«Формирование сенсомоторных навыков через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
статья на тему
Доклад к педагогическому совету
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТКИЙ САД №11» С.СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ |
«Формирование сенсомоторных навыков через игровую деятельность у детей третьего года жизни» |
Доклад к педагогическому совету |
Долгай Н.В. |
2012г. |
«Формирование сенсомоторных навыков через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
(Слайд 1)
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она является ведущей потому, что оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребёнка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для сенсомоторного развития детей. (Слайд 2)
Сенсорное воспитание (Слайд 3) означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Задачи сенсорного воспитания вы видите на экране (Слайд 4). При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия.
Формирование сенсомоторных навыков предполагает усвоение сенсорных эталонов (Слайд 5). Усвоение сенсорных эталонов-длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон-это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения».
Следует отметить, (Слайд 6) что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудна одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и обязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами с собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определённой системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста. Кроме того, готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
(Слайд 7) Для формирования сенсомоторных навыков мною был разработан комплекс дидактических игр и пособий направленных на развитие перцептивного восприятия.
(Слайд 8) В 1 младшей группе создана развивающая среда, позволяющая формировать у детей умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать.
(Слайд 9) Имеется комплекс дидактических игр на закрепление цвета, величины, формы и развитие мелкой моторики. (Слайд 10) На третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Для этого мы используем пирамидки разной формы и размера, цветные столбики, волшебные домики, кубы и т.д.
Важным навыком сенсомоторного развития является конструирование по подражанию (Слайд 11). Средством формирования данного навыка выступают кубики серий «Лего» и «Строитель».
(Слайд 12) Формы работы с детьми по формированию сенсомоторных навыков стандартные. Дидактические игры и упражнения могут использоваться во время занимательных дел. Игры с более крупным материалом можно предложить для самостоятельной деятельности (Слайд 13). В ходе совместной деятельности в режимных моментах (Слайд 14) мы применяли упражнения и задания, в которых необходим показ и контроль со стороны воспитателя: это игровые массажи, составление рисунков из мозаики по образцу, игры на восприятие и различения цвета и формы.
Важнейшими условиями сенсорно-моторного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Поэтому не может остаться без внимания и работа с семьёй (Слайд 15).
Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьёй, используя разнообразные методы и формы работы.
(Слайд 16) По результатам диагностики, в ходе систематической, направленной работы на формирование сенсомоторных навыков, уровень световосприятия и цветоразличения у детей трёх лет вырос в 2.6 раза; (Слайд 17) Уровень восприятия формы – в 3.1 раза; (Слайд 18) Увеличение уровня восприятия размера произошло в 2.1 раза.
(Слайд 19) Уровень развития мелкой моторики поднялся с 18 до 42 %.
(Слайд 20) Итак, в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне сформированности сенсорных-моторных навыков: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру; группируют и соотносят в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам; узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления имеющие характерный цветовой признак; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы, цвета; отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры; начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
(Слайд 21) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....
«Формирование сенсомоторных навыков через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
Доклад к педагогическому совету....
Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»
Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»Оборудование:Осенние листья большие и маленькие.Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же...
Игровые упражнения для детей третьего года жизни
консультация для воспитателей...
« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
Игра как вид деятельности издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов. Игра представляет собой особый вид деятельности чнловека....
Конспект организации и проведения игровой деятельности с детьми третьего года жизни.
Расширять знания о назначении предметов, действий с ними....
«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми по развитию сенсорных эталонов. Набрав, вновь прибывших детей, я провела диагностику по сенсорному развитию и анкетирован...