"Современный педагог, какой он?"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально- педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия.
Все это находит отражение в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель)».
Данный документ предъявляет требования к профессиональной деятельности: требования к обобщенным трудовым действиям (общепедагогическая функция: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность) и требования к обобщенным трудовым функциям по проектированию и реализации основных образовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Проведенный анализ профессионально- педагогической деятельности позволил выделить несколько подходов к ее рассмотрению:
Традиционный структурно – функциональный подход, когда учеными в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются соответствующие функции и умения (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Щербаков),
Профессиографичексий подход в исследовании деятельности учителя (воспитателя), в результате которого получается обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).
Подход, при котором профессионально- педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогичексих способностей ( Н.А. Аминов Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д.Левитов, Л.М. Митина, М.И. Станкин).
Культурологичекский подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).
По целому ряду причин, в основном связанных с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально- педагогических задач.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально- педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального жизненного опыта, ценностей и склонностей (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.).
Зачем педагогу нужна субъектная позиция?
Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающее качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач.
Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:
- характеризует ценностное, инициативно – ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач данной деятельности и результатам;
- выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании и умении видеть и определять свои личностно- профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения;
-проявляется в различных сферах жизни и прежде всего в профессиональной деятельности;
- выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности педагога.
Субъектная позиция базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, то есть обязательные, личностные качества современного педагога – профессионала.
Какие задачи профессиональной деятельности решает современный педагог дошкольного образования?
Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения – это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основной профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.
В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядя следующим образом:
- видеть ребенка в образовательном процессе – диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: знать индивидуальные особенности ребенка; учитывать их индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их образовательном процессе; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его передвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий;
- строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, - задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка – дошкольника;
- устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ – задачи взаимодействия с профессионально- педагогическим и культурным сообществом;
- создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду – задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка;
- проектировать и осуществлять профессионально самообразование - задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.
Таким образом, компетентностный подход к профессиональной деятельности позволяет рассматривать педагога, как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности подразумевается и определяется прежде всего наличием субъектной позиции педагога и умением применять в решении задач образовательный, профессиональный и жизненный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный педагог, – какой он.
Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя....
Эссе на тему:"Современный педагог .Какой он?"
Эссе на тему: Современный педагог. Какой он?Рамазанова Рагимат «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные р...
Мини-сочинение "Современный педагог, каков он?"
...сообщение для педагогического совета........
Современный педагог, какой он?
Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, зна...
«Современный педагог, какой он?»
Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности. Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта ...
Доклад для педагогов"Современный педагог,какой он?"
Доклад-рассуждение...
Современный педагог. Какой он?
Материал по самообразованию...