Конспект РМО педагогов дошкольного образования
методическая разработка на тему
Конспект РМО педагогов дошкольного образования "Региональный компонент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mo_2.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Провёл:
Руководитель МО
Е.В. Демидова
Ст. Обливская,
2014г.
Цель: повышение уровня практических и теоритических знаний педагогов дошкольного образования по региональному компоненту.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить опыт работы педагогов.
2. Развивать творческий потенциал педагогов, поддерживать их интерес к поиску новых эффективных форм.
3. Обменяться педагогическим опытом работы педагогов дошкольного образования.
Повестка заседания методического объединения:
1. «Педагогический тренинг» - руководитель МО Демидова Е.В.;
2. Видео - НОД: «Осенняя сказка» - воспитатель Свищёва Т.Л., Александровская нш – филиал ММДОУ «Леоновская СОШ»;
3. Обобщение педагогического опыта: «Использование регионального компонента в музыкальном воспитании детей» - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Енова Н.А.;
4. Мастер - класс: «Сюжетно –дидактические игры в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» - воспитатель филиал «Лучик» МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Гамберова О.Г.;
5. Педагогические ситуации – руководитель МО Демидова Е.В.
6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Будяну Н.В.;
6. Обсуждение и подведение итогов заседания методического объединения;
7. Разное.
Ход: Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем заседании методического объединения. И сегодня мне бы хотелось открыть наше первое в этом учебном году методическое объединение стихотворением Федора Ивановича Тютчева "Нам не дано предугадать"
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.
В наших дошкольных учреждениях для детей и педагогов создаются все условия для работы по региональному компоненту.
В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие.
1.В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о чём? (о семье, семейных и родственных отношениях).
2.В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение чего? (личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.)
3. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о чём? (разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов).
Вопрос:
1.С какого возраста прививается любовь к родному городу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы? (с младшего возраста.)
2.В каких видах деятельности ? ( в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе поездок в лес.)
3. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад» с учетом физиологических особенностей детей наиболее актуальный для какого возраста?( в младшей и средней группе )
4. «Достопримечательности станицы», «Наш край» и др. (старшие группы)
5. Чему способствует развивающая среда? (обогащению детских представлений, развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на перспективах развития ребенка).
Таким образом, работа педагогического коллектива, проводимая в системе, помогает понять и осознать древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого народа. Именно такой представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма. Всё чаще педагоги включают проектную деятельность в реализацию регионального компонента.
6. Что является итогом проектов? (является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.)
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.
В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.
2. А сейчас я хочу вам представить опыт работы воспитателя Татьяны Леонидовны Свищёвой по использованию региональных компонентов Александровского детского сада в интегрированной НОД «Осенняя сказка» (просмотр, обсуждение)
3. Во всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии. С вами поделиться опытом работы по теме «»муз.руководитель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Наталья Александровна Енова.
Небольшая разминка.
Упражнение «Шеренга» (5 мин.)
Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.
Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен.
Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по росту, в порядке возрастания. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по первой букве в имени в алфавитном порядке.
4. Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном образовании. Игры подразделяются на:
-развивающие игры
-обучающие игры
-игры-экспериментирования, диагностирования
-игры-забавы
-компьютерные диагностические игры.
Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим.
Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются в связи с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. В некоторых случаях можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Поэтому педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия. Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов. Например, в игре в “Почту ” можно спросить, почему нет тех или иных газет, или как лучше упаковать сумку почтальона, расположить периодическую печать, в каких местах разгружается корреспонденция, как организовать сортировку и как нужно их пересчитывать и т.д. Воображаемая ситуация, преобразует предметную деятельность ребенка в игровую с помощью дидактического материала. В сюжетно-дидактических играх: «Овощная база», «Супермаркет», «Хлебозавод», «Кондитерская фабрика», «Газетный киоск», «Вагонное депо», «Автопарк» применяются математические знания, полученные на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности. Ольга Евгеньевна Гамберова воспитатель детского сада «Лучик» поделится опытом «Сюжетно –дидактические игры в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», проведёт с педагогами мастер класс.
5. Семья является главным источником народных традиций. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их. (Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)
1-я ситуация.
Воспитатель просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация.
Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?
3-я ситуация.
Воспитатель пригласил всех родителей на родительское собрание, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Родительское собрание пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
4 – я ситуация.
Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?
5 –я ситуация.
Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
6 –я ситуация.
В список для представления на Доску Почета администрация ДОУ выдвинула молодого специалиста (активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?
6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» с вами проведёт воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Будяну Н.В.
Педагоги разбиваются на 2 команды (жетоны 2 цветов): «Матрешки» и «Дымковские игрушки».
Разминка: Определи жанр устного народного творчества
«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)
« Стенка, стенка, потолок.
Два окошка, дверь,
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)
«Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше» (поговорка)
« Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!» (частушка)
«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)
Разгадывание кроссвордов:
По горизонтали:
2. «Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлама)
3. Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел)
5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева. (Богородское)
7. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)
9. Характер построения узора. (Композиция)
По вертикали:
- Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит)
4 . Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека)
6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково)
7. «Бело-синее чуд». (Гжель)
8. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор)
Чёрная шкатулка
Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.
Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.
Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5см. (спички)
Загадки на тему «Предметы русской старины».
Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)
Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)
В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)
Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)
Что бы это значило?
Задание: Одна команда говорит старинное слово, а вторая должна определить его значение
Разболакаться – раздеваться
Комонь – лошадь, конь
Зрелки-зрелые ягоды
Долонь-ладонь
Браная-узорчатая (ткань)
Година - ясная, хорошая погода
Важко – тяжело, тяжко
Вьялица – вьюга
Супостатка - соперница
Порный - сильный, здоровый
И в завершении нашей встречи я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на нашей встречи нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу. Творческих всем успехов!
Следующее заседание РМО состоится в феврале месяце. Тема «Приобщение к духовным ценностям средствами фольклора» - Лобачевский ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....
Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?
Публичное выступление....
Памятка для начинающего воспитателя «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Необходимые навыки и качества педагога дошкольного образования...
Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....
Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»
Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...
Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...