», «Кондитерская фабрика», «Газетный киоск», «Вагонное депо», «Автопарк» применяются математические знания, полученные на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности. Ольга Евгеньевна Гамберова воспитатель детского сада «Лучик» поделится опытом «Сюжетно –дидактические игры в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», проведёт с педагогами мастер класс.

5. Семья является главным источником народных традиций. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их. (Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)

1-я ситуация.

Воспитатель просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?

3-я ситуация.

Воспитатель пригласил всех родителей на родительское собрание, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Родительское собрание пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем? 

4 – я ситуация.

Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта? 
5 –я ситуация.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем? 
6 –я ситуация.

 В список для представления на Доску Почета администрация ДОУ выдвинула молодого специалиста (активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта? 

6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» с вами проведёт воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Будяну Н.В.

 Педагоги разбиваются на 2 команды (жетоны 2 цветов): «Матрешки» и «Дымковские игрушки».

 Разминка: Определи жанр устного народного творчества

«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)

« Стенка, стенка, потолок.

 Два окошка, дверь,

 Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)

 «Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше» (поговорка)

« Мы на масленой неделе

 Праздник не нарушили,

 Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!» (частушка)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

  Позавтракать было совсем уж собралась,

 Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

 Разгадывание кроссвордов:

 По горизонтали:

2. «Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлама)

3. Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел)

5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева. (Богородское)

7. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)

9. Характер построения узора. (Композиция)

По вертикали:

  1. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит)

4 . Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека)

6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково)

7. «Бело-синее чуд». (Гжель)

8. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор)

Чёрная шкатулка 

  Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.

 Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.

 Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль.  Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске.  Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5см. (спички)

 Загадки на тему «Предметы русской старины».

 Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)

Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)

 В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)

 Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)

 Что бы это значило?

 Задание: Одна команда говорит старинное слово, а  вторая должна определить его  значение

 Разболакаться – раздеваться  

Комонь – лошадь, конь  

Зрелки-зрелые ягоды

 Долонь-ладонь  

 Браная-узорчатая (ткань)

 Година - ясная, хорошая погода

 Важко – тяжело, тяжко

 Вьялица – вьюга

 Супостатка - соперница

 Порный - сильный, здоровый

И в завершении нашей встречи я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).  Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на нашей встречи  нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу. Творческих всем успехов!

 Следующее заседание РМО состоится  в феврале месяце. Тема «Приобщение к духовным ценностям средствами фольклора» - Лобачевский ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...