ДОУ как институт защиты прав детей
материал на тему

Землянская Вера Николаевна

Выступление на РМО воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 Петровский детский сад

Павловского муниципального района Воронежской области

                               Выступление на РМО

  «ДОУ как институт защиты прав детей»

                                          Подготовила: Землянская В.Н.,

                ст. воспитатель ДОУ

        13.12.2013 г.


Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Поговорим о социально-правовом направлении данной работы.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»,- констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год — в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959год- Декларация прав ребенка.

1989 год — Конвенция о правах ребенка.

1990 год — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр  прав человека.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

В Российской Федерации тоже  принят целый ряд законодательных актов.

  • В первую очередь –это конечно Конституция РФ, которая защищает права всех граждан своей страны и детей в том числе. Кроме того, принят ряд документов направленных на защиту именно подрастающего поколения страны.
  • Семейный кодекс РФ (1996 г.) - оговаривает, что родители не в праве причинить вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.
  • ·Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства.
  • Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государство и в настоящее время продолжает законодательную работу в области охраны детства . 1 июня 2012 г. президентом страны В.Путиным подписан Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.», что говорит о важности и своевременности решения данного вопроса в стране.  

 

В соответствии с Законом “Об образовании”, в Уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка.

В Профессиональном стандарте педагога , принятом в октябре 2013г. Среди документов, которые обязательно должен знать и выполнять педагог в образовательной организации названа Конвенция о правах ребенка.

Говоря о психолого-педагогическом направлении работы по охране детства, следует помнить, что  защиту ребенка следует осуществлять , начиная с детского сада, поскольку именно он, как первая ступень в сфере образования, призван осуществлять защиту прав и интересов детей, а также гарантировать их социальную безопасность.

ДОУ как один из субъектов защиты детей в соответствии с установленными нормами международного и российского законодательства реализует в полном объеме права

  • охрана жизни и здоровья;
  • уважение личности и защита ее достоинства;
  • потребностей и интересов как самих детей, так и их родителей;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и медицинских услуг;
  • удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; и др.

Однако, проанализировав наиболее значимые социальные проблемы, суще-ствующие в российском социуме, возникает вполне закономерный вопрос: в каких случаях необходимо осуществлять защиту детей? Считаем, что защиту прав и интересов детей дошкольного возраста необходимо осуществлять:

•        в ситуациях жестокого обращения с детьми, в том числе при психическом и физическом насилии, покушении на половую неприкосновенность;

•        в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей (родители пренебрегают основными нуждами ребенка; не обеспечивают регулярного питания, соответствующего его возрастным особенностям; не соблюдают режим дня; нет постельных принадлежностей одежды, обуви, предметов элементарной гигиены);

•        если уход за ребенком и воспитание постоянно осуществляет бабушка (дедушка), особенно когда родители длительное время отсутствуют и не посещают детский сад (не присутствуют на родительских собраниях, утренниках и т.д.);

•        если ребенок длительное время не посещает дошкольное учреждение, а родители не предоставляют в ДОУ документ, разъясняющий причины его отсутствия;

•        в случае прихода за ребенком одного из родителей или обоих родителей в нетрезвом состоянии;

•        при отсутствии средств к существованию (родители не работают и не имеют иных доходов);

•        в случае вовлечения детей в занятие бродяжничеством или попрошайничеством и т.д

Для осуществления и координации  данной  работы по выявлению неблагополучных семей , оказания содействия органам опеки и попечительства в нашем детском саду назначен общественный инспектор по охране прав детства.

Для придания официального статуса инспектору в детском саду издан приказ о назначении инспектора, разработано Положение о общественном инспекторе, разработана должностная инструкция общественного инструктора, им составлен план работы . Далее были составлены социальные паспорта групп и всего ДОУ.

На основе анализа анкет , на основе наблюдений воспитателей был составлен Банк данных о неблагополучных семьях ДОУ.

Для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей, необходимо использовать такую форму работы, как посещение семьи на дому. Данная форма работы решает не только диагностические, но и предупредительно-профилактические задачи. При этом следует помнить: какая бы ситуация ни складывалась в семье, необходимо оставить о себе хорошее впечатление. Для этого следует сначала поговорить на отвлеченные темы (о самочувствии каждого члена семьи, домашних животных и т.д.), после чего обсудить причину прихода в семью.

Посещение семьи на дому позволяет изучить ряд важных вопросов:

  • жилищно-бытовые условия;
  • режим дня ребенка, наличие/отсутствие детской зоны;
  • воспитательная позиция семьи;
  • отношение родителей к ребенку и т.д.

При  реализации данного метода необходимо соблюдение ряда этических принципов: самоопределения, добровольности, конфиденциальности, действия в интересах семьи. Кроме того, посещение семьи требует от специалистов деликатности, исключающей поспешность. Следует помнить: малейшая недоработка любого рода - и члены семьи, остро нуждающиеся в помощи, не смогут войти в контакт, не захотят быть откровенными, и мы не узнаем о ситуации, сложившейся в этой семье.

Во время беседы следует поинтересоваться, нуждается ли семья в какой либо помощи, и предложить сотрудничество.

По результатам посещения на дому составляется акт обследования жилищно-бытовых условий.

При необходимости , если выявлено, что ребенок находится в экстремальной или в социально-опасной ситуации, оформляется сигнальная карточка в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Говоря о соблюдении прав ребенка в дошкольном учреждении хочется остановиться на еще одном вопросе, особенно актуальном в свете того, что создаются сайты детских садов.

Сопровождая свои материалы фотографиями своих воспитанников, всегда ли вы помните о некоторых юридических тонкостях?

 Гражданский кодекс РФ Статья 152.1.

Охрана изображения гражданина Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. В случаях с детьми , требуется согласие его родителей или опекунов .

Существуют оговорки, когда данное разрешение не требуется. Но, не смотря на то, что большинство родителей только рады возможности «засветиться» для их ребенка, но не стоит забывать о том, что взгляды, убеждения, вероисповедание родителей наших воспитанников могут быть различными. Для гарантированного избавления от последующих проблем лучше брать письменное разрешение на публикацию фото- и видеоматериалов.

Чтобы, мы, воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, мы должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с ознакомлением старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка и совместной работой с родителями по правовому воспитанию детей. Эффективным в этой связи является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение, а также беседы, консультации с родителями. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

Закончить свое выступление хотелось бы вот таким стихотворением:

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой, прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будьте строгой,

И сердца нежного ростки

Рукою жёсткою не трогай.

Доверчивы глаза детей.

И ангелы хранят их души,

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

ни от обид,ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце своё открой.

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с семьями по проблеме защиты прав детей (подготовительная группа)

Различные формы работы с семьей проводимые в системе и последовательно в течении года в подготовительной к школе группе,  наиболее полно помогут расскрыть проблему прав защиты детей....

Статья "ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ"

Статья для педагогов и родителей. Опубликована в информационно-аналитическом вестнике "Образование в Магаданской области" № 14, 2011 год, стр. 101. В статье раскрыты основные направления соблюдения и ...

План работы МБДОУ в рамках декады "Защита прав детей"

В материале представлен план работы педагогического коллектива по защите прав детей по 5 блокам. А так же картотека методической и художественной литературы, анкета для родителей по данной теме....

Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

итоговое занятие по теме "Права детей"...

Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

итоговое занятие по теме "Права детей"...

Основные права детей. Защита прав детей.

Основные права детей. Защита прав детей....

Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка»

Право – это совокупность, установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к об...