Плановый контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
презентация к уроку на тему
Требования к осуществлению внутреннего контроля, варианты материалов оперативного и тематического контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planovyy_kontrol_vospitatelno-obrazovatelnogo_protsessa_v_dou.pptx | 113.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативные акты ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в российской федерации» статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (ОО) 3. К компетенции ОО в установленной сфере деятельности относятся: 13) Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Приказ Министерства образования и науки России от 14.06.2013 года №462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией». Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"
Методическая литература Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М, 2003 Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно - диагностическая функция. М, 2004 Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. М, 2004 Голицына Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. М, 2006 Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М, 2010
Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений*: Контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход образовательного процесса, управлять им. Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за выполнение своих обязанностей . _______________________________________________________________________________________________ *О.А. Скоролупова Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном учреждении. – М. 2003
______________________________________________________________________________________________________________________________________ По определению М.В. Корепановой контроль образовательного процесса относится к внутреннему виду контроля. Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказания каждому воспитателю конкретной помощи. К осуществлению контроля в ДОУ предъявляются следующие требования : В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение. Необходимо проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами. Действенность контроля зависит от его своевременности. Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.
Единая система контроля* всех направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ: Контроль необходимо планировать : тщательно намечать цели, конкретизировать задачи; отобрать содержание в соответствии с представленными задачами; выбрать формы и методы его проведения; определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль и их взаимодействие; распределить полномочия и ответственность каждого. После контроля должно происходить гласное подведение итогов. Предполагаемый результат: Выявление отклонений в деятельности ДОУ и принятие управленческих решений, направленных на устранение недостатков, для дальнейшего развития. ______________________________________________________________________________________________ *К.Ю. Белая Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М. 2003
Контроль воспитательно-образовательного процесса . Месяц . Оперативный, предупредительный. Тематический. Мониторинг (диагностика) Творческие отчеты, смотры-конкурсы. Сентябрь 1. Педагогическое проектирование работы на год. 2. Ведение документации. 3. Организация сезонного труда в природе. 1. Готовность групп к новому учебному году. 1. Мониторинг состояния здоровья детей. 2. Комплексная педагогическая диагностика 1. Творческая самопрезентация: Итоги летней оздоровительной работы Октябрь 1. Результаты комплексной педагогической диагностики. 2. Соблюдение режима дня. 3. Эффективность утренней гимнастики 1.Собеседование по темам самообразования педагогов. 1. I этап конкурса «Игра и игрушки» Ноябрь 1. Организация питания в группах. 2. Осуществление системы закаливания 3. Подготовка к Совету педагогов. 1. Организация и эффективность работы по развитию игровой деятельности дошкольников в МДОУ 1. Заключительный этап конкурса «Игра и игрушки» Плановый контроль в ДОУ осуществляется на основе годового плана работы, где предусматриваются виды контроля в табличном варианте.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________В книге «Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция» М., 2003г. К.Ю. Белая предлагает примерные вопросы для систематического контроля, перечень вопросов для оперативного контроля. Оперативный контроль направлен на изучение информации о ходе и результатах педагогического процесса. Все вопросы, выносимые на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам заранее в конце каждого месяца. Таблица с вопросами контроля вывешивается на методический стенд. Этим обеспечивается гласность контроля. Практика показывает рациональность использования табличных вариантов оперативного контроля, предложенных К.Ю. Белой, О.А. Скоролуповой или карт наблюдений, разработанных Н.В. Корепановой , И.А. Липчанской . Компьютерный вариант таблиц позволяет при необходимости легко внести в них коррективы и использовать в течение нескольких лет.
