Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя".
методическая разработка на тему

Оксана Александровна Билько

Данная консультация раскрывает особенности написания рабочей программы воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»

Закон «Об образовании в Российской Федерации»  ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

«1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

На основе анализа педагогической практики и методических рекомендаций для учителей школ нами были разработаны примерные рекомендации по разработке рабочей программы воспитателя, которые мы вам предлагаем. Данный материал вы вправе оценить и использовать как опыт работы.

Форма написания рабочей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, разработанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса  в соответствии с  ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО  в пункт 2.9 и 2.10.  (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации,  авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11,  2.11.1, 2.11.2., 2.11.3  (раздел II) ФГОС ДО:

  1. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
  2. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
  3. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
  4. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист (Приложение № 1).

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

  • возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;
  • цель (с учетом требований ФГОС ДО);
  • задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО);
  • срок реализации;
  • основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);
  • ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, расписание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

  • материально-техническое оснащение;
  • учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски,  дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности;
  • описание игр и игровых упражнений;
  • сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;
  • визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Приложение № 1

Название образовательной организации

Принято:

Педагогическим советом

Протокол №___  от_______________

Утверждено:

Приказом

от                                года  №                                                                                                             ___________________ ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

первая младшая групп

(2 - 3 года)

срок реализации 1 год.

        

Составитель /Разработчик программы

Фамилия, имя, отчество,

Квалификация __________________

Педагогический стаж ____________

                                Эксперт программы: /указать организацию,

 ФИО, должность

_____год

20__г.


Приложение № 2

Направление работы

Задачи реализации

Прогнозируемые результаты

физическое развитие

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

Приложение № 3

Комплексно-тематическое планирование

Примерное содержание работы по теме: «…»

группа; период

Задачи:

Направления

развития

познавательное

социально-коммуникативное

речевое

Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Виды

деятельности

Подвижные игры

«Три пингвина»,…(1)

где (1) ссылка на источник, который будет указан в списке литератур.

Создание

условий для самостоятельной

деятельности

детей

Взаимодействие с семьей


Материал подготовлен на основании:

  1. Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ);
  2. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  3. Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

Список литературы:

  1. Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Кодачигова Ю. В. Образовательная программа детского сада. М., 2011.
  3. Авторская программа. Методические рекомендации по разработке программ Ильдар Латыпов, к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901514
  4. Микляева Н. В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Микляева Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы: Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы/ под ред. Т. В. Цветковой - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  6. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования    Санкт-Петербургская ака...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателей ДОО

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в с...

«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»

   В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.    Прежде чем...

Консультация для воспитателей МБДОУ №98 : «Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО».

Консультация для воспитателей МБДОУ №98  : «Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО»....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника.  Новая модель ...

Рекомендации по составлению рабочей программы воспитателя ДОО

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.Новая модель предполагает составление рабоч...


 

Комментарии

Кайнова Татьяна Викторовна

Жанна, спасибо Вам большое за структуру написания рабочей программы.