Формы использования ИКТ – технологий в системе работы ДОУ.
статья на тему
В статье представлен опыт работы МАДОУ – ЦРР - детский сад № 366 «Самоцветы» по внедрению информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях и со всеми участниками образовательных отношений. Автор даёт ответы на вопросы: какие категории ИКТ используются в ДОУ, как внедряют и используют эти технологии, как педагоги организуют работу с применением ИКТ и каким образом организовано повышение их квалификации, какую роль в процессе играют родители, почему и как нам следует создавать и поддерживать партнерские отношения между ними и учреждением, какие иные функции выполняют ИКТ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talanova_e_v_formy_ispolzovaniya_ikt_-_tekhnologiy_v_sisteme_raboty_dou.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Таланова Елена Викторовна
педагог-психолог МАДОУ-ЦРР-
детский сад № 366 «Самоцветы»
Формы использования ИКТ – технологий в системе работы ДОУ.
В статье представлен опыт работы МАДОУ – ЦРР - детский сад № 366 «Самоцветы» по внедрению информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях и со всеми участниками образовательных отношений. Автор даёт ответы на вопросы: какие категории ИКТ используются в ДОУ, как внедряют и используют эти технологии, как педагоги организуют работу с применением ИКТ и каким образом организовано повышение их квалификации, какую роль в процессе играют родители, почему и как нам следует создавать и поддерживать партнерские отношения между ними и учреждением, какие иные функции выполняют ИКТ в ДОУ.
ИКТ в контексте образования, часто воспринимают с двух сторон: технологии как средство обмена информацией и технологии как средство создания чего-то. Как указывает С. Паперт, образование также имеет два аспекта, один из них можно назвать информационным или инструктивным (приобретение информации и навыков), а другой — конструктивным (он обеспечивает созидание, открытие, построение знаний). Хотя оба аспекта одинаково важны, конструктивный аспект иногда недооценивают. Поэтому все больше и больше исследователей понятию ИКТ предпочитают термин «цифровые технологии», стремясь подчеркнуть необходимость баланса между информационным и конструктивным аспектами их внедрения в образование (в термине ИКТ, очевидно, представлен только первый аспект). Таким образом, можно толковать ИКТ в широком и сбалансированном смысле, охватывающем и информационный, и конструктивный аспекты, и использовать понятия «ИКТ» и «цифровые технологии» как синонимы.
Аналогичным образом следует рассматривать умение пользоваться ИКТ в столь же широком и сбалансированном смысле, как навыки, необходимые для правильного, безопасного и эффективного использования цифровых технологий для учения и познания, и применять этот термин как синоним часто используемого понятия «цифровая грамотность».
Цифровая грамотность - понятие охватывает знания, навыки и понимание, необходимые для должного, безопасного и эффективного использования цифровых технологий в целях обучения и познания в профессиональной деятельности педагогов и в повседневной частной жизни. Цифровая грамотность - это совокупность умений, позволяющая: успешно прибегать к разным цифровым инструментам для удовлетворения личных потребностей и персонального развития; использовать ИКТ для успешного решения задач и проблем в цифровой среде; выбирать и применять подходящие технологии для поиска, обработки, использования, распространения или создания информации; критически оценивать и анализировать информацию, полученную из цифровых источников; понимать социальные последствия, возникающие в цифровом мире (в том числе вопросы безопасности, неприкосновенности частной жизни и этических последствий).
Таким образом педагоги ДОУ:
- работают в поисковых системах;
- распространяют свой опыт работы по средствам ведения личного мини сайта, сайта ДОУ, размещают свои научно-практические статьи и рабочие материалы в сети Интернет;
- планируют работу и заполняют рабочую программу в цифровом формате;
- участвуют в дистанционных конкурсах, онлайн и заочных конференциях и семинарах, вебинарах;
- создают цифровые образовательные ресурсы;
- проходят дистанционные курсы повышения квалификации;
- участвуют в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «1сентября».
Общероссийский проект «Школа цифрового века» разработан в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.
Все педагоги, искренне заинтересованы в вовлечении родителей в процесс интеграции ИКТ. Они стремятся установить настоящие партнерские отношения с родителями и приветствуют их участие в образовательных программах. Мы знаем, что процесс не может быть успешным без активной поддержки и участия родителей.
Родители воспитанников имеют возможность:
- получать оперативную информацию о ДОУ с сайта учреждения;
- знакомиться с рекомендациями педагогов и специалистов ДОУ в области воспитания, обучения и развития детей разного возраста;
- участвовать в работе интерактивного клуба «Мудрый родитель»;
- знакомиться с фото и видеоотчётами о жизни группы, которую посещает их ребёнок;
- создавать детско-родительские проекты с использованием ИКТ технологий.
Сегодня нам трудно представить образовательное учреждение (любого уровня), в котором не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в ДОУ. Естественно, мы замечаем, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным. Многие педагоги уверены, что ИКТ могут помочь детям в получении необходимых компетентностей еще до того, как они пойдут в школу. И владение ими в свою очередь будут являться и одной из мер профилактики школьной дезадаптации.
Для организации работы с детьми ДОУ оснащено интерактивной доской, мультимедийным оборудованием, компьютерами, фото и видео техникой, МФУ, компьютерными обучающими, коррекционными и диагностическими программами. Всё это позволяет педагогам на более высоком уровне организовывать образовательную работу.
В ДОУ разработан авторский проект интеграции информационно-коммуникационных технологий в систему работы педагога-психолога «Познакомьтесь это - Я, а это мир вокруг меня». Цель проекта: Интеграция информационно-коммуникационных технологий в психолого-педагогическую систему работы дошкольного образования и с целью развития личности и формирования успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В завершении можно сделать вывод, что XXI век, диктует нам новые, постоянно развивающиеся технологии. Компьютерная грамотность педагога на сегодняшний день должна быть гораздо выше, чем степень уверенного пользователя ПК. Возможности использования в своей работе сети Интернет, различных образовательных, коррекционных и диагностических программ позволяют не только повысить свой потенциал, но и расширяют возможности педагогической деятельности в целом. Мы видим, что в современный детский сад приходят дети нового «информационного» поколения. Дома, в семье они легко осваивают компьютер, ноутбук, планшет и многие другие гаджеты. Поэтому детский сад должен работать на достаточно высоком современном уровне и быть насыщен не только современной техникой, но и современными педагогами.
Используемая литература
- Васильева Е.А. «Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника», Управление дошкольным образовательным учреждением №9, 2011
- Иван Калош Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М. 2011
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. М.:НИИ школьных технологий, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий по системе А.С.Валявскогог в работе с детьми - логопатами
В статье использованы вопросы игровых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - логопатами....
"Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя"
В консультации "Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя" показано, как в дошкольных учреждениях можно использовать логопедические технологии для улучшения ре...
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...
Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника
На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...
Формы использования ИКТ – технологий в системе работы ДОУ.
В статье представлен опыт работы по внедрению информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях и со всеми участниками образовательных отношений. Автор даёт ответы на вопросы: какие катег...
План работы по самообразованию Тема: «Использование фитнес-технологий в системе физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ»
Цель:1.Совершенствование своего профессионального уровня с учетом ФГОС.2.Повышение качества занятий по физической культуре.3.Формирование комплекта дидактических материалов.4.Фо...
Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.
Опыт работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР через использование игровых технологий....