Оперативный контроль в МКДОУ №____ дата__________________ «ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ» № Вопросы на контроле Возрастные группы №1 №2 № 3 №4 №5 №6 Дата контроля: 29.09.13 1 Табель посещаемости 2 Тетрадь закаливания 3 Тетрадь приема детей (группа раннего возраста) 4 Сетка стула (группа раннего возраста) 5 Тетрадь для протоколов родительских собраний. 6 Сведения о родителях 7 Календарный план работы 7.1 Планирование на неделю + + +/- + + + 7.2 Планирование на день + - высокий уровень; - достаточный уровень; - низкий уровень
Административный контроль в МКДОУ №_______ ___________________ «РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ» Уровень 2 младшая средняя старшая Подготовит. физическое развитие Обследовано детей 15 19 16 21 Высокий 5 - 1 2 Выше сред. 6 5 14 11 Средний 4 10 1 8 Ниже сред. - 4 - - Низкий - - - -
Административный контроль в МКДОУ №______ __________________ «ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ» Уровень 2 младшая средняя старшая Подготовит. физическое развитие Ниже сред. С. Полина С. Семен Т.Даниил Б. Дамира Низкий Административный контроль в МДОУ №___ ____________________ «ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ» Административный контроль проведен с целью выяснения состояния готовности воспитанников детского сада к освоению образовательной программы, организации педагогами ДОУ планирования индивидуально-дифференцированной работы с детьми, имеющими пониженный уровень. Выводы и рекомендации: С учетом рекомендаций сдать материалы диагностики 09.10.__ Ст. воспитатель _____________________ С результатами проверки педагоги ознакомлены персонально 04.10.20__г . (подписи) 09.10.___ Повторный контроль Выполнены рекомендации воспитателями
Тематический контроль проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане работы. Чтобы контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу. 1. Постановка целей тематического контроля. Необходимо четко представлять какие результаты должны быть получены по итогам контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением воспитательно-образовательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укрепления связей с родителями и т.д. От этого зависит постановка целей и задач контроля. 2. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предыдущие годы. От того, насколько продуманным и содержательным будет план тематического контроля, зависит глубина изучения вопроса. К.Ю. Белая предлагает пять блоков для изучения: выявление уровня ЗУН воспитанности детей; оценка профессиональных умений воспитателей; создание условий; система планирования работы, взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме. Для каждого блока определяется диагностическая методика, подбираются или составляются таблицы, схемы для фиксирования результатов контроля, что экономит время и облегчает их обработку. Для того чтобы четко спланировать тематическую проверку по времени, составляется график. Подготовленный план и график контроля за две недели до начала проверки, представляется воспитателям, разъясняется, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, каково значение данного контроля для совершенствования работы детского сада. 3. Подведение итогов контроля. После изучения отдельных, заранее определенных вопросов, результаты каждого анализируются. Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе групп по изучаемому вопросу. Итоги тематического контроля оформляются в виде справки. В содержании справки представляются материалы по всем пяти блокам, обозначенным в плане контроля.
Тематический контроль Тема: «Организация непосредственно образовательной деятельности в детском саду» Цель: Оценка эффективности организации непосредственно образовательной деятельности в МКДОУ детском саду №24. Изучение уровня готовности педагогов к работе с учетом ФГТ. Задачи : Оценить уровень профессионального мастерства воспитателя. Определить правильность выбора методов и приемов работы с детьми, их эффективность. Оценить факторы и условия, влияющие на качество воспитательно-образовательного процесса. Сроки проведения: 15-23 марта 2012г.
Направление работы Методика проведения Оценка профессиональных умений воспитателя. 1. Видеозапись занятий во всех группах МКДОУ в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы. 2. Самоанализ занятия педагогом с учетом его видеозаписи. 3. Анализ занятия, собеседование с воспитателями. Деятельность детей на занятии 1. Анализ деятельности детей на занятии. Планирование работы 1 Проверка планирования занятий, предварительной и последующей работы с детьми, индивидуальной работы. Создание условий для воспитания и обучения детей в группе, в методическом кабинете, в учреждении. 1 Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания при подготовке и организации занятия. 2 Эффективность созданных условий для организации самостоятельной деятельности детей по закреплению программного материала занятия. Взаимодействие с родителями 1 Анкетирование родителей. 2 Анализ наглядной информации для родителей в группе, в МДОУ, за его пределами. 3 Проверка планирования взаимодействия с семьей по теме занятия.
