Современный педагог, – какой он.
статья (подготовительная группа) по теме
Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_pedagog_-_kakoy_on.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Р.М. Тимашова, г. Белгород, МДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 28, педагог-психолог.
Современный педагог, – какой он?
С какими ожиданиями приходит молодой специалист в детский сад? Осознает ли ценность профессии воспитателя? Понимает ли значимость дошкольного периода для полноценного развития человека в будущем? Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в ДОУ, очень мало. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для заведующего ДОУ, и для педагогов. Задача руководителя ДОУ, а также старшего воспитателя и педагога-психолога – помочь молодому специалисту в профессиональном становлении. Применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие их профессиональной компетентности. Работа начинается с изучения личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положительные и отрицательные черты характера. Предлагаются анкеты, тесты, проводится наблюдение за организацией непосредственно образовательной деятельности в группе, в которой работает молодой специалист. Диагностика позволяет вовремя оценить и скорректировать трудности в работе педагогов, их психологическое состояние и самочувствие в работе с детьми. Темы для групповых и индивидуальных консультаций выбирают педагоги на основе выявленных проблем в работе. Большой популярностью пользуются у молодых педагогов деловые игры и тренинги. Их тематика также разнообразна: игры направленные на рефлексию профессиональных качеств; тренинги личностного роста и т.д.
Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ребенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. Необходим при этом жизнерадостный и веселый характер, умение не сердиться на ребенка избегать монотонности и скуки. Нельзя войти в духовный контакт с детьми без любви к ним.
Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения психологов и педагогов. Это Е.А. Панько, Л.Т. Семушкина, В.И. .Логинова, С.Буре. Было выявлено, что ей свойственны все черты педагогической деятельности; созидательность, гуманизм, творческий, коллективный характер.
Профессия воспитателя известна со времен античности. Воспитатель - это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно.
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка – залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого общения.
Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Современный педагог должен обладать высокой педагогической культурой. Что значит обладать высокой педагогической культурой? Говоря кратко, педагогическая культура есть культура воспитания и образования. Следовательно, уровень педагогической культуры человека определяется тем, в какой мере этот человек выполняет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить:
1) объем знаний, которыми обладает человек;
2) его жизненный опыт, человеческую мудрость;
3) навыки и умения передачи собственных знаний. Мало самому иметь обширные знания. Можно многое знать и при этом быть плохим педагогом, не обладая умениями и навыками передачи этих знаний другим.
Обязательным моментом педагогической культуры выступает педагогическая этика. Нельзя оставить вне поля зрения и педагогическую эстетику. Поскольку в каждом труде есть своя красота, есть и достаточное основание для выделения педагогической эстетики. Она включает не только внешний облик воспитателя, его красивую и образную речь, манеру держаться, но и умение показать красоту того предмета, о котором рассказывает педагог.
Вот почему педагогическую культуру нельзя сводить только к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство лишь один из моментов педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, момент, конечно же, необходимый, но педагогическую культуру не исчерпывающий.
Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Небрежность, халатность, упование на «авось» в работе педагога – признаки его профессиональной непригодности.
Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы.
Профессиональная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека.
Современный педагог-это педагог, от которого веет энергией, оптимизмом, ожиданием справедливости по отношению к своей профессии, верой в свои силы, необходимые для достижения счастья. Порядочный, доброжелательный, терпеливый, добрый, помогающий ребенку осваивать мир, а семье гармонично воспитывать малыша. Без этих качеств работать с детьми невозможно.
Современный педагог – это педагог способный работать в условиях введения новых государственных стандартов образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Работа, проводимая в ДОУ с молодыми специалистами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми, развивает навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию.
Литература
1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
2. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
3. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.
4. Профессиональная культура учителя / под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1983.
6. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.
7. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения /под ред. Е. А. Панько. Минск, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современный педагог, какой он?"
Консультация для педагогов...
Эссе на тему:"Современный педагог .Какой он?"
Эссе на тему: Современный педагог. Какой он?Рамазанова Рагимат «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные р...
Мини-сочинение "Современный педагог, каков он?"
...сообщение для педагогического совета........
Современный педагог, какой он?
Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, зна...
«Современный педагог, какой он?»
Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности. Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта ...
Доклад для педагогов"Современный педагог,какой он?"
Доклад-рассуждение...
Современный педагог. Какой он?
Материал по самообразованию...