Семинар по теме «Построение образовательного процесса на прогулке на основе детского туризма»
консультация по теме
Семинар для воспитателей ДОУ по организации прогулок-походов, организации "Тропинок здоровья" на территории детского сада, содержит рекомендации и практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_detskomu_turizmu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по теме
«Построение образовательного процесса на прогулке
на основе детского туризма»
Старший воспитатель
МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район
Передерей Е.А.
- Туристические мини-походы по территории детского сада в условиях южного региона.
Использование педагогами в работе с детьми мини-походов позволяет решить проблему одновременного развития двигательных и умственных способностей детей в процессе физического воспитания.
Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Такая форма работы вполне приемлема с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. Для решения этой проблемы в нашем детском саду была создана творческая группа педагогов с привлечением родительской общественности. В результате совместной деятельности была создана и оборудована «Тропы здоровья»: себя беговую дорожку, полосу препятствий, «Поляна сказок», тематические «остановки», «Дорожки здоровья» на каждом групповом участке, оборудовано место, имитирующее «туристический привал», фитогрядка. Пролегает она на всей территории детского сада с учетом ярусности участков, мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду.
Различают туристический поход и туристическую прогулку. Первое—это достаточно высокие физические нагрузки и овладение элементарными туристическими навыками (1,5-2 часа). А второе—кратковременное (до 20-30 минут) пребывание в природных условиях.
Цель этих прогулок - оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Предстоящая туристическая прогулка вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом.
Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент: какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути.
Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход». Туризм в детском саду—это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например, в «Слова—рифмы», «Города». Игра сопровождает и выполнение полученного задания, и подведение итогов.
- Организация спортивных прогулок в ДОУ.
Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные задачи. Участки «Тропы здоровья» можно использовать в работы с детьми в разные режимные моменты: во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа должна находить отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы.
Туристическая прогулка может преследовать экологические цели-- ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе—также новое решение проблемы оздоровления детей. Но главной целью и задачей мини-походов всегда является оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.
Различается несколько видов:
- Спортивно-тренировочный
- Познавательный
- Развлекательный
Каждый мини-поход включает три этапа:
1 этап--подготовка | 2 этап--проведение | 3этап—подведение итогов |
Одевание по сезону. Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке. Рисование эмблемы. Подготовка снаряжения | Прохождение наме-ченного маршрута. Действия в соответствии с темой прогулки. Наблюдение. | Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.) Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня). |
Вариант алгоритма проведения прогулки-похода по территории ДОУ:
Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий сопровождают:
- наблюдение в природе и сбор природного материала
- беседа о лесе (живой природе) с использованием художественного слова и разных вопросов к детям
- выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых)
- подвижные и дидактические игры
- физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений, комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме (игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей).
- упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки)
- самостоятельные игры (на привале). В содержание походов включаются хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее на занятиях по физкультуре.
Практическое задание – разработать проект мини-похода (Приложение 1; работают 3 подгруппы):
- мини-поход в ближайшее окружение за пределами ДОУ (для старшего дошкольного возраста);
- поход-прогулка по территории ДОУ (старший дошкольный возраст)
- поход-прогулка по территории ДОУ (младший, средний возраст)
3. Методические рекомендации по организации прогулок-походов
В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.
Чередование видов деятельности во время мини-похода зависит от погодных условий, времени года, возраста, состояния и настроения детей.
Организация прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку. Можно представить следующим образом:
- определение маршрута прогулки-похода;
- при выходе за пределы ДОУ - согласование маршрута с администрацией дошкольной образовательной организации;
- тщательное изучение маршрута прогулки-похода, прохождение его взрослыми;
- привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке-походе;
- выбор и подготовка необходимого снаряжения;
- подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста - форме одежды и содержанию рюкзака).
Структура мини-похода:
Первая часть—вводная длительностью до 5 минут.
Цель—сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.
Вторая часть—движение по разработанному маршруту (до 20-40 минут). Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т.д.).
Третья часть—включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим, что тренирует в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 15 минут). Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве—ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке—ходьба «след в след»).
Хочется подчеркнуть, что в условиях нашего региона большая часть зимы проходит без наличия снега, что позволяет не сокращать содержание двигательной деятельности, а после продолжительного движения предоставить возможность длительного привала (посидеть на пенёчке, коврике, разбить палатку, организовать большой общий «стол» с нехитрым продовольствием, где каждый может позаботиться о друге).
Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой—катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом—игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т.д.
В проведении прогулок-походов могут участвовать инструктор по физкультуре и воспитатели групп в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
Практическое задание (работают 3 подгруппы, время выполнения задания 15 мин.): «Рецепты» организации «дорожки здоровья» на групповом участке – разработать макет.
- Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом, как будто включаются какие-то древние механизмы.
- Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании, мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.
- Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина» - это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба, или между стволами деревьев.
- Для организации прыжков в естественных природных условиях можно использовать разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».
- Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.
- Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути с разбитием палаток.
- Лабиринт - можно сделать авторским по своим чертежам, соблюдая рекомендуемые размеры.
Важно подчеркнуть, что нравственный аспект является безусловной основой туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня что солдат без ружья», «Назвался туристом—надевай рюкзак», «Кончил дело—помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие—уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину—учимся слушать музыку природы». (так же см. приложение)
Таким образом, используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.
Практическое задание (работают 3 подгруппы, время выполнения задания 20 мин.) – составление схемы «Тропы здоровья», описание маршрутов.
Приложение 1
Проект мини-похода
Возраст ___ время года ______ тема __________________________________
Цель ______________________________________________________________
Задачи: ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
1 этап--подготовка
Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисование эмблемы: _______________________________________________
Предшествующие игры, беседы и т.д. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовка снаряжения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Время прохождение намеченного маршрута _______
2 этап--проведение Действия в соответствии с темой прогулки-похода (расставить № последовательности выполнения):
- Игровая ситуация, сюрпризный момент __________________________________________________________________
- наблюдение в природе и сбор природного материала ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- беседа о ___________________ с использованием художественного слова _____________________________________________________________ вопросы к детям ___________________________________________________ __________________________________________________________________
- выполнение имитационных движений __________________________________________________________________
- подвижные игры __________________________________________________________________
- дидактические игры, задания __________________________________________________________________
- спортивные игры __________________________________________________________________
- игровые упражнения __________________________________________________________________
- упражнения на полосе препятствий, дорожке здоровья __________________________________________________________________
- самостоятельные игры (на привале) __________________________________________________________________
- Интеграция различных видов деятельности __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Другое _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
- 3 этап—подведение итогов
Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.), заседание в клубе «Юных путешественников» ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».
Программа мастер-класса1. Введение педагогов в проблему: постановка проблемы; актуальность проблемы; цели и задачи мастер-класса.2...
Построение образовательного процесса на основе совместной деятельности взрослого и детей.
Одно из требований программ на сегодняшний день - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.В ФГТ предлагается решать образовательные задачи в процессе:с...
Семинар по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности детей на основе индивидуализации построения образовательного процесса в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ.
Раннее детство - время становление нравственных основ личности ребенка....
Семинар "ФГОС ДО: особенности построения образовательного процесса в ДОУ"
Семинар является подспорьем для педагогов ДОУ...
Эффективное построение образовательного процесса в ДОУ на основе развития основных психологических процессов детей старшего дошкольного возраста
В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей дет...
Семинар-практикум Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»
Семинар-практикумТема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»...
Семинар-практикум Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, ...