График тематического контроля День недели Возрастная группа 15-16. 03.12 Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Гр. раннего возраста Проверка календарных планов воспитательно-образовательной работы в возрастных группах Конструирование / II п. дня Познаватель-ное / II п. дня I младшая 1. Подготовка к математике II младшая/ Старшая Развитие речи / II п. дня 2. Познава-тельное 1. занятие Средняя 1. Математика 2. Познава -тельное Подготови -тельная 2. ИЗО 1. Познава-тельное
Тематический контроль в МКДОУ № ______________ ____ Картограмма¹ оценок педагогического мастерства воспитателя и детей на занятии Возрастная группа __________________________ Воспитатель ____________________ Тема, вид занятия Воспитатель Уровень Дети Уровень I блок. Умение ставить цель и планировать деятельность 1 Ставить цели и задачи при планировании занятия 1 Понимать и принимать задачи занятия 2 Отбирать содержание материала для проведения занятия в соответствии с задачами программы и возрастом детей 2. Воспринимать и присваивать информацию (содержание занятия) 3 Отбирать дидактический материал, пособия 3 Работать с дидактическим материалом, пособиями 4 Планировать содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности детей, методы и приемы обучения в соответствии с целями и задачами 4 Планировать свою деятельность в последовательности, предложенной воспитателем. II блок. Умение эффективно организовывать деятельность 5 Эффективно организовывать свою деятельность во времени в соответствии с целями и задачами 5 Организовывать свою деятельность в отведенное время 6 Эффективная организация рабочего мета для проведения занятия 6 Культура деятельности детей на занятии 7 Учет санитарно-гигиенических и психологических условий 7 Эмоциональное и психологическое состояние в процессе занятия. 8 Провести самоанализ и самооценку своей деятельности на занятии 8 Оценить свою деятельность и ее результаты 9 Провести анализ и оценку деятельности детей, их эмоциональное и психологическое состояние в процессе занятия 9 Умение оценить и сформулировать, что новое и интересное узнали на занятии Средний балл Средний балл Рекомендации: Проверяющий:_______________________ Воспитатель __________________ _____________________________________________________________________________________ ¹ К.Ю. Белая Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.- М. 2004, с. 37
Тематический контроль в МКДОУ № _____________ _ . Картограмма¹ оценок педагогического мастерства воспитателей на занятии (Итоговая таблица) Воспитатель Квалификационная категория Сред ний балл Вопросы для изучения I блок. Умение ставить цель и планировать деятельность 1 Ставить цели и задачи при планировании занятия 2 Отбирать содержание материала для проведения занятия в соответствии с задачами программы и возрастом детей 3 Отбирать дидактический материал, пособия 4 Планировать содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности детей, методы и приемы обучения в соответствии с целями и задачами II блок. Умение эффективно организовывать деятельность 5 Эффективно организовывать свою деятельность во времени в соответствии с целями и задачами 6 Эффективная организация рабочего мета для проведения занятия 7 Учет санитарно-гигиенических и психологических условий 8 Провести самоанализ и самооценку своей деятельности на занятии 9 Провести анализ и оценку деятельности детей, их эмоциональное и психологическое состояние в процессе занятия
Тематический контроль в МКДОУ № _________________________ Результаты проверки календарных планов, наблюдений, опросов. Вопросы на контроле Возрастные группы №1 №2 №3 № 4 №5 №6 Дата проверки Планирование занятий Тематика занятия Методическое пособие, его автор. Карточка занятия, № Связь тематики этого занятия с предыдущим Предварительная работа к занятию с детьми Беседы, рассказы воспитателя Рассматривание альбомов, открыток, книг Чтение художественной литературы Наблюдение Игры дидактические (Д), сюжетно-ролевые(С). Индивидуальная работа с детьми Последующая работа после занятия Связь тематики запланированного занятия с последующими занятиями Возможность продолжить детьми деятельность, начатую на занятии. Оформление выставок детского творчества Игры дидактические (Д), сюжетно-ролевые(С). Размещение альбомов, открыток, книг в ПРС группы для самостоятельной деятельности детей. Индивидуальная работа с детьми Взаимодействие с семьей Размещение материалов в родительском уголке Совместная деятельность детей и родителей дома Рекомендации: Проверяющий:_______________________
Результаты тематического контроля Организация непосредственно образовательной деятельности в МКДОУ детском саду № 24 В период с 15-23 марта 2012г. организован тематический контроль во всех возрастных группах детского сада в соответствии с поставленными задачами и утвержденным планом. Выводы: Большинство педагогов показали достаточный уровень умений в постановке цели и задач при планировании занятий. Положительная тенденция взаимосвязи планируемого занятия с предыдущими и последующими занятиями, установление межпредметных связей. В качестве предварительной и последующей работы с детьми в соответствии с тематикой занятия запланированы преимущественно дидактические игры, чтение художественной литературы, наблюдения в природе, в группах раннего возраста индивидуальная работа. При отборе содержания занятия недостаточно учитывается образовательная программа учреждения. Вызывает затруднение отбор содержания занятия в разновозрастной группе. Большинство воспитателей в своих планах объединяют содержание разных методических