Формы работы с семьей
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Формы работы с семьей
- Презентация работы группы, ДОУ
Цели: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, основными документами (уставом, программой развития и т. п.), группой, реализуемой в ней программой, педагогами. Показать (фрагментарно), основные виды детской деятельности.
- Открытые занятия с детьми для родителей
Цель: Познакомить родителей со спецификой и структурой проведения занятий.
При проведении занятия воспитатель может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может сто-то рассказать гостю, ввести его в круг своих интересов)
- Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, на консультации и т.п.
Цель: Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводиться воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется начать беседу с нейтральных вопросов, затем переходить к нейтральным темам.
- Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию. Стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут бать плановыми и неплановыми, индивидуальные и групповыми.Плановые проводятся систематически: 3-4 консультации в год в каждой группе и столько же общих консультаций. Продолжительность консультаций – 30 -40 мин.
- Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной в данный момент теме на данный момент; На собрание привлекаются медицинские работники или другие специалисты, включаются сообщения родителей об опыте семейного воспитания, обсуждаются организационные вопросы.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания. Готовят их, как правило, оба воспитателя по очереди. Продолжительность – 1,5 часа.
- Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями.
Например. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
1.Прослушивание записи бесед с детьми о папах.
2. мнения специалистов по поводу высказанных проблем
3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях.
4. Практическое задание: за три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.
- Родительские вечера
Проводятся 2-3 раза в год. Они прекрасно сплачивают коллектив родителей. Это праздник общения с родителями друзей твоих детей, это праздник воспоминаний собственного детства и своих детей, поиск ответов на вопросы, которые ставит жизнь. Темы родительских встреч могут быть следующими:
- Будущее моего малыша. Каким я его вижу?
- Праздники в нашей семье.
- «Можно» и «Нельзя» в нашей семье.
- Песни нашего детства и песни наших детей.
- Вопросы наших детей которые ставят в тупик.
- Фотографии нашего детства.
Красиво организованный родительский вечер может сделать то, что не сделает беседа или хорошо организованная консультация. Непринужденная беседа, душевность, отсутствие назидательности способствует тому, что родители откровенно говорят о свои проблемах, спрашивают совет, предлагают свою помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается.
- Родительские чтения
Очень своеобразная форма, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родители читают книги, и через определенный период времени они участвуют в родительских чтения по книгам которые они прочли.
- Устный журнал
Форма проведения встречи с родителями, которая имеет свои рубрики (страницы) как обычный журнал. Например, «Советы специалиста», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно знать». Каждая страница – это устное сообщение с иллюстрациями: фотографиями, поделками детей и взрослых, видеоматериалами.
- Наглядная пропаганда
- Дни открытых дверей;
- Наблюдение за деятельностью воспитателя и детей;
- дежурства: участие в экскурсиях, прогулках, проведение праздников, досугов и т.п.
- информационные стенды.
Методы активизации воспитательного опыта родителей
- Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка: в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»
- Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску наиболее подходящего родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство такта. Например, родителям предлагается следующая ситуация: «Вы наказали ребенка, а позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так».
- Ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяют обогащать родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Покажите, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком (обидевшим сверстника) и др. 1
- Тренинговые игровые задания и упражнения: дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать наиболее удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные. Н-р, вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина». Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Н-р, Воспитатель бросает родителю мяч, говоря: «Хорошо учится в школе – это значит…» или «Особенности моего ребенка – это…»
- Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных особенностей: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»
- Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью», «Был ли у вас подобный случай? Расскажите о нем» или «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний». Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с опытом других родителей.
- Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует эмоциональному сближению детей и родителей, получению детьми и родителями опыта партнерских отношений.
Идеи по вовлечению родителей в совместное сотрудничество
- Первые визиты в детский сад. Перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад, инициируйте посещение родителей группы для знакомства с педагогами и другими детьми.
- Вводные собрания. После того, как ребенок запишется в группу, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с другими родителями и узнать о ежедневных мероприятиях, правилах совместной жизни взрослых и детей, другую полезную информацию от специалистов детского сада.
- Посещения на дому. Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать ребенка и его семью в домашней обстановке.
- Когда приводить и забирать ребенка. Воспитатель может составить расписание дня так, чтобы время, когда детей приводят и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
- Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с родителями.
- Конференции родителей и воспитателей. Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и дать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования программ развития и воспитания.
Используйте письменные формы общения
Когда нехватка времени мешают вам встретиться с родителями лично или у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. В некоторых случаях бывает полезно дать информацию родителям в письменном виде:
- Брошюры. Брошюры помогают родителям получить подробный ответ на интересующую информацию.
- Пособие. Пособия позволяют развивать ребенка (память, речь, руку и т.д.). Семьи пользуются этим пособиям в течение всего года.
- Бюллетень. Бюллетень можно распространять раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях в детском саду, потребности в добровольцах и другие новости.
- Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о успехах, любимых занятиях ребенка, заданиях на дом.
- Неформальные записки. Педагоги могут также посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, или поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать записки, выражающие благодарность или содержание просьбы.
- Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях, расписании на день, советы родителям и другую информацию о том, что происходит в детском саду.
