Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя".
методическая разработка на тему
Данная консультация раскрывает особенности написания рабочей программы воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_sostavleniyu_rabochey_programmy_vospitatelya.docx | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:
«1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.
На основе анализа педагогической практики и методических рекомендаций для учителей школ нами были разработаны примерные рекомендации по разработке рабочей программы воспитателя, которые мы вам предлагаем. Данный материал вы вправе оценить и использовать как опыт работы.
Форма написания рабочей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, разработанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.
Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО в пункт 2.9 и 2.10. (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»
Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации, авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).
В соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:
- Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
- Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
- Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
- Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Примерные структурные элементы рабочей программы.
Титульный лист (Приложение № 1).
Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:
- возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;
- цель (с учетом требований ФГОС ДО);
- задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО);
- срок реализации;
- основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);
- ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)
Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)
Данный раздел — составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.
В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)
Содержание программы (текст или таблица)
В данном разделе представляются режим дня, учебный план, расписание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Планируемые результаты освоения программы
Условия реализации рабочей программы:
- материально-техническое оснащение;
- учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски, дидактический материал, документация).
Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:
- конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности;
- описание игр и игровых упражнений;
- сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
- сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;
- визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.
Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.
Приложение № 1
Приложение № 2
Направление работы | Задачи реализации | Прогнозируемые результаты |
физическое развитие | ||
социально-коммуникативное развитие; | ||
познавательное развитие; | ||
речевое развитие; | ||
художественно-эстетическое развитие; |
Приложение № 3
Комплексно-тематическое планирование
Примерное содержание работы по теме: «…»
группа; период
Задачи:
Направления развития | познавательное | социально-коммуникативное | речевое | Художественно-эстетическое | Физическое развитие | |
Виды деятельности | Подвижные игры «Три пингвина»,…(1) где (1) ссылка на источник, который будет указан в списке литератур. | |||||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | ||||||
Взаимодействие с семьей |
Материал подготовлен на основании:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ);
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";
Список литературы:
- Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Кодачигова Ю. В. Образовательная программа детского сада. М., 2011.
- Авторская программа. Методические рекомендации по разработке программ Ильдар Латыпов, к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901514
- Микляева Н. В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Микляева Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы: Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы/ под ред. Т. В. Цветковой - М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Санкт-Петербургская ака...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателей ДОО
Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в с...
«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ. Прежде чем...
Методическая разработка для воспитателей «Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО».
В помощь воспитателям....
Консультация для воспитателей МБДОУ №98 : «Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО».
Консультация для воспитателей МБДОУ №98 : «Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО»....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника. Новая модель ...
Рекомендации по составлению рабочей программы воспитателя ДОО
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.Новая модель предполагает составление рабоч...
Комментарии
Татьяна
Жанна, спасибо Вам большое за структуру написания рабочей программы.