пособий. В группах раннего возраста используются пособия, рекомендованные к программам «Детство», «Развитие». При этом начинающие педагоги предпочитают пользоваться готовыми разработками по планированию, а опытные воспитатели - самостоятельно выстраивать свою систему, опираясь на имеющиеся пособия. Что свидетельствует о том, что педагоги понимают необходимость перестройки своей работы и готовы к этому. При проведении занятий используется разнообразный дидактический материал как демонстрационный, так и раздаточный, рассчитанный на всех детей группы. Наметилась положительная тенденция в использовании в качестве демонстрационного материала мультимедийных презентаций. Наблюдаются положительные моменты в выборе партнерской позиции педагога по отношению к детям: сидя на ковре вместе с детьми в группах раннего возраста, расположение воспитателя и детей по кругу лицом друг к другу в средней и подготовительной группах . В практике работы дошкольного учреждения подтверждаются выводы учены х (О. Скоролупова , Н. Федина, Н. Короткова) о негативных моментах прежней учебно-дисциплинарной модели организации образовательного процесса, когда воспитатель в процессе обучения берет на себя роль учителя – руководителя, регламентатора . Он непосредственно не включен в деятельность, а дает задания (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно - неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля. В качестве главных недостатков отмечаются: При организации занятия отсутствует ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая детей к расширению и перестройке своего опыта. Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия в сочетании с формальными оценками. Проблемы: у педагогов детского сада вызывают затруднения: организация совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. использование различных типов мотивации, игровых приемов и методов в организации непосредственно образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Предложения: Организовать постоянно действующий семинар по теме: "Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами ". Старший воспитатель _________________________
Педагогический мониторинг, по мнению К.Ю. Белой, мы можем рассматривать как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно-диагностической функции. Комплексная педагогическая диагностика проводится педагогами в начале года, в середине года, в конце года. Метод повторных замеров помогает накапливать информацию, а затем информация анализируется в динамике, осуществляется сравнение с нормативными показателями. Это позволяет дать содержательную объективную оценку и осуществить коррекцию. Само соотнесение фактических результатов и заданных целей называется проверкой. Зафиксированный результат в баллах, или в другой форме называется отметкой. Эффективность мониторинга зависит от корректности заданных норм и стандартов. Итоговый контроль является инструментарием для подведения итогов по самым разным вопросам. Это могут быть итоги работы за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные - тематические. Например, детский сад решал годовую задачу по систематизации работы педагогического коллектива ДОУ по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Одним из итогов данной работы является организация конкурса внутри ДОУ «Игра и игрушки».
Сравнительные возможности различных форм контроля* Формы контроля Объектив ность Требователь ность Многоас пектность Точность Глубина Оценка затрат Результат Коллективные формы контроля +! + +! + + большие (-) +! Взаимоконтроль, методическое наставничество + + + +! +! средние (+/-) + Самоконтроль + + + + + малые (+) + Стихийный административный контроль -! +!! - - - очень малые (-) - Плановый административный контроль + + + + + средние (+/-) + _____________________________________________________________________________________ * М. Поташник Управление современной школой. – М., 1995
При организации контроля большое значение имеет сочетание форм и методов. К.Ю. Белая ссылается на исследования М. Поташник Управление современной школой. – М., 1995 Таблица: Сравнительные возможности различных форм контроля. Из таблицы видно, что каждая из форм контроля не универсальна, имеет свои сильные и слабые стороны. Разное их сочетание дает положительный результат. Наша задача – максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Увлеченность воспитателя выводит его на самостоятельное оценивание результата своей работы с детьми, т.е. на самоконтроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...
Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Презентация "Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ" проведена на методическом семинаре старших воспитателей района....
Контроль воспитательно-образовательного процесса
Контроль каждый день...
План контроля воспитательно -образовательного процесса на 2015-2016 учебный год
Материалл содержит подробный план контроля для работы старшего воспитателя с целью эффективной работы и возможности своевременно оказывать помощь педагогам в построении образовательно -воспитательнойд...
Оперативный контроль воспитательно-образовательного процесса
Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленчес...
План-график контроля воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ детский сад №5 на 2018-2019 учебный год
Примерный график контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....
ЦИКЛОГРАММА проведения контроля воспитательно-образовательного процесса
ЦИКЛОГРАММА проведения контроля воспитательно-образовательного процесса ...