- Информация для родителей и обучение их. Педагоги предоставляют родителям информацию на интересующие их темы в виде памяток, статей, поведение лекториев в «Маминой школе».
- Неформальные встречи родителей и воспитателей. Некоторые мероприятия могут быть организованы с чисто социальной целью – дать возможность родителям и педагогам найти время немного расслабиться и ближе познакомиться друг с другом.
- Обмен литературой. Программы могут создать библиотечку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Советы по активизации работы с родителями.
- Создавайте условия и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.
- Уважайте роль родителей. Укрепляйте взаимное уважение между педагогами и родителями.
- Поощряйте участие родителей. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в работе.
- Старайтесь разнообразить виды участия родителей – проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
- Позвольте семьям самим решать, как они могут помогать работе наилучшим образом. Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их воспитание детей ценится, и что любой вклад с их стороны приветствуется.
- Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала взаимодействия.
- Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семьи, а на развитие новых контактов требуется время. Работа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
- Делайте акцент на сильных сторонах ребенка и семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения того, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. «…даже опытные родители и воспитатели нуждаются в позитивном подкреплении друг друга относительно их уникального вклада в развитие ребенка».
- Поддерживайте тесные контакты. Сделайте так, чтобы каждый воспитатель разговаривал с родителями каждого ребенка, по крайней мере раз в неделю.
- Выражайте свою признательность. Давайте родителям знать, что вы цените их участие.
- Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольной жизни. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев и сестер и других членов семьи.
- Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
- Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.
- Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе. Семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими учреждениями, которые обеспечивают детей и родителей необходимыми услугами (например, школой - компьютерный класс, иностранный язык), и службой здравоохранения (Феникс, физкультурный диспансер, спортивные школы), культурными центрами (театр кукол, экскурсионное бюро).
- Обеспечивайте посещение родителями собраний. Назначайте время проведения собраний таким образом, чтобы это было в интересах семей.
- Создайте консультативную группу из числа родителей. «Чем выше степень вовлечения людей в разработку решений, непосредственно влияющих на них, тем охотнее они будут участвовать в их реализации» (К. Левин). Несмотря на то, что педагоги, занятые в процессе развития детей раннего возраста, могут быть хорошими специалистами в своей области, родители, со своей стороны, имеют собственные требования к развитию своего ребенка и являются в конечном счете «потребителями» достигаемого результата. Опыт показывает, что в тех случаях, когда семья может сказать свое веское слово, результат, может быть значительно улучшен в силу того, что члены семьи вносят свои конструктивные предложения.
Рекомендации по содержанию наглядной информации для родителей:
1.Родительский уголок содержит материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
2. «Наша жизнь идёт день за днём». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде фотографий, рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например.,«Сегодня Серёжа спросил : почему сахар сладкий?), текста песенки выученной на занятии, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д.Материал постоянно обновляется. На нём могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку» (текст) и т.д.
3. «Наши родители советуют» (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (например ,давайте сводим детей на экскурсию и т.п), поделиться опытом (например ,профилактика простуды и т.д: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией ( в выставочном зале проходит неделя детской книги..), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д.Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос). Решение принимает родительское собрание.
4. «Права детей» Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении , в семье, адреса и телефоны , куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
5. Режим возрастной группы . Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например
Прогулка: если целевая, то на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки-впечатления детей, возможен фотомонтаж, «репортаж с прогулки», рисунки детей и комментарии к ним и т.д.
6. Выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль»,
7. Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.
8. Памятки для родителей.
9. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
10. Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
11. Доска объявлений. На неё помещается только официальная информация (собрание, родит. плата. и.т. д)
7. Меню. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями, сделав второй карманчик, в который родители, педагоги могут поместить оригинальные рецепты своих «фирменных блюд».
В меню детского сада например, завтрак : «Любимая каша» Маши.С, Артёма Ш, Стёпы Ф) -манная.
Или обед: плов (в советах родителей помещают оригинальные рецепты плова) .
8. Раздел для информации о занятиях
Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т. д.) Готовит инструктор по физической культуре.
Музыкальные занятия (готовит музыкальный руководитель) -репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания в условиях дома с аннотацией музыкальных произведений.
9. Психолог, медицинский работник, узкие специалисты готовят материалы для папок передвижек. Раз в квартал возможен выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-две недели. После изучения родителями материала с ними проводится беседа по данному вопросу.
Помимо стенда хорошо так же иметь стол для газет и журналов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на КМО из опыта работы: "Формы работы с семьей по изучению второго языка"
В данном материале излагаются необходимые рекомендации родителям для гармоничного развития дошкольника....
Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
Интерактивные формы работы с семьей «семьи группы риска».
из опыта работы с семьей...
Формы работы с семьей по внедрению оздоровительных мероприятий в семье
В своей работе я стараюсь раскрыть современнын подходы по оздоровлению детей в детском саду....
Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"
Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...
Работа с родителями «Использование разнообразных форм работы с семьей в ДОУ»
Цель: установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми; вовлечение семьи в общеобразовательный процесс;Задачи:ü привлечь родителей к активной деятельности, через проведение сов...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...